Политическая культура в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

В работе я использовала большое количество специальной литературы, взятой из разных источников. Основной для меня стала книга основателей политической культуры Г. Алмонда и С. Верба «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций»1. Даже на современном этапе развития политической культуры их классический труд не теряет актуальности и считается основным в этой научной дисциплине. Классификация типов политической культуры, данная Г. Алмондом и С. Вербой является самой применяемой и популярной.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Концепции политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Политика и культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Предпосылки создания теории политической культуры. . . . . . . . . . . . … .6
1.3. Развитие концепции политической культуры в современной науке…..9
2. Понятие, функции и типы политической культуры . . . . . ………...…..12
2.1. Понятие политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . ..12
2.2. Функции политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.3. Типы политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3. Политическая культура в современной России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Файлы: 1 файл

Политология 2012.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Развитие отечественной  политической культуры произошло относительно недавно. Одни ученые (Ф. Бурлацкий, А. Галкин) ограничивают предмет политической культуры сферой политического сознания, не принимая во внимание политическое поведение. Другие исследователи – Е. Егоров, Н. Кейзеров, М. Фарукшин, Э. Баталов – придерживались диаметрально противоположной точки зрения и включали в сферу политической культуры политическое поведение. Выдающийся ученый и исследователь Э. Баталов считал политическую культуру  системой исторически сложившихся и относительно устойчивых представлений, установок, моделей поведения, проявляющихся в результате практической деятельности субъектов политического процесса.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

2.1. Понятие политической  культуры

Политика, как разветвленный  тип деятельности (и как профессия) должна иметь определенную культуру. Но в отношении политической культуры существуют очень большие разногласия относительно понятия, определения культуры. Некоторые исследователи насчитывают более 30 определений политической культуры.

На мой взгляд, для  более полного понимания культуры политической, необходимо отдельно разобрать термин и стоящий за ним смысл слова «культура». Этот термин произошел от латинского языка; его значения трактуют как возделывание, почитание, развитие, образование воспитание. Философы определяют культуру как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Т.е., можно раскрыть термин «культура» как некую совокупность духовных и материальных ценностей, передающихся из поколения в поколения, в которых содержатся результаты людей по действию в определенных сферах общественной жизни. 

Деятельность людей  в политической сфере составляют определенные системы идей, нормы  поведения, работа специальных институтов. Все это – исторический опыт людей, конкретных групп общества; это решения определенных проблем; директивы по способам поведения в различных ситуациях. Исходя из всего этого, можно сказать, что политическая культура  состоит из множества стереотипов политического сознания и поведения, которые присущи и всему обществу и отдельным его структурам. Т.е. «политическая культура» есть исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений.

Здесь необходимо выделить слово «стереотип». Т.к. в культуре считается выполненным и устоявшимся только то, что прочно вошло в сознание, быт и поведение людей, областью изучения политической культуры правильно было бы считать не все проявления политического сознания и поведения, а только те их аспекты, которые монолитно утвердились в «умах» людей и использование которых типично для определенных общественных слоев. Таким образом, политическая культура является неким неделимым слепком, не меняющимся на протяжении длительного времени, который включает в себя устойчивые формы политического сознания и политического поведения.

Т.к. одной из важнейших  функций политической культуры служит обеспечение взаимодействия личности и политической власти и укрепления связей между ними, в большинстве определений присутствует ссылка на это свойство:

  • Е. Вятр: «совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан»14;
  •  Н.Кейзеров: «идеологическое, надстроечное явление, особая разновидность культуры, качество, способ (формы, уровни и т.д.) духовно-практической деятельности и отношений, обеспечивающих отражение, закрепление и реализацию коренных классовых и общественных интересов…»15;
  •  К.Гаджиев: «ценностно-нормативная система, которая разделяется большинством населения»16.

Довольно сложно разобраться в многочисленных толкованиях термина «политическая культура», но в среде политологов и в специальной литературе мы можем видеть, что классическим считают определение, которое дают американские социологи Г. Пауэлл и Г. Алмонд: «политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Т.е., определение, данное этими учеными, акцентирует внимание на субъективной стороне политической культуры.

Также необходимо отметить разницу между понятиями «политическое  сознание» и «политическая культура». Политическое сознание – это процесс  отражения политики в сознании людей. А с помощью политической культуры феномен политики реализуется и закрепляется в нормах политической деятельности. Политическая культура предстает как единство социальных знаний, оценок, ориентации людей и норм, навыков, образцов их политического поведения. Совокупное действие этих элементов политики и задает качественную определенность и устойчивость мышлению и деятельности ее субъектов.

Современные представления  о политической культуре исходят  из признания органического единства в ней двух начал: духовного, идеологического и практического, деятельного. Формирование политической культуры человека или социальной общности, политическая социализация рассматривается как деятельный процесс. Способность того или иного феномена стать элементом политической культуры в первую очередь определяется возможностями его влияния на достижение планируемых результатов деятельности.

