Политическая метафора в современных средствах массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Необходимо также отметить, что благодаря метафоре публицистический текст становится более выразительным. Появляются новые выражения, новые приемы. Читатель получает более полную картину мира.
Все сказанное и определяет, полагаем, актуальность исследования политической метафоры.
Целью данной работы является рассмотрение политической метафоры в современных средствах массовой информации.
В рамках указанной цели выделяются следующие задачи:
последить механизм рождения метафоры в политическом дискурсе;
распределение политической метафоры по группам;
выявление видов метафорических переносов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие метафоры и механизм ее рождения в политическом дискурсе
1.1 Определение метафоры и политической метафоры. Сферы функционирования метафоры
1.2 Механизм рождения метафоры в политическом дискурсе
1.3 Виды метафорических переносов
Глава 2. Политическая метафора в современных СМИ
2.1 Классификация. Метафорические переносы
2.2 Политическая метафора в СМИ
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Политическая метафора в современных средствах массовой информации.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Просто слезы на глаза наворачиваются, когда представишь себе миллиардера  Усламова, выпрашивающего деньги у  Швыдкого для выкупа Чебурашки из американского рабства.

Чебурашка – это мультипликационный персонаж. В данном случае под ним подразумевается политический деятель, который своими действиями навредил другому государству и попал под его гнет, то есть там он представляется некомпетентным политиком. Кроме того, у читателя возникает вопрос о том, кто такой Усламов, помогающий «Чебурашке». Если он миллиардер, то зачем выпрашивает деньги для выкупа?

В следующем примере:

Тот, кто клюет на популистскую удочку автократов и тем самым  теряет впустую годы и десятилетия, опаздывает, обязательно останется у разбитого корыта, как старуха из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке – идет намек на то, что нынешнее суровое время не посмотрит на общество, на его заторможенное восприятие вызовов реальной жизни, которая не собирается ждать.

Далее мы выделим ряд метафор, которые заключают в себе особенности политической деятельности того или иного государства.

А Финляндия замерла в испуге, узнав, что на конкурс «Евровидение»  от Украины приедет Верка Сердючка. Гарна дивчина уже сменила  розу на шляпке на звезду.

Автор этого высказывания, Сергей Осипов, делает намек на то, что от приезда украинской певицы в любую  страну всегда можно ожидать того, от чего действительно, «замрешь в испуге». И звезда на шляпе свидетельствует  на то, что Верка Сердючка рассчитывает победить на конкурсе: стать звездой европейского масштаба.

Следующий фрагмент был взят из газеты «Аргументы и факты» и показывает одну из самых злободневных проблем  последнего времени – ядерная  проблема вокруг Ирана… Иран не собирается сворачивать ядерную программу и упорно движется по пути, который ведет к созданию атомной бомбы.

Этот год Москва дала для раздумья, установив сравнительно щадящий  режим цен на энергоресурсы, судя по всему, будет потрачен впустую.

«Москва дала» - правительство России ставит свои требования для поступления энергоресурсов в Беларусь. В течение года белорусским властям придется решить, соглашаться ли с этими условиями. Но автор делает намек на то, что это «время будет потрачено впустую

Следующий класс нами отобранного  материала – это метафора, которая несет в себе смысл «жизнь народа». Это мы видим в следующих примерах:

Руководство страны должно было заняться каждодневным кропотливым разъяснением людям новой ситуации, настойчивым  сплочением нации в монолитный организм, мобилизацией местных ресурсов.

Здесь говорится уже о суверенном отрезке Белорусского государства, и «сплочение нации в монолитный организм» привело бы к изменению  политического и экономического мышления белорусов, что весьма необходимо для развития молодого государства.

В высказывании Нигины Бероевой в  газете «Комсомольская правда»: «Население подсело на кредитную иглу и назанимало у банков уже более 2 триллионов рублей!»  – говорится о весьма распространившейся тенденции в наше время – брать  деньги в кредит у банка. Об этом свидетельствует и большая сумма займа.

В примерах:

Они (начальники) паразитируют на теле нации, заражают страну болезнями, вызывают страдания и очень быстро размножаются; Желающих запрячь народ появляется все больше – автор ставит акцент на то, что народ – средство наживы для чиновников. С его помощью они наживают свои состояния.

Из приведенных выше примеров мы пришли к выводу о том, что метафора получила достаточно широкое распространение  в публицистике. Ее используют в  своей речи и политике, и чиновники, и молодежь. С помощью метафоры тексты периодических изданий становятся более выразительными, эмоциональными. Читатель получает более полную информацию о происходящих событиях во всем мире.

Заключение

 

Метафора – троп или несколько  тропов, заключающийся в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и тому подобное, для характеризации или наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении. В расширительном смысле термин «метафора» применяется к любым видам слов в непрямом значении.

Она часто содержит точную и яркую  характеристику лица – это приговор, но не судебный. Так именно ее называют.

В обычной связной речи мы не встретим и трех предложений подряд, в которых  бы не было метафоры. Политическая сфера, как правило, должна быть бедна метафорами, но на примере нашей работы мы убедились, что это далеко не так.

Для создания политической метафоры журналисту требуется быть в курсе  современных социологических исследований, политической и экономической ситуации, иметь представление о субкультуре своих будущих читателей, их уровне жизни. В противном случае, эффективности от нее не будет.

Таким образом, метафора – весьма популярное явление в современных  средствах массовой информации. Она  придает высказыванию выразительность, эмоциональность, которые определенным образом воздействуют на читателя.

Литература

 

Аргументы и факты в Белоруссии, 2006-2007;

Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс//Теория метафоры. – М., 1990;

Баранов А. Н. Очерк когнитивной  метафоры;

Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская  политическая метафора: материалы к  словарю. – М., 1991;

Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь  русских политических метафор. –  М., 1994;

Комсомольская правда в Белоруссии, 2006-2007;

Ладутько М.В., Сычова Е.К. Политический аспект художественного дискурса. – Могилев, 2005.

Лингвистический энциклопедический  словарь//гл. ред. В.Н. Ярцева, - М.: Сов. энциклопедия, 1990;

Могилевская правда, 2006-2007;

Никитин М. В. О семантике метафоры//ВЯ, 1979, №1;

Обозреватель, 2007;

Петрова З. Ю. Регулярная метафорическая многозначность в русском языке как проявление системности метафоры;

Свободные новости, 2007;

Скляревская Г.Н. Метафора в системе  языка. – С.-Пет., 1983

Школьный поэтический словарь, Квятовский А.П. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.

Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 1990.

2. Скляревская Г.Н. Метафора в  системе языка. СПб., 1993.

3. Арутюнова Н.Д. Метафора и  дискурс // Теория метафоры. М., 1990.

4. Алексеев Н.И. Метафора как  объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии 1996, №2

5. Блэк М. Метафора // Теория метафоры. М., 1990.

6. Дейнан Э. Метафоры. М, 2003

7. Мезенина С.М. Образные средства  языка М., 1984

8. Дэвидсон Д. Что означают  метафоры. М.1990

9.

10. Lakoff, George. The Contemporary Theory of Metaphor. // Metaphor and Thought (2nd edition). Ortony, Andrew (ed.). Cambridge (Mass.), 1993.

11. Black, Max. Metaphor. London, 1954.

12. Свободная энциклопедия: http://www.wikipedia.org/

13. http://www.bbc.co.uk/radio2/

14. http://www.rferl.org/

15. http://www.bbcworldnews.com/

16. http://rt.com/

17. http://www.euronews.net/news/

18. http://www.joost.com/

19. http://www.rnw.nl/english/


Информация о работе Политическая метафора в современных средствах массовой информации