Политическая культура в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

В работе я использовала большое количество специальной литературы, взятой из разных источников. Основной для меня стала книга основателей политической культуры Г. Алмонда и С. Верба «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций»1. Даже на современном этапе развития политической культуры их классический труд не теряет актуальности и считается основным в этой научной дисциплине. Классификация типов политической культуры, данная Г. Алмондом и С. Вербой является самой применяемой и популярной.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Концепции политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Политика и культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Предпосылки создания теории политической культуры. . . . . . . . . . . . … .6
1.3. Развитие концепции политической культуры в современной науке…..9
2. Понятие, функции и типы политической культуры . . . . . ………...…..12
2.1. Понятие политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . ..12
2.2. Функции политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.3. Типы политической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3. Политическая культура в современной России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Файлы: 1 файл

Политология 2012.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

  Каков же характер  унаследованной политической культуры? Существует два противоположных  ответа на этот вопрос. Ряд  исследователей политической культуры  России считали, что автократизм, эгалитаризм и патернализм всегда доминировали в сознании русских

Другие советологи утверждали, что и в советский период политическая культура была далека от желательной  для репрессивной системы. Теоретическим  основанием для подобных суждений стала теория модернизации. Высказывалось мнение, что под влиянием социально-экономического прогресса даже коммунистические системы постепенно демократизируются. Согласно этой теоретической традиции, после смерти Сталина российская политическая культура постепенно становилась либеральной . Следуя этой традиции, многие пост советские исследования также отмечают значительный «удельный вес» демократических ценностей в политическом сознании россиян .Некоторые советологи считают, что культурные трансформации в пост советской России являются результатом адаптации общества к новой политико-экономической среде. Действительно, принимая во внимание трудности переходного периода, поддержка россиянами идей реформирования заметно снизилась. Но если реформы будут проводиться с большим успехом, можно ожидать усиления демократических норм и ценностей. С этой точки зрения, пост советская политическая культура находится в стадии интенсивного формирования.

Внутриполитическая ситуация в России обусловлена экономическим кризисом, конфликтом ветвей власти возникающим всякий раз при распределении властных полномочий, неоднозначностью в сфере конституционного законодательства, неопределенностью между Центром и регионами, ростом сепаратизма, распространением коррупции и преступности. 23

Власть в России вне  зависимости от смены режимов  и наличия или отсутствия демократических  процедур традиционно носит авторитарный характер. Политические представления россиян основываются на стихийном монархизме «вождизме», соответственно, политическая система  всегда фактически строится на монархических и квазимонархических принципах Авторитарная политико –культурная «матрица» нашей страны приводит к тому, что развитие в России осуществляется в одном из следующих трех «режимов» .

А) Застой; Б) Катастрофическая эффективность; В) Катастрофическая неэффективность.

Демократические права и свободы   в России, как правило, не завоевывались обществом, а даровались милостью монарха 24.

Можно сказать что  этатизм присущ общественной жизни России : государство доминирует, общество занимает подчиненное положение , что обуславливает неравноправные отношения между государством и гражданином . Отсюда : a) Огромная роль бюрократии ; б) Патернализм и клиентелизм ; в) Выключенность широких народных масс из повседневного политического процесса, а следовательно массовая политическая инертность ;  г) Отсутсвие цивилизованных форм взаимоотношений между верхами и низами , правовой нигилизм , который приводит к вспышкам революционаризма  и контрреволюционаризма и “сверху” и “снизу”.

Можно сделать вывод, рассматривая современную российскую политическую культуру в динамике, что cовременное состояние политической культуры России не дает оснований отнести ее к числу либерально демократических, скорее причислить ее можно к разряду авторитарно – коллективистских политических культур. Государство неизменно занимает в общественной жизни россиянина доминирующее положение. На протяжении многих веков не государство естественным путем вырастало  из гражданского общества, а общество развивалось под жестоким патронажем государства, которое всегда было мотором общественного развития. Россия охотно признает ту власть , которая в той или иной степени носит сакральный характер. Еще одна особенность:  это персонифицированность российской политики. Политическая культура  в России крайне гетерогенна, политические субкультуры с совершенно различными, если не диаметрально противоположными ценностными ориентациями, отношения между которыми складываются  конфронтационно, а подчас и антагонистично.

 

Среди традиций, имеющих непосредственное отношение к политике, в современной России, отмечаются такие, как сакрализация власти, муниципальные вольности, общественно-политическая активность населения, связанная с решением местных или общенациональных проблем. Среди тех, которые начинают развиваться, можно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи рациональных аргументов; искусство компромисса, маневра и союзов, активные формы давления на законодательную, исполнительную власть и политические партии, использование прессы и средств массовой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, массовые выступления и движения в защиту тех или иных требований и интересов; «завоевание улицы», забастовки - локальные и общенациональные, экономические и политические; использование наиболее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.

