Политическая мысль в России. Истоки, этапы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 11:04, реферат

Описание работы

Политическая мысль в Киевской Руси. Отечественные политические учения XV – первой половине XVIII
столетий. Политические идеи русских мыслителей во второй половине XVIII – начале XIX вв. Российская либеральная политическая мысль: западники и славянофилы. Русский социализм, революционное народничество и анархизм. Политические идеи русских консерваторов, либералов и марксистов. Политическая мысль русской эмиграции

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Русская политическая мысль, истории которой  столько же лет, сколько российскому  государству, возникла из стремления постичь  его природу и специфику, желания  сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. Как самостоятельная область научного знания, русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальные для России, саму деятельность государства и его институтов по управлению различными областями общественной жизни: экономикой, социальной сферы, культурной, образованием, наукой, здравоохранением и др. Она развивалась во взаимосвязи с российской государственностью, русской философией и нравственной напряженностью национальной культуры, особенностями идейных и духовных традиций, закономерностями и зигзагами отечественной политической истории.

Перед русской  мыслью с момента ее зарождения стояли две основные проблемы культурного  и государственного развития России: свободы и власти, т. е. проблема освобождения личности и проблема упорядочения государственного властвования, введения его в рамки правомерности и соответствия с потребностями и желаниями населения.

Особенно  обострён интерес к этой тематике сегодня, когда архитектура политической системы находится в движении, идет модернизационный поиск более совершенных образцов. Вновь обостряются старые проблемы, взаимоотношения государства и церкви, общества и власти, бедных и богатых и многое другое. Снова люди ищут ответ на вопрос о сущности справедливости, и не находят его.

 

1 Политическая мысль в Киевской  Руси

 

В период Киевской Руси большое влияние на политико-правовые идеи оказало культурное развитие страны: переход от язычества  к христианству при князе Владимире, взаимодействие народной (деревенской) и городской культуры, былинный эпос, зарождение письменности, летописания  и литературы, налаживание культурных связей с другими странами, особенно Византией, хранительницей христианских и античных ценностей.

Значительным  экономическим и культурным подъемом отмечено правление великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054). Он предпринял ряд серьезных мероприятий по укреплению суверенитета Русского государства. С его именем связана первая запись древнерусского права – Русская Правда. Расцвет книжной образованности в середине XI в. стимулировал рост национального самосознания и складывание политически мысли. В центре официальной идеологии стояли проблемы происхождения государства, легитимности правящей династии, наилучшей формы правления. Обсуждались и отношения между князьями, соотношение светской и духовной властей, внешняя политика, исследовалась взаимосвязь между такими понятиями, как «истина», «правда», «закон», что свидетельствует о серьезных достижениях в области политико-правовой культуры.

Противовесом  феодальной политико-правовой мысли  стали идеи народных утопий. Их основными источниками являлись «отреченные книги», которые православная церковь считала духовно вредными для народа. В этих книгах, дающих демократическую версию христианства в тесной связи с язычеством и народным эпосом, представлен народный идеал правды – мечты о справедливости и совершенном состоянии общества. Задача народа – защитить и вернуть на землю «правду», утрачивавшуюся по мере укрепления феодальных отношений, вернуться к демократизму, свойственному общинному и родовому строю. Государство и церковь вели активную борьбу с древними народными идеалами, отождествляя их с язычеством.

Первое  русское политическое произведение, дошедшее до нас – «Слово о законе и благодати» Илариона (XI в.), в котором он обосновал независимость Руси от Византии и идею сильной княжеской власти.

«Слово» состоит из трех частей. В первой части, анализируя взаимосвязи между ключевыми понятиями «закон» в Ветхом Завете и «истина» в Новом Завете, Иларион формулирует религиозно-правовую концепцию мира. Он четко различает понятия «закон» как внешнее установление-предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека в обществе, и «истина», выражающееся в высоком нравственном состоянии человека, не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивном действии закона.

Вторая  часть посвящена Русскому государству, сущностью которого объявляется  божественная воля. Высшая цель управления государством – обеспечение интересов всех подданных. Кроме жестких мер юридического характера, Иларион советует применять и моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.

Третья  часть трактата посвящена задачам, которые стоят перед Русским государством. Главная задача – обеспечение мира. Божественный промысел должен обеспечить мир, а князь, реализуя его, предотвратить войны, организовать хорошее внутреннее управление страной.

