Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:47, контрольная работа
Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования общества.
Противоположностью демократической системе является авторитаризм, включающий различные виды самовластия (самодержавия), режимов личной власти, диктатуры и деспотических правлений. Отличительными признаками авторитарных политических систем являются: ликвидация или существенное ограничение демократических прав и свобод граждан; запрещение ряда или всех оппозиционных политических партий и общественных организаций; ограничение выборности органов государства и превращение парламента во второстепенный орган; сращивание правящей партии с государственным аппаратом; ограниченность полномочий и формальная деятельность местных органов власти и самоуправления; запрещение оппозиционной прессы; использование террористических
9
методов борьбы
с противниками режима. Надо признать,
что авторитарная власть действительно
обладает сравнительно высокой способностью
обеспечивать общественный порядок, осуществлять
быструю реорганизацию
Тоталитарные политические системы. Термин «тоталитаризм» (от позднелат. totalis – весь, целый, полный) стал применяться с середины 20-х годов ХХ века для обозначения политического режима, тяготеющего к установлению абсолютного, всеобъемлющего контроля над всеми сторонами жизни общества. Политические системы тоталитарного типа характеризуются полным, тотальным, контролем государства над всеми сферами жизни общества и личностью. Их отличительными особенностями являются: максимальное ущемление прав и свобод граждан; формирование власти на всех уровнях путем назначения сверху; фактическое упразднение принципа разделения властей; т. е. срастание всех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной; наличие лишь одной правящей партии во главе с вождем и ее срастание с государством; подмена деятельности других партий и организаций официальным «движением»; навязывание всем членам общества одной официальной идеологической доктрины; жесткая цензура каких бы то ни было сообщений, наличие только государственных средств массовой информации; государственно организованный террор, основанный на перманентном и тотальном насилии., запрет демократических организаций, ограничение конституционных прав и свобод, репрессии против прогрессивных сил, милитаризация общественной жизни. Тоталитаризм становится политической реальностью лишь на индустриальной стадии развития общества. Весьма эффективен в периоды войн. Такие политические системы слабо приспособлены к условиям эволюционного периода в развитии общества, требующим своевременного учета изменений, происходящих в различных областях жизни. Тоталитаризм разрушает мотивационную сторону человеческой деятельности, и потому он неизбежно порождает общественный застой и регресс. Все это в конечном счете приводит к кризису тоталитарных политических систем и их переходу к демократии или авторитаризму
Чистых политических систем не существует.
10
В настоящее
время в ряде стран существуют
политические системы переходного
типа, в которых действуют механизмы
трансформации от тоталитаризма
или авторитаризма к
Демократия
– выступает как нормативный идеал. Роберт
Даль считает не этичным употреблять слово
“демократия” и предлагает заменить
его полиархией – много политических
сил действует. Демократия характеризуется
контролем общества (большинства) над
властью.
При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной.
Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто — один человек или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и т.п.).
Данная классификация отражает идеальные типы политических систем, значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.
По характеру взаимодействия
с внешней средой выделяют:
-открытые системы;
-закрытые системы.
Открытые системы имеют динамическую
структуру и широкое взаимодействие со
средой, а закрытые - жестко фиксированную
структуру и ограниченные контакты с внешней
средой. Последние особенно характерны
для развивающихся стран, где еще не сложилась
целостная политическая система, не развита
политическая культура. Примеры закрытой
является политическая система советского
типа, сложившаяся в СССР, для которой
было характерно отсутствие широких международных
экономических и культурно-информационных
контактов. Символом этой закрытости стало
выражение о существования «железного
занавеса» в отношениях между СССР и странами
Захода. К. Поппер, впервые при описании
культурно-
11
исторических и политических
систем использовав понятие «открытое»
и «закрытое» общество, под первым понимал
демократические системы, которые легко
приспосабливаются к изменениям внешней
среды, про сякнути духом критики и рациональным
пониманием мира, под вторым - тоталитарные
системы, для которых характерен догматизм,
магическое мышление.
В зависимости
от концентрации или распределения власти
выделяют централизованную
и децентрализованную
политические системы. В демократической
системе власть разделена и рассредоточена,
в автократической - сконцентрирована
в руках одного субъекта, чаще всего президента.
В историческом анализе
используется характеристика систем с
позиций формационного подхода.
Соответственно выделяются системы:
- рабовладельческие;
- феодальные;
- капиталистические;
- командно-административные.
Достаточно распространено выделение традиционных
и модернизированных политических систем.
Для первых характерно неразвитое гражданское
общество, подданническая или патриархальная
политическая культура, власть в форме
диктатуры (примером выступает большинство
стран). В других системах существует развитое
гражданское общество, рациональный способ
обоснования власти, дифференциация поли
тических ролей.
Существуют различные типологии политических
систем, определяемые по типу политической
культуры, доминирующей в обществе, и состоянием политической
структуры. Одна из них разработана Д.
Алмонд и Д. Пауэлл. В зависимости от степени
структурной дифференциации и секулярности,
выделяют примитивные, традиционные
и современные системы.
В примитивной
системе преобладает «приходская культура»,
наблюдается минимум структурной дифференциации.
Традиционные
системы характеризуются слабой дифференциацией
политических структур и «культурой подчинения».
Подчиняясь власти, человек ожидает от
нее благ, гарантий.
Современные
системы являются еще более дифференцированными
в структурном плане, в них функционирует
культура участия, когда человек ориентирован
на активное участие в политике. Такие
системы могут быть демократическими,
в которых доминируют автономные подсистемы
и "культура участия», и авторитарными,
в которых имеют место управления подсистемами
и «культура подчинения участия». В свою
очередь
12
авторитарные системы могут
быть консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными
и авторитарно-
Политологи обратили внимание на то, что
политическая культура США по характеру
ценностей отличается от культуры, сложившейся
в Европе.
