Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:11, контрольная работа
В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
1. Политическая культура...............................................................................................3
1.1. Понятие политической культуры.......................................................................3
1.2. Типы политических культур...............................................................................8
2. Мораль и политика.......................................................................................................13
Доминирование подобных норм и ценностей
препятствует утверждению в обществе
демократических форм организации
власти, а в ряде случаев способствует
активизации политических движений
националистического и
Таким образом, одна из насущных задач реформирования российского государства и общества — преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти.
Демократизировать политико-культурные
качества российского общества можно
прежде всего путем реального
изменения гражданского статуса
личности, создания властных механизмов,
передающих властные полномочия при
принятии решений законно избранным
и надежно контролируемым представителям
народа. Нашему обществу необходимы не
подавление господствовавших прежде идеологий,
не изобретение новых “
2. Мораль и политика
Мораль (от лат. moralis – нрав,
нравственный) – одна из форм общественного
сознания и его реализации на практике,
утверждающая общественно необходимый
тип поведения людей. В отличие от правовых
норм, соблюдение которых поддерживается
и контролируется государственными органами,
нормы моралиопираются
на общественное мнение и воздействие,
на убеждение, традиции и привычку.
Мораль находит выражение в поступках
человека по отношению к обществу, властным
структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с тече-нием
времени и различны у разных народов и
слоев населения. Основными про-блемами
в морали являются
вопросы о том, что такое «хороший обычай,
поведе-ние, деятельность», что «прилично,
порядочно, достойно» и т.д. [c.13] К господ-ствующей морали,кроме социальных
ценностей и оценок, принадлежат также
и те, которые расцениваются религией
как «благое поведение». Мораль – это
составная часть индивидуального мировоззрения,
она во многом определяет для личности
картину социально-политического мира.
Поскольку политика является
одной из важнейших сфер человеческой
деятельно-сти, ее невозможно отделить
от морали. Моральные
ценности и нормы, имеющие отношение к
политическому миру, к его институтам,
отношениям, политическому мировоззрению
и поведению членов того или иного сообщества,
в совокупности составляют политическую
этику, используются в виде оценки политического
курса в целом и политической деятельности
отдельных лиц в частности.
Мораль удерживает человека от крайних
форм поведения, способствует разреше-нию
противоречий между индивидом и всей общностью.
В древности первичные человеческие коллективы
во многом регулировали взаимодействие
людей с помо-щью обычаев, традиций, табу,
а также таких институтов социального
контроля, как семья и община. С возникновением
сложных общностей и ослаблением традиционных
форм социального контроля возросла роль
политических институтов, которые стали
осуществлять основные властно-регуляционные
функции в развитии общества, а мораль – регулировать
нравственные нормы по-ведения.
Мораль может так или иначе характеризовать
политическое действие, влиять на его
реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу
бесконтрольного поли-тического действия,
поэтому политика часто
стремится освободиться от нее. Еще Н.И.
Карамзин справедливо заметил, что «правила
нравственности и добродетели святее
всех иных и служат Основанием истинной политики».
Общее между политикой и моралью сост
Многие императивы морали носят
характер идеалов, с которыми следует
сообра-зовывать свои действия; она оценивает
субъективное, внутреннее переживание
поступков. Политика же более «приземлена»
и целенаправленна, т.е. ориен-тирована
на достижение определенных целей, результатов.
Важной особенностью политики я
Мораль в значительной части своих норм
выступает как своего рода антитеза насилию.
Так, индуистско-буддийская традиция морали основывается на
принци-пах «ненасилия». [c.14] Но утверждать,
что мораль осуждает
насилие в принципе, т.е. по принципиальным
«соображениям»не приемлет его, – значит
игнорировать некие реальные ситуации.
Так, мораль «освещает»
ведение справедливых войн, защиту Отечества;
ислам предполагает «священную войну
против неверных» и др.
Далее, хорошо известно, что уголовно-правовые
нормы возникают, существуют и реализуются
как формализованное единство правовых
воззрений и моральныхустановлений
общества. Весьма показателен здесь институт
необходимой оборо-ны.
Наконец, существует и «корпоративная» мораль, есть м
Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и мор
• морализаторский подход
– означает, что политика должна
иметь не только высоконравственные цели
(общее благо, справедливость), но и при
любых обстоятельствах не нарушать нравственные
принципы (правдивость, благожелательность
к людям, честность) используя при этом
лишь нравственно допустимые средства;
• ценностно-нейтральный подход – игнорирование политикой нравст
• компромиссный подход – преобладает
среди многих ученых и нравственных по-литиков.
Он исходит из признания необходимости
учета нравственных норм вполитике, учитывая
специфику последней.
В современном мире центральными направлениями
институализации нравствен-ных требований
к политике являются
соблюдение прав человека, социальная
направленность политики, утвер
В силу значимости своего функционирования
и его последствий, политика всегда
была, есть и будет сферой моральности и
ответственности. Без союза сморалью политика лишается
компаса, указывающего ей цель и направление
движения к ней, а также ответственности,
без которых она подобно вышедшей из-под
контроля людей технике и науке, грозит
превратиться в средство массового поражения,
в антигуманный механизм завоевания и
сохранения власти, в орудие порабощения
людей, а не их освобождения и защиты. [c.15]
Совместима ли политика с моралью и нравственными
ценностями? Вот что дума-ют по этому поводу
известные политики и политологи.
В. Игрунов (депутат Госдумы, директор
Института гуманитарно-
С. Бабурин (депутат Госдумы): «Политика
не только совместима с моралью и нравственными
ценностями, более того, именно политика с большой
буквы, разу-меется, а не грязное политиканство, единств
С. Беляев (депутат Госдумы); «Как и любой
другой политик, отвечу:
конечно же, совместима, даже обязательно
должна совмещаться. Беда, однако, в другом:
мно-гие политики, к сожалению,
сами для себя определяют, что нравственно,
а что нет. Отсюда те многочисленные расхождения
с общечеловеческими понятиями о морали, которые
мы наблюдаем у известных в стране лиц».
А. Мигранян (политолог): «Мораль и политика – принципиально
разные сферы. В сфере морали недопустимы
компромиссы. Сущностная характеристика
сферыполитики, и особенно
демократической политики – согласование
интересов, по-иск компромиссов, преобладание
технологии над идеологией и системой
ценно-стей. Поэтому выбор «меньшего зла»
при принятии политических решений является
основой функционирования всех демократических
обществ».
В современных условиях возрастает роль
нравственных критериев в политике, в силу
того, что многократно увеличивается «цена»
многих политических решений, повышается
значение воздействия общественного мнения
на политику и полити-ков.
Влияние нравственности на политику может
и должно осуществляться по ряду направлений.
Это – постановка нравственных целей,
выбор адекватных им и ре-альной ситуации
методов и средств, учет в процессе политической
деятельности моральных принцип
Демократический политик, в отличие
от политикана, борется
за власть не для то-го, чтобы злоупотребить
ею, а чтобы с ее помощью решать общественно
важные задачи. [c.16] Поэтому подлинный
успех политика – это,
прежде всего, успех программы его деятельности,
высокая оценка общества и истории. В конечном
счете нравственное решение общественного
деятеля и политика, помноженное
на знания и Опыт, является самым верным
Информация о работе Политическая культура. Мораль и политика