Ядром летописания  явилась «Повесть временных лет» Нестора, завершенная при В. Мономахе (1053-1125). В нее вошли произведения Мономаха, где основное внимание уделяется идее укрепления государственного единства, подчинения отдельных княжеств интересам всей русской земли. Мономах осуждает «беззаконие» и «неправду». Судить должен сам князь, не допуская беззакония, проявляя милосердие к наиболее беззащитным.

К началу XIII в. появляется «Моление Даниила Заточника», послания к князю, в котором проводится мысль о необходимости единовластия, намечены пути укрепления сильной княжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от иноземного нашествия.

 

2 Отечественные политические учения  XV – первой половине XVIII столетий

 

Теория  «Москва – Третий Рим» получила оформление в посланиях Филофея к великим князьям Василию и Ивану. Эти послания стали широко известными политическими документами конца XV – начала XVI вв. Главная цель теории – доказательство закономерного возвышения Москвы и великого князя Московского как главы всей русской земли. Для обоснования Филофей формулирует теолого-историческую концепцию государственности, стимулом для которой послужило завоевание турками Византии в 1453 г.

История человечества – это возникновение, развитие и упадок мировых царств в соответствии с волей Бога. Первое мировое царство – Древний  Рим – пало из-за своего язычества. Второе мировое царство – Византия – погибло из-за унии с католической церковью. Третий Рим – Москва. Сохранившая  верность православию, Россия не только осталась невредима, но, напротив, явно набрала силу, сбросила татарское  иго, успешно обороняет свои границы, возрос ее международный авторитет.

Роль  церкви в жизни общества, соотношение  церкви и государства активно обсуждались иосифлянами и нестяжателями. Поводом для оформления этих течений политической мысли и полемики между ними послужила проблема секуляризации монастырских земель.

Основоположник  учения нестяжателей Нил Сорский (1433-1508) стремясь к укреплению пошатнувшегося в конце XV в. авторитета церкви, выступил с проповедью аскетизма и отказался от стяжания. На Соборе 1503 г. он поддержал предложение власти о ликвидации церковного землевладения, проповедовал идеи духовного подвижничества, нравственного усовершенствования, призывал к скромности в обрядах и украшениях церкви.

Иосифляне отрицали секуляризацию церковных  земель, оправдывали богатство монастырей необходимостью развития церкви.

В трактовке  взаимоотношения церкви и государства  Иосиф Волоцкий дважды менял свои взгляды. Вначале, когда Иван III активно  желал ограничения экономической мощи монастырей, он проводил идею подчиненности светской власти духовной. В дальнейшем, когда Иван III идет на компромисс с церковниками после Соборов 1503-1504 гг., Иосиф возвеличивает великокняжескую власть, не отказываясь от идеи ее ограничения божественными заповедями и «правдой».

Тираноборческие мотивы раннего периода иосифлян получили дальнейшее развитие во взглядах князя А. М. Курбского (1528-1583). В 1564 г. он направил Ивану IV послание, в котором обвинил его в жестокости и неоправданных казнях. В 1573 г. Курбский написал «Историю о великом князе Московском» – политический манифест тех представителей боярства, которые выступали за сохранение сословно-представительной монархии, против абсолютистских тенденций Ивана Грозного.

У Ивана Пересветова идея связанности царя законом и правдой сочетается с признанием необходимости покончить с произволом бояр и построить систему управления на новых началах, опираясь на складывающееся сословие служивого дворянства.

Мысль о  благе всех подданных как цели самодержавного правления последовательно проводил писатель Юрий Крижанич (1618-1683). Будучи священником-миссионером, выступал за унию православной и католической церкви и на этой основе за идею «славянского единства». В своем главном произведении «Политика» Крижанич, следуя Аристотелю, делит формы правления на три правильные (неограниченная монархия, боярское правление,республика) и три неправильные, представляющие извращенные варианты первых (тирания, олигархия, анархия). Наилучшей формой считает неограниченную монархию. Именно эту форму предпочитали мудрые «еллинские философы» и святые отцы. Она обеспечивает наличие справедливости в государстве, согласие в народе и сохранение покоя в стране и, главное, представляет собой подобие власти Божьей на земле.

