Политическая культура. Мораль и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

Содержание работы

1. Политическая культура...............................................................................................3
1.1. Понятие политической культуры.......................................................................3
1.2. Типы политических культур...............................................................................8
2. Мораль и политика.......................................................................................................13

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 48.61 Кб (Скачать файл)

Одна из структур раскрывает различные  способы ценностной ориентации человека намировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).

На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем отношение к  конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей  и ценностей, переосмысление истории  и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это придает формированию и развитию политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А  степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутренней неравновесности политической культуры.

Различия в выборе людьми тех  или иных ценностных ориентиров и  способов политического поведения  в немалой степени зависят  от их принадлежности к социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов  и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут  обладать самые разные субкультуры (например религиозные субкультуры  в Северной Ирландии и Ливане или  этнические в Азербайджане). В целом  же наибольшим значением для жизни  и политического развития общества обладает субкультура лидеров и  элит, определяющая характер исполнения ее носителями специализированных функций  по управлению политической системой.

В этом смысле наиболее .важными элементами данной субкультуры являются способности  лидеров и представителей элиты  выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет, убедить  общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной иерархии принадлежит им по праву.

1.2Типы политических культур

На протяжении развития разнообразных  государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле  политического поведения граждан  определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся  под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.

В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к  примеру, специфику разнообразных  политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентаций граждан в политической игре (в частности моралистских, индивидуальных или традиционных — Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр и др.).

Особую известность в науке  получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге “Гражданская культура” (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три “чистых” типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский,свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура “гражданственности”, где преобладают подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.

В то же время типы политической культуры могут определяться и на более  общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных  стилей политического поведения  граждан в тех или иных странах. Так, например, можно говорить о рыночной политической культуре (где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида — Э. Баталов).

Существуют и более общие  критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.

Идеалы политической культуры западного  типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней  Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении  общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет  личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика  же восточных норм и традиций коренится  в особенностях жизнедеятельности  общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской  и индо-буддийской культур.

Коротко говоря, наиболее существенные различия этих ценностных ориентаций граждан в политической жизни  общества проявляются в следующем:

Запад

— убежденность, что власть может  покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком;

— отношение к политике как к  разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства  граждан перед законом;

— осознание самодостаточности  личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности; примат идеалов  индивидуальной свободы;

— признание индивида главным субъектом  и источником политики, отношение  к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской деятельности индивида и группы;

— предпочтение личностью множественности  форм политической жизни, состязательного  типа участия во власти, плюрализма и демократии; предпочтение усложненной  организации власти (наличия партий, разнообразных групп давления и  т.д.);

— рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за их деятельностью и соблюдения правил контрактной этики;

— примат общегосударственных законов  и установлений (кодифицированного  права) над частными нормами и  правилами поведения, понимание  различий в моральной и правовой мотивации политических действий граждан;

— достаточно ощутимая идеологизированность политических позиций граждан.

Восток

— уверенность в божественном происхождении  власти, не связанном ни с какими человеческими достоинствами;

— отношение к политике как к  подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения  героев и принципам божественного  правления; отрицание случайности  политических событий и понимание  политики как средства утверждения  консенсуса, гармонии и мира;

— отрицание самодостаточности  личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом  и властью; приоритет идеалов  справедливости; политическая индифферентность личности;

— признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма;

— предпочтение личностью исполнительских  функций в политической жизни  и коллективных форм политического  участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации  власти, поиску харизматического лидера;

— обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости  их контроля;

— приоритет местных правил и  обычаев (местного права) над формальными  установлениями государства, тенденция  к сглаживанию противоречий между  нравственными традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения;

— менее выраженная идеологизированность позиций, веротерпимость (за исключением исламистских течений).


В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически  противоположные политические культуры (например в США и Иране, во Франции  и Кампучии). И даже перестройка  политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой  поколебать устойчивость отдельных  ценностей прежней культуры. К  примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские  институты и проч., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И  поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а  мнения деревенских старост, князей (глав аристократических родов), руководителей  религиозных общин и т.д. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный интерес к религиям и образу жизни на Востоке также  никак не сказывается на изменении  параметров политической культуры.

Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, технологический  рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политические последствия  послевоенной оккупации страны позволили  укоренить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических  ценностей и образцов политического  поведения граждан. Весьма интенсивное  взаимодействие Запада и Востока  протекает и в политической жизни  стран, занимающих срединное геополитическое  положение (Россия, Казахстан и др.), — там формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и  способов политического участия  граждан.

И все же качественные особенности  вышеназванных мировых цивилизаций, как правило, обусловливают взаимно  не преобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.

Политическая культура отдельной  страны, как правило, формируется  в процессе переплетения различных  ценностных ориентаций и способов политического  участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания  человека, доминирующих форм общения  элиты и электората, а также  других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства. Так, например, история государственного развития США, где сумели выработать единые базовые ценности либерализма и демократии, сформировать плюралистическую организацию власти, обусловила достаточно деидеологизированные ориентации своих граждан, низкую политическую активность последних (вызванную уважением к правящим элитам), склонность к использованию легитимных форм политического участия, законопослушность, высокий патриотизм и т.д. Английскую политическую культуру отличает такая же всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия, особая почтительность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами. Политико-культурный облик Германии отличает повышенная законопослушность населения, чуткость к правовым регуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственность элит за исполнение своих обязанностей и т.д.

В России также сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим  положением, доминировавшими формами  коллективного образа жизни, длительной дистанцированностью граждан от реальных рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. ; на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. Это не только нарушило естественные механизмы и трансляторы российских традиций, преемственность поколений, развитие ценностей плюралистического образа жизни, но и деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом. В целом же такая политика послужила усеченному воспроизводству и развитию российской цивилизации.

В результате ведущее на сегодняшний  день положение в политической культуре российского общества завоевали  ценности коммунитаризма (восходящие к общинному коллективизму и обусловливающие приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности, а в конечном счете — ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни). В то же время по преимуществу персонализированное восприятие власти, а также нравственный характер требований к ее деятельности предопределяют стремление большинства граждан к поиску харизматического лидера (“спасителя отечества”, способного вывести страну из кризиса), недопонимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью. Причем явная непопулярность контроля за властями сочетается у людей со слабым уважением законов государства и предпочтением своей, “калужской законности” (Ленин) перед понятиями кодифицированного права.

Неколебимая уверенность в правоте  “своих” принципов (обычаев, традиций, лидеров и проч.) в сочетании  с множеством идейных, не допускающих  компромисса ориентиров граждан  поддерживает в политической культуре российского общества глубокий внутренний раскол. Наличие же многообразных  взаимооппонирующих субкультур не дает возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.

В настоящее время политическая культура российского общества являет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладают нормы  и ценности патриархально-традиционалистско-го типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Характерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования.

Информация о работе Политическая культура. Мораль и политика