Политическая мысль в России. Истоки, этапы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 11:04, реферат

Описание работы

Политическая мысль в Киевской Руси. Отечественные политические учения XV – первой половине XVIII
столетий. Политические идеи русских мыслителей во второй половине XVIII – начале XIX вв. Российская либеральная политическая мысль: западники и славянофилы. Русский социализм, революционное народничество и анархизм. Политические идеи русских консерваторов, либералов и марксистов. Политическая мысль русской эмиграции

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

6 Политические идеи русских консерваторов,  либералов и марксистов

 

Характерной чертой русского консерватизма последней  четверти XIX в. явилось сближение идейного наследия славянофильства с государственной идеологией (теория официальной народности). В какой-то мере это сближение, имевшее солидную базу в принципах самодержавия, православия и народности, было взаимным. Идеи национальной самобытности, особого пути России полностью сохранялись. Их новым выражением стало так называемое почвенничество, призыв не отрываться от родной земли, ее традиций, народного духа. Сохранялись и враждебность к революционному радикализму, и осуждение опыта Европы.

Рубежом в развитии консерватизма стал 1881 г. Со смертью Александра II закончилась эпоха реформ. Новый царь Александр III решительно отбрасывает либеральные поползновения своего отца, берет курс на укрепление самодержавия и получает полную поддержку всего консервативного лагеря, во главе с одним из самых ярких представителей «охранительного» консерватизма – Победоносцевым Константином Петровичем (1827-1907.

Победоносцев  связывает типы организации власти со степенью падения духовности общества. Он выделяет три формы власти: древнее народовластие, монархия, вторичное народовластие (современная демократия). Древнее народовластие, когда каждый делал то, что ему казалось справедливым, требовало высокой духовности общинников. Но как только внутренний закон совести перестает твердо звучать в каждом члене общины, он утверждается извне, мечом царя. Монархия – более стабильная форма правления, ее деградация возможна только при утрате царской властью своих основных качеств. Демократия возникает в государстве на обломках монархической системы. Победоносцев – ярый противник этой формы правления, вся парламентская система проникнута ложью. Одна из задач русского государства – правильное воспитание народа. Победоносцев был инициатором создания системы церковноприходских школ, которые должны не отрывать детей от своей социальной среды ненужной избыточной информацией, но воспитывать их в вере, любви к Отечеству, честном отношении к труду и семье.

Особый  вклад в теорию государства сделал своей концепцией культурно-исторических типов народов и государств Н. Я. Данилевский (1822-1885). Он фактически стоит у истоков цивилизационного подхода к их типологии, получившего дальнейшее развитие в XX в. Главная цель этой концепции – развенчание европоцентристских теорий, опирающихся на идею политического, экономического и культурного превосходства европейцев над другими народами мира.

Либерализм  в России имел существенные особенности. Западные либеральные идеи пропускались сквозь призму сознания зачастую субъективно далеких от интересов буржуазии социальных групп, приобретая искаженные, а порой и причудливые формы, ассимилируя специфические интересы и настроения различных слоев общества. Для русского либерализма характерен изначальный эклектизм и синкретизм.

Б. Н. Чичерин опирается на гегелевскую трактовку государства как высшего воплощения нравственности. Оно возникло из средневековой неурядицы и должно было требовать от подданных посильной службы для того, чтобы учредить правильное управление, внедрить благоустройство, обеспечить силу и могущество России. Всякие попытки опереться на демократию, по его мнению, опасны и даже преступны; подлинной силой, способной провести преобразования в нужном духе, служит власть, посему следует настойчиво искать подходы, позволяющие направить ее в нужное русло. Единственным созидательным орудием предстает самодержавно-бюрократическое государство.

Видный  государствовед А. Д. Градовский (1841–1889) – профессор Петербургского университета, теоретик земского либерализма, сторонник реформ,- свою политическую позицию определял как либерально-консервативную. Он фактически выступал за установление в России конституционной монархии (но говорил об этом крайне завуалированно и опосредованно), развитие парламентаризма и инициативы населения. Теория самоуправления Градовского в значительной мере базируется на европейских источниках и историческом опыте стран Запада. Градовский полагает, что введение местного самоуправления – закономерный этап в развитии каждой страны, постигшей определенной степени зрелости. Борьба за местное самоуправление фактически означала для Градовского (как и для многих других либеральных дворян) борьбу за ограничение самовластия монархии.

В 1883 г. в Женеве возникла группа «Освобождение труда», ее вдохновителем был Плеханов Г. В. (1856-1918). Это была первая революционная организация, которая объявила о своем разрыве с народническими идеями, об одобрении теории научного социализма и присоединении к международному социал-демократическому движению. На произведениях Плеханова воспитывалось целое поколение марксистов, его по праву называют первым русским марксистом. Важным событием явился его перевод «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык (1882). В 1903 г. он открывал II съезд Российской социал-демократической рабочей партии. Тогда же произошел раскол на большевиков и меньшевиков. Плеханов возглавлял меньшевистское крыло, выступая против курса Ленина на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую.

Плеханов  первым среди русских социалистов  доказывал применимость марксизма к условиям России. В утверждении в стране буржуазных общественных отношений он увидел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу. Главная теоретическая заслуга Плеханова – критика программных установок народничества. Он демонстрирует идеалистический характер взглядов народников на исторический процесс, утопический характер их социалистической теории.

В. И. Ульянов (Ленин) в 1916 г. пишет книгу «Империализм как высшая стадия капитализма», говоря, что капитализм вступил в фазу социально-экономических, политических и военных потрясений, ведущих его к неизбежной гибели. Эпоха империализма, по мнению Ленина, представляет собой канун пролетарских революций. 25 октября он дает распоряжение арестовать Временное правительство. Ленин возглавляет Совет народных комиссаров – коалиционное рабоче-крестьянское правительство, составленное из большевиков и левых эсеров. Партия, по мнению Ленина, должна обладать способностью повести за собой пролетариат.

