Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрена политическая система общества как целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность, структура и функции политической системы общества …………5
1.1. Сущность политической системы ……………………………………………………5
1.2. Функции политической системы …………………………………………………….6
Глава 2. Типологизация политических систем ………………………………………....12
2.1. Авторитарная политическая система ……………………………………………….14
2.2. Тоталитарная политическая система ………………………………………………..17
2.3. Политическая система демократического типа …………………………………....19
Заключение………………………………………………………………………………...23
Список литературы………………………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

политология реферат.docx

— 55.59 Кб (Скачать файл)

К сторонникам ценностного  подхода относятся и приверженцы  философии Ж.Ж. Руссо, понимавшие демократию как форму выражения всевластия суверенного народа, который как  политическое целое отрицает значение индивидуальных прав личности и предлагает исключительно прямые формы народного  волеизъявления, так как любое  представительство интересов и  граждан уничтожает народный суверенитет.

Сторонникам такого понимания  демократии оппонируют приверженцы  т. н. "рационально-процедурного" подхода. Философская база такой  позиции основана на том, что демократия возможна лишь в условиях, когда  распространение ресурсов власти в  обществе приобретает столь широкий  характер, что ни одна общественная группа не в состоянии подавить своих  соперников или сохранить властную гегемонию. В таком случае наиболее рациональным выходом из ситуации является достижение компромисса и взаимное разделение функций и полномочий, обусловливающих чередование групп  у власти. Эти-то процедуры и технологии установления подобного порядка  и выражают существо демократической  организации политики. Одним из первых такое понимание демократии закрепил М. Вебер в своей плебисцитарно-вождистской  теории демократии. По его мнению, демократия представляет собой "средство" властвования, полностью обесценивающее все понятия "народного суверенитета", общей "воли народа" и т.п.

"…демократия как определенная  система власти по существу  представляет собой форму организации  политической жизни, отражающую  свободный и конкурентный выбор  населением той или иной альтернативы  общественного развития. За счет  соучастия Во власти всех слоев  населения демократия открыта  одновременно всем вариантам  социального выбора".

Демократия это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым  сопутствует право на свободу  объединений, свободу слова и  другие главные политические права  личности. А также свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом, включение условий политической активности для всех членов политического общества независимо от их политический предпочтений. Демократия не требует обязательной смены правящих партий, но возможность такой смены должна существовать.

Что касается нормативной  базы, то демократия организует и упорядочивает  конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение  групп на продолжение участия  в оспаривании власти. При демократии каждая группа имеет возможность  самостоятельного выбора стратегии  своего поведения, ведущей к самым  разным и непрогнозируемым последствиям. Данная форма организации политического порядка, как очевидно, содержит и альтернативу себе самой, источник социального саморазрушения. Поэтому свободный выбор гражданами пути политического развития, исключающего саму идею соревновательности за власть (как это случилось в Веймарской республике, где Гитлер на законных основаниях стал главой государства), способен уничтожить даже воспоминания о демократической форме политической жизни.

Специфика и уникальность демократического устройства власти выражается в наличии у нее универсальных  способов и механизмов организации  политического порядка. В частности, такая политическая система предполагает:

- обеспечение равного  права всех граждан на участие  в управлении делами общества  и государства;

- систематическую выборность  основных органов власти;

- наличие механизмов, обеспечивающих  относительное преимущество большинства  и уважение прав меньшинства;

- абсолютный приоритет  правовых методов отправления  и смены власти;

- профессиональный характер  правления элит;

- контроль общественности  за принятием важнейших политических  решений;

- идейный плюрализм и  конкуренцию мнений.

Действие таких всеобщих способов формирования власти предполагает наделение управляющих и управляемых  особыми правами и полномочиями, важнейшие из которых связаны  с действием механизмов прямой, плебисцитарной и представительной демократии.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан  в процессах подготовки, обсуждения, принятия решений. В основном такие  формы участия используются тогда, когда от граждан не требуется  какой-либо специальной подготовки. Например, такие формы участия  во власти широко распространены при  решении вопросов местного значения, проблем, возникающих в рамках самоуправления, урегулирования локальных конфликтов.

