Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:47, контрольная работа

Описание работы

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования общества.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 90.91 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь представительным и законодательным органом является Парламент - Национальное собрание, состоящее  из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики (глава 4 Конституции Республики Беларусь).

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам.. Основные полномочия Палаты представителей: рассматривает и принимает проекты законов; назначает выборы Президента; даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра; выражает вотум недоверия правительству; выдвигает обвинения против Президента.

 Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов: по 8 членов избирают областной и Минский городской совет при тайном голосовании, ещё 8 членов назначает Президент. Основные полномочия Совета Республики:

  •   одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;
  • избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;

16

  • дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц;
  • контролирует работы местных советов депутатов, может отменять их решение или распустить в случае нарушения законодательства;
  • рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения;
  • принимает решение об отрешении Президента от должности

 Согласно Конституции  Республики Беларусь Парламент  рассматривает основные направления  внутренней и внешней политики  страны посредством реализации  своей основной функции - принятия  законов.

4. Реализация принятых  решений связана главным образом  с функционированием институтов  исполнительной власти, которые  организовывают определенные мероприятия  и изыскивают необходимые ресурсы.

Исполнительную власть в  Республике Беларусь осуществляет Правительство - центральный орган государственного управления (Совет Министров). Правительство  состоит из Премьер-министра, его  заместителей и министров. В его  состав могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

Органы исполнительной власти подразделяются на две группы:

1)административно-управленческий  аппарат (администрация): Правительство,  министерства, комитеты, ведомства;

2)контрольно-надзорные органы - органы внутренних дел, служба  безопасности, налоговая полиция  и т.д., особенностью которых является  применение принудительных мер .

Полномочия исполнительной власти можно разделить на два  уровня. Первый уровень охватывает полномочия исполнительной власти, имеющие "глобальное" значение для жизни общества: охрана общественного порядка, обеспечение национальной (государственной) безопасности и интересов страны; регулятивно-управленческие полномочия - деятельность по руководству и управлению (экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной и т.д.); обеспечение прав и свобод граждан.

Второй уровень составляют полномочия инструментального характера (обеспечение реализации функции  первого уровня): нормотворчество (если норма Закона не регламентирует непосредственно  исполнительских действий, то она  требует уточнения, дальнейшей правовой регламентации в 

17

подзаконных нормативных  актах); оперативно-исполнительная функция (центральное звено деятельности органов исполнительной власти - управленческое решение - это индивидуальный властный акт, адресованный лицу или органу, призванному разрешить определенную проблему); юрисдикционная функция.

5. Функция контроля, оценки реализации политических решений относится к деятельности судебной ветви власти.

В Беларуси существует система  высших судов: Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд; и система общих судов: областные, Минский городской, районные (городские) суды.

Таким образом, система властных органов Республики Беларусь основана на разделении на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и является централизованной в условиях унитарного государства. Главы местной исполнительной власти назначаются. В целом в Республике Беларусь местное управление и самоуправление состоит из следующих субъектов: местной администрации (т.е. исполнительная власть на местах), Советов депутатов (представительная избираемая власть) и органов территориального общественного самоуправления. . К компетенции местных Советов депутатов относится:

  • утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении;
  • установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
  • определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

           Вершину властной пирамиды возглавляет Президент. Согласно Конституции Президент Республики Беларусь — глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент выполняет функции арбитра между властями, обладает конституционными полномочиями во всех ветвях власти. Основными из которых являются:

  • определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  • назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
  • подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • имеет право отменять акты правительства;

 

18

  • является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь
  • назначает республиканский референдум;
  • может издавать декреты, имеющие силу закона.

Первые президентские  выборы в Республике Беларусь состоялись 10 июля 1994. На них победил Александр  Лукашенко. Он также побеждал и на всех пос ледующих выборах — в 2001, 2006 и2010 годах.

       Конституция — основной закон Республики Беларусь. Согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь наша страна - это унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Данная статья также закрепляет принцип государственного суверенитета. Основным легитимирующим признаком, который провозглашает конституция, является признание народа единственным источником и носителем власти. Кроме того, конституция берет на себя задачу очертить в письменном тексте гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, а также набор правил, институтов, социальных практик как необходимых элементов современного общества, поскольку они недостаточно развиты в стране.

 

                                               Заключение.

 Понятие «политическая система» является одним из базовых в современной политической науке. Оно позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности, устойчивости, подчеркивая структурную, организационно-институциональную и функциональную стороны политики, ее связь с другими сферами общества            политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы

  На функционирование политической системы влияет политико-культурное окружение, оно включает в себя историю страны, ее экономику, гражданское общество, культуру, природно-климатические условия. Политическая культура, в основе которой лежат : понимание справедливости, связанное с пониманием свободы и равенства; форма организации согласия; основные принципы конституционализма  создает нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы.

Конкретные пути эволюции политической системы различны в  разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных

 

 

 

19

изменений постоянен. Такими же инвариантными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества.

 Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества, с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность.

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

  Список литературы

 

  1. «Политология» В.А.Мельник /Минск ,1997г.
  2. «Основы политологии»,Д.П.Зеркин / Ростов-на-Дону,1996г.
  3. «Введение в политологию»В.П.Пугачев,А.И.Соловьев/Москва,2000г.
  4. Конституция Республики Беларусь,Минск,2013г.
  5. Интернет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

                                     Содержание:

 

1.Введение                                                                                 3

2.Понятие и структура политической системы общества    4

3.Типология политических  систем                                         6

4.Политическая система  Республики Беларусь                    12

5.Заключение                                                                            18

5.Список используемой  литературы                                      20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учреждение образования  Республики Беларусь

«Брестский государственный  университет имени А.С.Пушкина»

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина «Политология»

Тема «Политическая система  общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнила

                                                                    Студентка 3 курса группы В

                                                                    Заочной формы обучения

                                                                    Специальность «Бизнес-администрирование»

Колядич Ирина Геннадьевна

 

 

 

 

Брест 2013г.


Информация о работе Политическая система общества