Политическая культура. Политическое сознание и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:57, контрольная работа

Описание работы

Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Политическая культура – составная часть общей культуры человечества, включающая те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.docx

— 37.21 Кб (Скачать файл)

На содержание и уровень  развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие  процессы:

 

- радикальные изменения  основ экономической, социальной, политической и духовной жизни,  массовые перемещения в Россию  различных групп населения из  ближнего зарубежья и возникновение  вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;

- изменение и усложнение  социальной структуры общества, появление в ней новых социальных  групп, рост имущественного не­равенства, усиление вертикальной и горизонтальной  мобильности;

- переоценка на основе  расширения информации уроков  прошлого, настоящего и перспектив  будущего.

Все эти процессы диктуют  необходимость серьезной модификации  мировоззренческих, оценочных и  поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры.

В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи выделяют следующие:

- ценности коммунитаризма  – приоритет групповой справедливости  перед принципами индивидуальной  свободы;

- индифферентное отношение  к политическому участию;

- персонализированное восприятие  власти;

- предрасположенность к  конформизму;

- неверие в представительные  органы власти, тяготение к исполнительным  функциям с ограниченной индивидуальной  ответственностью;

- подданническое отношение  к власти;

- правовой нигилизм;

- нетерпимость к другим  мнениям, принципам;

- некритическое восприятие  зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;

- предрасположенность к  силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.

Свое предназначение в  качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при  условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей  объединяющей идеи, поиски которой  сегодня активно предпринимаются  всеми политическими силами.

В силу объективных обстоятельств  Россия всегда будет испытывать потребность  в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве  власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес  и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в  политической культуре должен быть направлен  не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских  тенденций, преодоление патерналистских  ожиданий и развитие способности  к самоорганизации.

С точки зрения А.Ахиезера, «общество не может обеспечить свое существование в усложняющемся  мире, не вовлекая в процесс диалогизации все большего числа людей. Центральная  задача политологии в постсоветском  обществе - искать пути воспроизводства  либеральной культуры, социокультурный  фундамент которой пока еще слаб, совершенствуя на этой основе общество и государство, способствуя достижению базового консенсуса, преодолению раскола  между всеми элементами нравственного  схематизма. А для этого необходимы определенные нравственные основания - прежде всего развитие гуманизма (который  в свое время не был воспринят  духовной элитой из византийской культуры), христианская идея любви, вытеснение на периферию культуры агрессивности, ненависти, убеждения, что «мир лежит  во зле», мироотреченности (последняя  была активно воспринята из византийского наследия)».

Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в постсоветской России может  сформироваться гражданская культура, которая будет носить смешанный  характер, т.к. нельзя двигаться вперед, отрицая все, что было создано  предшествующими поколениями. Основными  источниками такой культуры могут  стать современная политическая практика, которая через правовые акты будет приобретать легитимный характер; западная политическая культура, являющаяся источником необходимых  ценностей; национальная традиция, корректирующая формирующуюся политическую культуру.

Список используемой литературы.

    1. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: курс лекций. СПб.: БГТУ, 2004.
    2. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: словарь-справочник. М.: Гардарики, 2001.
    3. Демидов А., Федосеев А. Основы политологии. Учебное пособие.  М.: Высш.шк., 1995.
    4. Денисенко Н.А. Политология. Учебное пособие. Новосибирск, 2005.
    5. Пугачев В., Соловьев А., Введение в политологию. Аспект Пресс, М. 2000.
    6. Пикалов Г.А. Теория политической культуры: учебное пособие. СПб., 2004.
    7. Синяков Л.К., Никитин  В.П. Политология: конспект лекций. Минск: БГУИР, 2004.

 


Информация о работе Политическая культура. Политическое сознание и культура