Это позволило Д. Алмонда и С. Вебер выделить
следующие типы политических систем:
- англо-американскую
с секулярной, плюралистической и гомогенной
культурой, что означает: большинство
граждан разделяют общие базовые ценности
и нормы:
- континентально-европейскую,
которая характеризуется фрагментарной
политической культурой;
- доиндустриальные
и частично индустриальные
с дифференцированной политической культурой;
- тоталитарную с гомогенной
политической культурой, причем сама
гомогенность определяется отсутствием
плюрализму и возможностью реализации
собственного интереса.
Существует много других типологий, которые
свидетельствуют о многомерности политической
жизни, о возможности его характеристики
с позиций различных критериев. Поэтому
каждая политическая система одновременно
может иметь различные типологические
определения и признаки. К тому же в пределах
каждого типа политических систем есть
свои разновидности. Можно говорить также
об особенностях тех современных политических
систем, где общество, к которому они относятся,
принято квалифицировать как переходное
от одного социально-экономического и
политического строя к другому. К таким
странам переходного типа относятся Россия
и другие страны СНГ, а также ряд стран
Восточной Европы.
.
Политическая система РБ
Важным моментом понимания сущности политической системы общества является уяснение двух базовых понятий - национальная (объединительная, интегративная) идея и национальные интересы государства.
Становление белорусского государства
в значительной степени было связано
с гражданско-правовыми и
В основании белорусской общенациональной идеи лежат национальные интересы как система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.
13
Национальные интересы - это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства, осознание и выражение потребностей народа. Они связаны с условиями жизни людей, их нуждами. Политики этим нуждам и потребностям придают форму целей. Выделяют политические и экономические интересы государства. Национальные интересы тесно связаны с национальной безопасностью(.способ контролировать те внутренние и внешние условия, которые в соответствии с общественным мнением данного государства являются необходимыми для обеспечения самоопределения и автономии, процветания и благосостояния) .Важнейшим компонентом и национальной безопасности, и национальных интересов является характеристика состояния самого общества
Процесс осознания национальных
интересов - сложная эволюция и правящих
элит, и всего общества. На настоящей
стадии развития Беларуси он обретает
четко выраженные черты. Беларусь избрала
путь построения союзного с Россией
государства при признании
Базовые национально-государственные интересы Беларуси - сохранение и укрепление независимости и суверенитета нашей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспечения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях.
Экономические интересы: поддержание обеспеченности экономики страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое равновесие.
Модель политической системы Республики Беларусь можно представить следующим образом (рис.):
14
Политика начинается с людей, с их совместной жизни. Когда интересы, потребности, убеждения вступают в различные конфликты, возникают политические проблемы. Однако государственные институты не реагируют на конфликт до тех пор, пока проблема не выходит на повестку дня органов власти. Повестка дня состоит из тех проблем, которые попадают в поле зрения политических лидеров и правительственных должностных лиц. Но при этом важно, что "связующие институты" борются за выдвижение своей проблемы на повестку дня политики (это отчетливо прослеживается в деятельности партий, общественных объединений, групп интереса). Различные проблемы получают общественное звучание через различные общественные форумы, такие, как СМИ, избирательные кампании, референдумы.
Центры принятия политических решений осуществляют государственное управление (правительственный орган, через который государство реализует свою власть ). Управленческие решения, являясь видом человеческой деятельности, составляют суть государственного управления). Центры принятия важнейших государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов. Центры принятия политических решений реагируют на политическую повестку, вырабатывая государственную политику (целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем. Процесс переработки интересов и потребностей общественных групп в различные направления государственной политики, такие, как: промышленная, налоговая, кредитно-финансовая политика, политика в области предпринимательства и частного бизнеса, инвестиций, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, экологическая политика, молодежная политика и т.д).
Реализацией (имплементацией) политических решений занимаются органы государственного управления - административный аппарат различных ветвей власти на национальном и местном уровнях. Государственная политика воздействует на интересы, потребности, убеждения граждан. Это создает новые проблемы, требующие принятия политических решений.
1. Функцию артикуляции (выражения) индивидуальных и групповых интересов в РБ выполняют объединения, такие как , объединения предпринимателей и наемных работников (профсоюзы), многочисленные негосударственные общественные объединения (молодежные, ветеранские, творческие, экологические и т.д.).
В настоящее время деятельность общественных формирований регламентируется Законом Республики Беларусь "Об общественных объединениях" (октябрь 1994 г.). После перерегистрации 1999 г. в
15
Республике Беларусь официально действует свыше 1300 общественных объединений.
2.Функцию агрегирования (обобщения) интересов выполняют политические партии. Здесь происходит селекция и объединение в единой партийно-политической позиции разнообразных интересов. К основным политическим партиям относятся: Коммунистическая партия Беларуси; Партия коммунистов Беларуси; Партия БНФ; Консервативно-Христианская Партия - БНФ; Объединённая гражданская партия; Белорусская социал-демократическая партия (Громада); Либерально-демократическая партия. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь (белор. Камітэт дзяржаўнай бяспекі Рэспублікі Беларусь)
Функции артикуляции и агрегирования интересов выполняются институтами гражданского общества.
3. Функция выработки политического курса, стратегии общественного развития в белорусской политической системе принадлежит Президенту. Большую роль здесь призваны выполнять институты законодательной (Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь) и исполнительной власти (Совет Министров), которые формируют коллективные решения.