 

 

2.2. Функции политической культуры

 

Политическая культура характеризует способность человека понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей не только в соответствии с правилами политической игры, но и творчески перестраивая приемы и способы деятельности при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура проявляется в самых разнообразных формах. В частности, она может существовать в виде духовных побуждений и ориентации человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде, т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях.17

Политической культуре, как и любой другой науке, свойственны  определенные функции:

  • ориентации – понимание индивидом собственных возможностей для решения задач в сфере своих прав и свобод в конкретной политической ситуации. Характеризует влечение человека к смысловому отображению политических явлений и феноменов;
  • идентификации – реализует постоянную потребность индивида быть включенным в какую-либо группу, а также наиболее приемлемые способы отстаивания в этой группе своих интересов;
  • программирования (предписания) – служит для расстановки своеобразных приоритетов в области ориентаций, представлений и норм. Задает вектор и границы конструктивного поведения индивида;
  • социализации – развивает определенные навыки и умения у индивида, которые он использует для реализации своих прав и интересов при различных системах власти;
  • адаптации – выражает необходимость индивида подстраиваться под изменения в политической сфере, чтобы осуществлять свои функции и права;
  • интеграции - обеспечивает возможность сосуществования и симбиоза различных групп в пределах одной властной системы, а также сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
  • коммуникации - на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов, других языковых средств и видов информации обеспечивает взаимодействие всех институтов и субъектов властных отношений.

В различных политических системах, исторических условиях, а  в особенности при смене политического  режима, некоторые из функций политической культура могут либо «набирать обороты», становясь более влиятельными и важными в конкретный период, либо наоборот, снижать свой вес, относительно других функций. Например, на стыке каких-либо глобальных исторических  и политических событий, на переходном этапе, резко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

 

2.3. Типы политической  культуры.

Политическая культура в большой  степени зависит от уровня исторического развития; она меняется в ходе каких-либо значимых политических событий или при других, довольно существенных и важных, обстоятельствах (но не всегда успевает за ними).

В современной политологии  для анализа и сравнения политических культур широко используется типология, предложенная Г.Алмондом и С.Верба18. Они выделяют три основных типа политической культуры, не привязывая их жестко к определённому времени или социальной группе, но сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации власти:

● патриархальная политическая культура, её основной признак-отсутствие в обществе интереса к политической системе;

● подданническая политическая культура, характеризуется сильной ориентацией на политическую систему, но слабой активностью участия в её функционировании;

● активистская политическая культура, с чертами заинтересованности в политической системе и активном участии в ней;

   Решающее значение  для определения типа политической  культуры имеет сочетание между  теми элементами политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является такое состояние, когда элементы политической культуры связаны со всеми этими аспектами бытия. Т.е. через традицию, разнообразные компоненты исторического опыта политическая культура связана с прошлым, с помощью норм, институтов, ценностей, способов политического действия осуществляет активное воздействие на актуальную политическую практику, а через цели, политические ориентации она способна влиять на будущие политические события и процессы.

Подробно изучив все основные типы можно получить целостное представление о типологизаци политической культуры, а значит и лучше понять ее структуру и сущность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПОЛИТИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности.19 Развитие рыночных отношений и политической демократии меняет источники и способы формирования политической культуры , то есть  зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида не создает предпосылок для диалога власти и общества, делает этот процесс менее управляемым, формирование политической ориентации различными агентами социализации, иногда построены таким образом что затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям.

В возникшем после  революции новом бюрократическое  классе "номенклатуры" не могли  не возобладать беспринципные карьеристы, "ограниченные честолюбцы" (выражение А. Вебера), а поколение искренне веривших в свои идеи революционеров было почти полностью выбито во время сталинских чисток. В результате революционных перемен и политики "строительства социализма" авторитарная политическая культура закономерно переросла в тоталитарную. В современной России, вставшей на путь демократических преобразований, причудливо сочетаются элементы тоталитарной, авторитарной и активистской культур 20. Решающее значение для победы возрождаемых в стране еще очень робких ростков гражданского общества будет иметь умение власти поддерживать благоприятные для них экономические условия. Люди должны иметь реальные возможности самовыражения в законных пределах, самодеятельности, защиты своих коренных интересов. Нужны гарантии от любых "экспроприаторских" экспериментов. Чем больше в обществе простора для самодеятельности, творческой активности, тем меньше возможности бюрократической узурпации власти. Политическая культура гражданского общества обладает достаточными средствами, чтобы защитить личность от любых посягательств, отстоять права и достоинство человека.

Предшествующее десятилетие  было десятилетием разрыва с прошлым. Одновременно нарастали противоречия между территориями, расширялась  пропасть между социальными группами. Все это поставило страну на грань социального распада и утраты национальной целостности. Трещины в обществе проходят по многим направлениям. Но, прежде всего, это раскол во времени.

Нет необходимости доказывать, что российская политика персонифицирована. Может быть, это одна из ключевых особенностей нашей политической культуры. Образ власти у нас окрашивается теми цветами, какими окрашены образы лидеров 21.

По мнению многих исследователей, унаследованные от советского прошлого политико-культурные ценности значительно влияют на процессы пост советского развития”22

Информация о работе Политическая культура в современной России