Политическая культура. Политическое сознание и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:57, контрольная работа

Описание работы

Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Политическая культура – составная часть общей культуры человечества, включающая те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.docx

— 37.21 Кб (Скачать файл)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА.

Политическая культура –  это система исторически сложившихся  устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство  политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура –  составная часть общей культуры человечества, включающая те элементы духовной сферы, которые связаны  с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и  воспроизводством их в ходе текущей  политической жизни. Вот почему на основании  уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

Характерные черты политической культуры:

1) является продуктом  естественно-исторического развития  общества, результатом коллективного  политического творчества;

2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами  политического процесса, закрепляет  стабильные стороны политического  опыта;

3) имеет всеобъемлющий  характер, пронизывая собой политическую  жизнь конкретной страны;

4) обеспечивает целостность  и интегрированность политической  сферы;

5) координирует политическими  методами жизнедеятельность общества  в целом, сочетает интересы  различных социальных групп, классов,  государства и личности;

6) предлагает определенные  образцы поведения, нормы взаимоотношений  власти и граждан; 

7) характеризует политическое  сознание и политическое поведение  массы населения.

Элементы структуры политической культуры:

– политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

– политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы  общественно-политической деятельности);

– политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.).

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует  у граждан необходимые общественно-политические  знания, взгляды, повышает политическую  образованность);

2) интегративная (помогает  достигать согласия в рамках  существующей политической системы  и избранного обществом политического  строя, объединяет усилия для  достижения определенных социально  значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет  установить связь между участниками  политического процесса, а также  передавать элементы политической  культуры от поколения к поколению  и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет  в общественном сознании необходимые  политические ценности, установки,  мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность  сформировать гражданина, личность  как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

Политическое сознание - это совокупность представлений  и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение  людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность  к участию в управлении делами общества и государства.

Политическое сознание - одна из основных форм общественного  сознания, она возникает вместе с  появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая политику. По своему содержанию она охватывает чувственные  и теоретические, ценностные и нормативные  представления граждан, опосредствующие  их связи с институтами власти.

Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере  власти, как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависят содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.

Сущность политического  сознания заключается в том, что  это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов  людей.

Политическое сознание представляет собой своеобразный, динамичный сплав  чувств и представлений, в котором  по-своему выражается круг интересов, связанных с  деятельностью государства  и других политических институтов. Политическое сознание выражает и защищает насущные, жизненно важные интересы, как отдельных социальных групп, так и общества в целом. Эти интересы — экономические, прежде всего, национальные, т.е. интересы той или иной страны, культурные и т.д. Нередко политическое сознание изображается сознанием преимущественно классовым, даже партийным.

Именно с позиций высших нравственных ценностей (а не только с позиции сиюминутной выгоды) должны оцениваться действия различных  политических институтов. Именно моральное  сознание задает ориентиры политическому  сознанию. Центральные понятия морального сознания — это понятия добра  и зла. Отправным же понятием политического  сознания является понятие власти. Последняя нередко ассоциируется  с силой, принуждением или угрозой  принуждения ("угроза страшнее наказания"), с ограничением свободы человека. Моральное же сознание насилие допускает  лишь в виде исключения — для  обуздания крайних случаев зла. А какое-либо ограничение свободы  человека для морального сознания совершенно неприемлемо, ибо в этом случае не ставится и сама моральная оценка тех, или иных поступков.

  Словом, различий между  моральным и политическим: сознанием  немало. Но есть и точки соприкосновения,  есть пространство для взаимодействия. Государство не есть какая-то  абстракция. Оно реализуется в  конкретных органах,  в их деятельности. И прежде всего сущность такого  или иного государства воплощается  в праве. Именно через право  государство, политическое сознание (обращенного в отличие от морали  преимущественно к большим группам  населения) доходит до отдельного  гражданина. Но регулируя межличностные  отношения, право вынуждено опираться  на простые нормы нравственности, освященные веками. Неслучайно такие  исходные нормы, как "не убий", "не укради др. входят и в мораль, и вправо. Кроме того, имеется и "общее" понятие и у морального, и у правового сознания — понятие "справедливости", «равенства». Правда, понимание справедливости в морали и в праве имеет свои особенности. Для права справедливость — это следование законам, установленным государством. Для морали — справедливость — это объективная оценка действий отдельной личности через призму общечеловеческих, высших ценностей. Моральное сознание может признать несправедливыми и сами законы, Кроме того, для морального сознания принцип равенства значимости, достоинства каждой человеческой личности является, можно сказать, священным. Для правосознания (в прошлые века личность не только царя, короля, но и простого дворянина имела откровенные привилегии) принцип равенства стал считаться важным, существенным лишь в самые последние десятилетия (у разных стран по-разному).