В период Первой мировой войны Ленин вносит два важных дополнения в свои представления о революции. Это концепция империализма, который на его взгляд не подлежит реформированию, его можно только уничтожить. И мысль о неравномерности экономического и политического развития капитализма. Следующий этап развития его политических взглядов и деятельности наступил после Февральской революции. Стратегическая установка заключалась в том, что настало время осуществить план перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

Перед самой  Октябрьской революцией, Ленин пишет  свое главное произведение по вопросам государства – «Государство и революция». Идея классовости государства пронизывает всю книгу. Государство – продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классового господства. Буржуазное государство – диктатура буржуазии. По окончании гражданской войны, в марте 1921 г. на X съезде партии Ленин доказывал левым, что без нэпа в связи с задержкой мировой революции будет невозможно удержать власть пролетариата в России.

Система политических взглядов Ленина представляет собой попытку приспособления марксизма  к своеобразным условиям страны со средним уровнем развития капитализма, большой неравномерностью социального, экономического и культурного развития и сильнейшими пережитками феодализма и дофеодальных отношений (особенно на окраинах) во всех областях жизни.

 

7 Политическая мысль русской эмиграции

 

На протяжении многих десятилетий творчество русской  интеллектуальной элиты, оказавшейся в эмиграции, в нашей стране было под запретом. Тот интерес, который проявило к этому наследию наше общество в последнее десятилетие прошлого века, делает тем загадочнее то, что современная Россия, ведомая своей элитой, с удивительным упорством совершает ошибки, от которых предостерегали наши эмигранты.

В начале XX в., после иллюзий материалистических, позитивистских и марксистских идей, возвращаются идеи отечественной религиозной философии, что получило условное название «религиозного ренессанса». Ее истоки лежат в сочинениях отцов восточной церкви, славянофилов, Ф. М. Достоевского и В. С. Соловьева, В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, П. А. Флоренского, Л. И. Шестова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, Л. П. Карсавина, П. Б. Струве и др. Многие прошли сложный путь от атеизма, материализма и марксизма к идеализму, православию и либерализму. Этапным событием в такой метаморфозе стала революция 1905 г., идейные результаты которой философы обобщили в знаменитом сборнике «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». Основным объектом критики «веховцев» была русская интеллигенция, которая, по их мнению, оторвавшись от национальных корней и православия, своим революционизмом и нигилизмом подрывала основы российского общества, традиционную государственность, вела Россию к гибели. Ясно и отчетливо прозвучала мысль о том, что русский народ, обладающий огромной разрушительной энергией, следует приобщать к политике постепенно и с большой осторожностью. Политическую платформу, которую заняло большинство религиозных философов после революции 1905 г., можно сформулировать как консервативный либерализм, включавший в себя идеи сохранения монархии, национальных и православных ценностей, построения правового государства. 

Заключение

 

Многовековая  история политической мысли, включая  ее развитие за последнее столетие в рамках самостоятельной отрасли  научного знания – политологии, это длительный, сложный и противоречивый путь подъема человечества на все более высокие ступени самопознания своей политической истории и действительности, трудного поиска наилучшей модели политического устройства и развития. Русская и российская политическая мысль отличается, прежде всего, своеобразием набора и содержания поставленных и решаемых вопросов, особенностями видения общих для всех стран проблем.

IХ – ХII вв. - начало развития политической мысли России. Православие, обогащая древнейшие русские политические представления, открыло для Древней Руси возможность свободного идейно-политического диалога с Византией, Европой, всем христианским миром. Середина ХVII века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии как формы правления.

В период правления царя Ивана IV Грозного в  годы опричнины была ликвидирована  независимость и экономическое  могущество Новгорода, исчезла экономическая и административная обособленность духовных феодалов, борьба с пережитками раздробленности составляет основу политической истории того времени. Говоря о политике Ивана IV Грозного можно сказать, что монархия ХVI-ХVII вв. в Российском государстве исторически характеризовалась стремлениями к самовластию и полновластию государей.

В ХVII в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение феодальной аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе, господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался. Табель о рангах окончательно устранил назначение на государственную службу по степени родовитости и ставил на первый план заслуги перед отечеством.

Основная  тенденция эволюции политической науки  состоит в постоянном теоретическом усложнении. На каждом ее этапе система политической аргументации зависит от исторических традиций, различий в политической организации, иерархического соподчинения в социуме. Революции Нового времени сопровождались появлением феномена идеологизации политики, существенно повлиявшего на характер политико-теоретических построений, усилившего их субъективность, но одновременно способствовавшего их кумуляции и долговременности влияния.

Историческая  эволюция различных систем политической науки свидетельствует также о том, что одним из важнейших источников их преемственности является возникшая в эпоху классической древности классификация государственных систем. Продолжавшееся на протяжении тысячелетий обсуждение преимуществ монархии перед тиранией, аристократического устройства перед господством эгоистической или олигархической элиты и недопустимости власти толпы, дискредитирующей принцип народного правления, выявило ключевой, наиболее устойчивый элемент политических дискуссий – господство закона как главного условия стабильности и прогресса.

Особенности русской политической мысли были обусловлены положением России между западной и традиционной цивилизациями, запоздалостью ее политического развития, экономическим и культурным отставанием, духовно-нравственными и православно-религиозными ценностями и общинно-коллективистскими традициями.

История русской политической мысли —  это история самой России, национального  политического самосознания. Становление  новых российских ценностей возможно лишь на основе исторической преемственности, и в частности в результате изучения отечественной социально-политической мысли.

 


Информация о работе Политическая мысль в России. Истоки, этапы и тенденции развития