Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрена политическая система общества как целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность, структура и функции политической системы общества …………5
1.1. Сущность политической системы ……………………………………………………5
1.2. Функции политической системы …………………………………………………….6
Глава 2. Типологизация политических систем ………………………………………....12
2.1. Авторитарная политическая система ……………………………………………….14
2.2. Тоталитарная политическая система ………………………………………………..17
2.3. Политическая система демократического типа …………………………………....19
Заключение………………………………………………………………………………...23
Список литературы………………………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

политология реферат.docx

— 55.59 Кб (Скачать файл)

4. Одна из важнейших  функций политической системы  – создание необходимых политических  условий для функционирования  и прогресса экономики (правовое  закрепление форм собственности  на средства производства, обеспечение  единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы  и т.п.).

5. Защита данного общества, ее членов от разного рода  разрушающих (внутренних и внешних)  воздействий. Речь идет о защите  от деструктивных элементов, включая  криминальные группы, приобретающие  в наше время международный  характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.

Таким образом, политическая система реализует функцию целеполагания  и целедостижения, обеспечивает порядок  в обществе, держит под контролем  процессы социальной напряженности  в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия  для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо  или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.

Структура политической системы.

Набор функций политической системы прямо связан с составляющими  ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей  можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество  людей, включающее большие социальные  группы – несущие социальные  компоненты системы, правящие  элиты, группу государственных  служащих, различные слои избирательного  корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет  только политическую активность  или же отчужден от политики  и власти.

2. Совокупность политических  институтов и организаций, составляющих  структуры системы: государство,  все ступени правления от высших  органов власти до местных,  политические партии, общественно-политические  и неполитические организации,  преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы  интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные  нормы, традиции, обычаи и другие  регуляторы политического поведения  и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура  и коммуникативная подсистема (средства  информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты  социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с  помощью которых реализуется  политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы –  политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом  политической жизни стилем политической деятельности.

Политические институты  – один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы  как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И, тем не менее, каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроль за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.

Поскольку существование  и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они  приобретают относительную самостоятельность  в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том  числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над  государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую  силу. Преждевременно говорить, что  такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические  вывески над новыми аппаратами еще  не означают коренного изменения  содержания их деятельности а взаимоотношения  с государством и обществом.

Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных  органов власти центральному правительству  страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются  взаимодействием институтов как  равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация  власти и управления.

Ядро политической системы  – государство. Государство выступает  орудием политического господствa определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы  всякого общества, и специфические  функции, вытекающее из противоположности  между правительствами народными  массами"7.

Государство – многофункциональный  институт. Это относительно самостоятельная  подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих  институтов, структур. В их числе: институты  законодательной, исполнительной и  судебной властей, правовая система, государственная  администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

Политическая система, являясь  организованной совокупностью взаимодействующих  политических субъектов, вся состоит  из политических действий и отношений. Поэтому ни то, ни другое не имеет  смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. Социальные институты – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Таким образом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей – политическими отношениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Типологизация политических систем

Классификация политических систем необходима, так как политическая наука изучает не одну систему, а  проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее  и особенное в их структуре, функциях и механизмах функционирования. Описание и сравнение конституционных  порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесение  сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных  и исполнительных органов, действующих  традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов  организации политической власти в  различных странах позволили  выделить множество топов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство  эволюции политических порядков в мире.

Типологизация политических систем в полной мере несет на себе отпечаток различных парадигмальных и идеологических подходов, обусловливающих  понимание учеными сущности политического  процесса, характер интерпретации ими  основных проблем общественного  развития и т.д. Так, сторонники позитивистско-юридических  подходов политические системы нередко  различают по формальным критериям, например по характеру государственного правления, по наличию тех или  иных институтов власти, по их нормам и  функциям.

Представители марксистского  направления, рассматривая в качестве основного для капиталистической  фазы развития человечества противоречие между трудом и капиталом, традиционно  выделяют и описывают особенности "буржуазных" и "социалистических" политических систем.