 Действуя в одном  и том же обществе, моральное  и политическое сознание неизбежно  взаимодействуют, каждое по-своему  обеспечивая стабильность общества, отвечая на разнообразные духовные  потребности человеческой личности.

Функции политического сознания:

1) регулятивная (дает ориентиры  с помощью идей, представлений,  убеждений и т.п. относительно  политического участия);

2) оценочная (способствует  выработке отношений к политической  жизни, к конкретным политическим  событиям);

3) интегрирующая (содействует  объединению социальных групп  общества на основе общих ценностей,  идей, установок);

4) познавательная (помогает  людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую  действительность);

5) прогностическая (создает  основу для предвидения содержания  и характера развития политического  процесса, позволяет получить информацию  о будущих политических отношениях);

6) мобилизующая (побуждает  людей к политически ориентированному  поведению, к участию в общественно-политической  жизни ради отстаивания своих  интересов, к объединению со  своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

По глубине отражения  действительности выделяют следующие  уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными  группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).

В зависимости от субъектов  политическое сознание может быть:

- массовым (выражает общественное  мнение, настроение и действие  масс);

- групповым (обобщает  установки и мотивы политического  поведения конкретных классов,  слоев, элит);

- индивидуальным (содержит  систему информационных, мотивационных  и ценностных компонентов, обеспечивающих  познание личностью политики  и участие в ней).

В концентрированном виде политическое сознание содержится в  массовых идеологиях. Идеология - это  система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение  к действительности. Политическая же идеология есть систематизированная  совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные  субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции  и интересы и которые выступают  зачастую в качестве мотивов их политической деятельности.

Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика  как формы общественного сознания. Она являет собой систему представлений, как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает.

В отличие от социально-психологического уровня сознания идеология является систематизированным, логически связанным  духовным образованием. Идеология - это  ценностное сознание, ибо в ней  происходит не просто отражение каких-либо интересов, а отражение с оценкой  их значимости, соответствия либо несоответствия тенденциям общественного развития.

В отличие от науки, задачей  которой является поиск истины, функции  идеологии заключаются в следующем:

1) в овладении массовым  политическим сознанием населения,  внедрении в него своих критериев  оценки происходящего, формировании  программы, в соответствии с  которой люди должны ориентироваться  в политическом пространстве (идеология  должна создавать позитивный  образ проводимого политического  курса, его соответствия интересам  общества);

2) в стимулировании целенаправленных  действий субъектов политики;

3) в интегрировании общества  на основе определенных интересов,  целей, взглядов, сплочении людей  и аккумулировании их энергии  и т.п. 

Идеология - это одновременно учение (доктрина), программа и  политическая практика, что проявляется в таких  ее уровнях:

- теоретическом (на котором  формулируются основные положения,  выражающие интересы и идеалы  того или иного класса, слоя, нации,  государства);

- программном (где интересы  и идеалы трансформируются в  программы и лозунги политической  элиты и выступают идейной  основой для принятия управленческих  решений и стимулирования политического  поведения);

- поведенческом (который  характеризует степень освоения  гражданами целей и принципов  данной идеологии и меру их  воплощения в конкретных формах  политического участия, в определенном  типе политического поведения).

Роль духовных факторов в  политике отнюдь не ограничивается воздействием на людей идеологических доктрин  и программ. Не менее, а нередко  и более существенное значение для  политики имеет другая форма политического  сознания — политическая психология.

Политическая психология представляет собой совокупность духовных образований, которые содержат в  основном эмоционально-чувственные  ощущения и представления людей  о политических явлениях и которые  складываются в процессе их (людей) непосредственного взаимодействия с институтами власти и своего политического поведения. К политико-психологическим  явлениям относятся как универсальные  чувства и эмоции человека, специфически проявляющиеся в политической жизни (например, гнев, любовь, ненависть и др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни (чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства подвластности государству и проч.). Отражая и интерпретируя политику в эмоционально-чувственной форме, политическая психология представляет собой т.н. «практический» тип политического сознания. К ее отличительным чертам относят, прежде всего, отображение людьми политических объектов через призму своих непосредственных интересов и доступного им политического опыта. Повинуясь чувствам, люди подчиняют получаемую ими информацию собственным задачам, логике своих индивидуальных действий. Поэтому политическая психология тем больше влияет на ориентацию людей во власти, чем сильнее политика включается в круг их непосредственных интересов.

Информация о работе Политическая культура. Политическое сознание и культура