В качестве характерных  черт политической культуры современной России исследователи  выделяют следующие:

- ценности коммунитаризма  – приоритет групповой справедливости  перед принципами индивидуальной  свободы;

- индифферентное отношение  к политическому участию;

- персонализированное  восприятие власти;

- предрасположенность к конформизму;

- неверие в представительные  органы власти, тяготение к исполнительным  функциям с ограниченной индивидуальной  ответственностью;

- подданническое отношение  к власти;

- правовой нигилизм;

- нетерпимость к другим  мнениям, принципам;

- некритическое восприятие  зарубежного опыта, копирование  его сомнительных образцов;

- предрасположенность  к силовым методам разрешения  конфликтов, неприятие консенсусных  технологий.1


Пикалов Г.А. Теория политической культуры: Учебное пособие. СПб., 2004. С.148-149.

Свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений,

взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.

В силу объективных обстоятельств  Россия всегда будет испытывать потребность  в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в политической культуре должен быть направлен не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских тенденций, преодоление патерналистских ожиданий и развитие способности к самоорганизации.

С точки зрения А.Ахиезера, «общество не может обеспечить свое существование в усложняющемся  мире, не вовлекая в процесс диалогизации все большего числа людей. Центральная задача политологии в постсоветском обществе - искать пути воспроизводства либеральной культуры, социокультурный фундамент которой пока еще слаб, совершенствуя на этой основе общество и государство, способствуя достижению базового консенсуса, преодолению раскола между всеми элементами нравственного схематизма. А для этого необходимы определенные нравственные основания - прежде всего развитие гуманизма (который в свое время не был воспринят духовной элитой из византийской культуры), христианская идея любви, вытеснение на периферию культуры агрессивности, ненависти, убеждения, что «мир лежит во зле», мироотреченности (последняя была активно воспринята из византийского наследия)».2


2Ахиезер А. Специфика российской политической культуры и предмета политологии (Историкокультурное исследование) // Pro et Contra. 2002. №3

 

Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в постсоветской России может сформироваться гражданская культура, которая будет носить смешанный характер, т.к. нельзя двигаться вперед, отрицая все, что было создано предшествующими поколениями. Основными источниками такой культуры могут стать современная политическая практика, которая через правовые акты будет приобретать легитимный характер; западная политическая культура, являющаяся источником необходимых ценностей; национальная традиция, корректирующая формирующуюся политическую культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На содержание и уровень  развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие  процессы:

  • радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;
  • изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;
  • переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

Все эти процессы диктуют  необходимость серьезной модификации  мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т.е. всех компонентов политической культуры. Свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных направлений в ней, при условии их взаимодействия на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами в нашей стране.

До 1980-х годов во взглядах на российскую политическую культуру господствовала монистическая модель. Возникновение и существование тоталитарной политической культуры связывалось с национальной культурной спецификой, уходящей корнями в глубокую древность, которая обусловила особенности российского общественного устройства: сначала абсолютизм, затем социалистический строй. Предметом исследования являлись взаимодействие государства и общества, традиционное отношение к власти, формы протестного поведения.

Формирование новой  политической культуры – длительный процесс. Он зависит от нескольких факторов: динамики смены поколений; характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе.

Политико-культурные изменения, происходящие в нашей стране сегодня, дают основания полагать, что формируется гражданская культура, которая будет носить смешанный, более или менее сбалансированный характер. Это объясняется наличием трех источников:

первый – современная отечественная политическая практика, реализуемая в нормативных актах и в неформализованных обычаях;

второй – зарубежный опыт и политическая культура, главным образом западная. Сегодня заимствование и освоение европейско-американских образцов идет хаотично и бессистемно. Время будет корректировать этот процесс, но, скорее всего, Запад и впредь останется для России источником формирования гражданской культуры;

третий – национальная традиция. Политическая культура российского общества, обладающего многовековыми традициями, развивается на основе преемственности. При всех видимых отличиях советской политической культуры от дореволюционной первая наследовала второй. Более того, некоторые элементы советской культуры были измененной формой традиционной культуры, адаптированной к условиям XX в.

Традиционное и индустриальное общества дали современному миру два  основных типа политической культуры: тоталитарный и демократический.

Для тоталитарного типа советского периода характерны: унифицированность политического сознания и поведения, жесткость предписаний со стороны государства, расхождение слова и дела как у политической элиты, так и у рядовых граждан. Демократическая политическая культура предполагает плюрализм политических субъектов, мнений, установок, типов поведения. Она включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему-то или кому-то иному, но и готовность взаимодействовать с оппонентом.

Переходное состояние  российского общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие элементов тоталитарной культуры и демократической. Часто применительно к политической культуре постсоветской России используется термин «авторитарно-коллективистская».

В России существуют все типы политической культуры и ее субкультур: патриархальная, подданническая, активистская. Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская.

В результате воздействия  множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней представлено множество субкультур – авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и консервативная, социалистическая и буржуазная и т.д. Своя субкультура присуща каждой социальной группе: молодежи и пенсионерам, предпринимателям и маргиналам, рабочим и интеллигенции.

Особо следует отметить то обстоятельство, что в России политическая культура носит фрагментный характер – различные группы общества вырабатывают разные модели культурного развития. Существует четыре основных типа:

1) связанный с природно-географическими  различиями регионов России, которые  порождают экономические различия;

Информация о работе Политическая культура в современной России