Проблемами неограниченной власти интересовался С. Полоцкий (1629-1680) –общественный и церковный деятель, соавтор проекта первого высшего учебного заведения в России - Славяно-греко-латинской академии. Монарх, по Симеону - образованный человек, стремящийся к приобретению знаний; усваивает исторический опыт других стран, народов. Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещать свой народ, заботиться о своих подданных. Идея Платона о правлении философов как о наилучшей форме организации верховной власти представляется ему совершенной.

Наиболее  последовательно систематизировал отечественные этатистские взгляды Феофан Прокопович (1681-1736) – русский государственный и церковный деятель, сторонник реформ и сподвижник Петра I, автор “Духовного регламента” и “Слова о власти и чести царской”, отстаивал концепцию подчинения духовенства светской власти. Необходимость государства обосновывает задачей охраны естественных законов, вытекающих из инстинктивного стремления к сохранению жизни, продлению человеческого рода. Вместе с властью державной для сохранения естественных законов нужны гражданское право и законы. Прокопович основой государства считает общественный договор, посредством которого народ, отрекаясь от своей воли, передает ее одному лицу – монарху. Народ выступает исключительно как субъект обязанностей и подчинения. Договор толкуется односторонне, концепция договора приобретает ярко выраженный абсолютистский характер.

Церковь во второй половине XVII в. возглавила оппозицию  утверждавшемуся абсолютизму. Имея большие земельные богатства, широкий иммунитет, административные и судебные привилегии, православная церковь не хотела отказываться от огромного влияния на ход государственных дел, которое она приобрела в Смутное время и в первые годы царствования Романовых. Соборное уложение ликвидировало некоторые льготы церкви, что породило протест крупных духовных феодалов в лице патриарха Никона, который выдвинул теократическую концепцию власти.

Никон был  творцом церковной реформы 1654 г., направленной на повышение авторитета церкви внутри страны и укрепление ее международного престижа. Вызвана она была тем, что после воссоединения с Украиной и Белоруссией возникла необходимость унификации церковных обрядов и чинов на основе греческой (православной) практики. В церкви произошел раскол: возникло течение «старообрядцев», создавших свою религиозную организацию. Защитники «старой веры» были прямыми наследниками нестяжателей и еретиков XIV-XVI вв. Идейным вдохновителем старообрядцев стал протопоп Аввакум (1620-1682). Он решительно выступил против реформы и против Никона. Раскольники критиковали абсолютистские тенденции, явно набиравшие силу в период царствования Романовых, и выступали против жесткой регламентации общественной и политической жизни. Основой русского справедливого общества, по мнению старообрядцев, должна стать община, базирующаяся на раннехристианских ценностях. Расколоучители призывали бежать из «чужой земли», находящейся под властью царя-Антихриста. Люди массами шли за учителями раскола, покидали посады и деревни, уходили в далекие леса на Север, за Волгу и там основывали раскольничьи общины – скиты, надеясь найти избавление от неправедной жизни.

Весьма  специфична и имеет историческое развитие абсолютистская концепция  дворянского идеолога В. Н. Татищева (1686-1750). Он поднимает вопрос о личной вольности человека, осуждает рабство и холопство. Но воля полезна лишь в том случае, если она употребляется с разумом. Иначе это будет своевольство. Татищев высказывал свои соображения о путях ограничения самодержавного произвола. Примечательно, что идеальной формой правления он считал демократию, как возможность обсуждения всех вопросов общим собранием граждан. Представительную же демократию он объединяет с аристократической формой правления. Однако наилучшей формой правления для России он считал монархию. Целесообразность для России самодержавия он подтверждает ее историческим опытом.

 

3 Политические идеи русских мыслителей  во второй половине XVIII – начале XIX вв.

 

Идеологом дворянского конституционализма был граф Н. И. Панин (1718-1783) – видный государственный деятель России, автор проекта «Манифеста об учреждении императорского совета и разделении Сената на департаменты» и статьи «Рассуждения о непременных законах».

В проекте  «Манифеста» Панин выстраивает  критику предшествующего царствования Елизаветы и обосновывает необходимость учреждения Императорского совета, без ведома и санкции которого не должен был издаваться ни один акт монарха. Совет уравновешивался Сенатом, который мог возразить против решения монарха, согласованного с Советом, если такое решение «утесняло» существующие законы и «благосостояние народа».

Информация о работе Политическая мысль в России. Истоки, этапы и тенденции развития