Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 20:54, курсовая работа
В работе рассмотрена политическая система общества как целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Введение ……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность, структура и функции политической системы общества …………5
1.1. Сущность политической системы ……………………………………………………5
1.2. Функции политической системы …………………………………………………….6
Глава 2. Типологизация политических систем ………………………………………....12
2.1. Авторитарная политическая система ……………………………………………….14
2.2. Тоталитарная политическая система ………………………………………………..17
2.3. Политическая система демократического типа …………………………………....19
Заключение………………………………………………………………………………...23
Список литературы………………………………………………………………………..25
4. Одна из важнейших
функций политической системы
– создание необходимых
5. Защита данного общества,
ее членов от разного рода
разрушающих (внутренних и
Таким образом, политическая
система реализует функцию
Структура политической системы.
Набор функций политической
системы прямо связан с составляющими
ее элементами. В зависимости от
выполняемых функций и ролей
можно вычленить следующие
1. Политическое сообщество
людей, включающее большие
2. Совокупность политических
институтов и организаций,
3. Нормативная подсистема:
политические, правовые и моральные
нормы, традиции, обычаи и другие
регуляторы политического
4. Функциональная подсистема:
методы политической
5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).
К числу элементов политической
системы относятся все
Политические институты – один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И, тем не менее, каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроль за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.
Поскольку существование
и деятельность политических институтов
связаны только с присущими им
функциями, ролями и нормами, то они
приобретают относительную
Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.
Ядро политической системы
– государство. Государство выступает
орудием политического
Государство – многофункциональный
институт. Это относительно самостоятельная
подсистема публичной власти и управления
обществом, включающая совокупность иерархически
взаимосвязанных и
Политическая система, являясь
организованной совокупностью
Глава 2. Типологизация политических систем
Классификация политических систем необходима, так как политическая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структуре, функциях и механизмах функционирования. Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесение сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов организации политической власти в различных странах позволили выделить множество топов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.
Типологизация политических
систем в полной мере несет на себе
отпечаток различных
Представители марксистского
направления, рассматривая в качестве
основного для
Сторонники классово-
Приверженцы геополитических
подходов, используя в качестве критериев
типологизации территориально-
Очень широкое распространение получила типологизация политических систем на основе характеристики правящих режимов: "тоталитарного", "авторитарного" и "демократического".
В отечественной философской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии, с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы.
Наиболее популярная и
распространенная в современной
политической науке классификация
политических систем предложена американским
ученым Г. Алмондом, положившим в основу
своей типологизации
Он включает учет не только
степени или форм централизации
(децентрализации) власти, но и тип
распространенных в государствах и
обществах ценностей и
Политические системы
англо-американского типа отличают
прежде всего целостность и
Особенности политической системы
континентально-европейского типа связаны
с наличием менее однородных политических
культур, включающих в себя не только
современные демократические
Страны доиндустриального и частично индустриального уровня развития в политической сфере отличаются весьма высокой эклектичностью политической культуры. В таких странах наиболее почитаемые населением традиции порой бывают прямо противоположными, что придает крайне противоречивый характер политическому процессу, обусловливая сосуществование едва ли не взаимоисключающих тенденций в сфере устройства государственной власти. Сильное влияние имеют воззрения, предполагающие ориентацию граждан на лидера, а не на программные цели правительства. Отдельные исполнительные структуры (армия, бюрократия) в условиях слабо дифференцированного разделения властей постоянно превышают собственные полномочия, нередко беря под контроль даже законодательные функции, открыто вмешиваются в судебные процедуры. В то же время права и свободу рядовых граждан, реальные возможности влияния общественного мнения существенно ограничены. Такой характер политических отношений нередко приводит эти страны к авторитарным формам организации власти, практикующим жесткие, силовые методы регулирования общественных отношений.
Тоталитарные политические
системы (жесткие гегемонии) выражают
идеологическую и административную
монополию власти над обществом.
Власть предельно централизована, политические
роли принудительны, а насилие является,
по сути, единственным способом взаимодействия
государства и общества. Политическое
участие граждан здесь имеет
скорее ритуальный и декоративный характер.
Достигаемая таким образом
Также Г. Алмонд и Дж. Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные системы.