Сторонники классово-нейтральных  учений, как, например, английский ученый Д. Коулмэн, анализируя процесс становления  и развития политического мира в  историческом аспекте, выделяют "традиционные", "патриархальные", "смешанные" и "современные" политические системы.

Приверженцы геополитических  подходов, используя в качестве критериев  типологизации территориально-пространственные факторы, выделяют, к примеру, "островные" и "континентальные" политические системы.

Очень широкое распространение  получила типологизация политических систем на основе характеристики правящих режимов: "тоталитарного", "авторитарного" и "демократического".

В отечественной философской  и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии, с которым следует  классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая  формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием  выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы.

Наиболее популярная и  распространенная в современной  политической науке классификация  политических систем предложена американским ученым Г. Алмондом, положившим в основу своей типологизации комплексный, интеграционный критерий.

Он включает учет не только степени или форм централизации (децентрализации) власти, но и тип  распространенных в государствах и  обществах ценностей и политической культуры. Таким образом, в качестве базовой, синтетической характеристики политических порядков, на которое  было сориентировано общество, со сложившимися в нем основными формами организации  власти. На этом основании ученый выделил  политические системы англо-американского (США, Великобритания, Канада, Австралия), континентально-европейского типов (Франция, Германия, Италия), политические системы  доиндустриальных и частично индустриальных стран (Мексика, Бразилия), а также  тоталитарные политические системы.

Политические системы  англо-американского типа отличают прежде всего целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее  большинство общества и поддерживают государственные институты. К таким  идеалам и убеждениям относятся  свобода личности, ориентация граждан  на повышение, рост индивидуального  и общественного благосостояния, а также высокая ценность индивидуальной безопасности. Противоречия между группами здесь открыто заявляются, а действия властей оспариваются их противниками. Построенное таким образом политическое взаимодействие обусловливает четкую дифференциацию и функциональную определенность политических ролей партий и групп  интересов, элитарных и неэлитарных  слоев. В политических системах этого  типа обеспечено полное господство легальных  форм политической борьбы, антиэкстремизм, что не только придает организованность политическому процессу, но и предопределяет высокую стабильность режима и политических порядков в целом.

Особенности политической системы  континентально-европейского типа связаны  с наличием менее однородных политических культур, включающих в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов. В этом смысле общества такого типа более сегментированы, в них, несмотря на полное верховенство закона, действие мощных традиций гражданских  свобод и самоуправления, в более  острой форме идут процессы идеологической борьбы, межпартийной конкуренции, политического  соперничества за власть. В этих странах типичными формами государственного устройства являются коалиционные правительства, интенсивная межблоковая конкуренция. Потому и политическая стабильность достигается в них путем более  острого и сложного взаимодействия субъектов.

Страны доиндустриального  и частично индустриального уровня развития в политической сфере отличаются весьма высокой эклектичностью политической культуры. В таких странах наиболее почитаемые населением традиции порой  бывают прямо противоположными, что  придает крайне противоречивый характер политическому процессу, обусловливая сосуществование едва ли не взаимоисключающих тенденций в сфере устройства государственной власти. Сильное влияние имеют воззрения, предполагающие ориентацию граждан на лидера, а не на программные цели правительства. Отдельные исполнительные структуры (армия, бюрократия) в условиях слабо дифференцированного разделения властей постоянно превышают собственные полномочия, нередко беря под контроль даже законодательные функции, открыто вмешиваются в судебные процедуры. В то же время права и свободу рядовых граждан, реальные возможности влияния общественного мнения существенно ограничены. Такой характер политических отношений нередко приводит эти страны к авторитарным формам организации власти, практикующим жесткие, силовые методы регулирования общественных отношений.

Тоталитарные политические системы (жесткие гегемонии) выражают идеологическую и административную монополию власти над обществом. Власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является, по сути, единственным способом взаимодействия государства и общества. Политическое участие граждан здесь имеет  скорее ритуальный и декоративный характер. Достигаемая таким образом стабильность политических порядков существует только в интересах властвующих слоев.

Также Г. Алмонд и Дж. Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости  от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные  системы.

Информация о работе Политическая система общества