Близка по значению к данной форме власти плебисцитарная демократия, которая также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана  только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением (поддержкой) или отрицанием вынесенного руководителями государства или группой граждан  проекта закона или какого-то конкретного  решения.

Представительная демократия является более сложной формой политического  участия граждан. Она предполагает опосредованное включение граждан  в процесс принятия решений через  их представителей, выбираемых ими  в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения). Эти механизмы в основном и  составляют структуру демократического правления.

Важнейшей предпосылкой и  одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское  общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью  государственных органов и воплощающую  реальный уровень самоорганизации  социума. Основной политической предпосылкой существования гражданского общества при демократии является правовое и  законодательное обеспечение (ограничение) индивидуальных и коллективных свобод, защищающих права личности, но одновременно и утверждающих порядок, при котором  реализация этих прав одним (индивидом) не нарушает прав другого. Такая система  не ослабляет, а укрепляет власть, не допуская анархии при утверждении  массовых свобод. "Такой порядок  воспитывает в людях не бездумную  лояльность правящему режиму, а чувство  личного достоинства, правовую сознательность индивида, его гражданскую ответственность  за собственные поступки, поддерживает его социальное творчество и инициативность".

Предпосылками становления  демократии как относительно устойчивого  политического порядка можно  считать:

Достаточно высокий уровень  экономического развития страны;

Наличие рыночных отношений  и индустриальной экономики;

Урбанизация;

Развитость массовых коммуникаций;

Помощь уже воплотивших  демократию зарубежных государств.

Демократия, как правило, невозможна и без довольно высокого уровня благосостояния граждан, наличия  определенных духовных традиций, соответствующих  политико-культурных оснований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система –  это основополагающая форма организации  политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные  общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных  компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и  способы реализации политических интересов  и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы  обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и  характеристик, поддающихся эмпирическому  социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского  общества. Сочетание формальных и  неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается в специфическом  соотношении этих двух уровней политической системы. Важным условием размывания нижнего  и укрепления верхнего уровней российской политической системы является хотя бы частичный перевод деятельности "групп интересов" в правовое русло, в рамки законов и стандартов политической системы президентско-парламентского типа. В свою очередь одним из условий решения данной задачи является детальное изучение и концептуализация деятельности "групп интересов".

Политические институты становятся все более и более объектом внимательного изучения специалистов различных отраслей знаний, в том  числе и юристов.

После приобретения независимости  в политической системе республики произошли реальные изменения. Становление  и функционирование политических институтов, посредством которых общество осуществляет властное решение (новые законодательная, исполнительная власть), а также  институтов гражданского общества как  политические партии и общественные объединения, демонстрируют твердый  курс на построение правового демократического общества.

Политическая система служит и  основой изменения политической культуры, политическая культура меняется значительно медленнее, чем создаются  новые номенклатуры. Однако поворот  общественного сознания в сторону  демократии, правового государства  очевиден.

В последнее время стала возрастать роль политических партий и общественных объединений в политической жизни  современных государств, в целом, так и в функционировании государственного механизма в особенности.

Становление многопартийности в Казахстане находится на ранней стадии, и говорить о зрелой, устойчивости партийной  структуре, о четном размежевании политических сил пока преждевременно.

Пока трудно провести четкую грань  между политическими движениями и политическими партиями. Их стратегические интересы во многом совпадают и различаются  тактическими действиями и лозунгами  дня.

Большинство партий и движений испытывают трудности, в формировании идеологических платформ различая между ними, носят  пока количественный, чем качественный характер.

Влияние партий на принятие решений  незначительно. Ни одна из них не ставит целью завоевание власти путем выборов, и, соответственно, контроля над правительственным  аппаратом. Поэтому главная цель выборов в любой демократической  стране – отобрать правительство  из партий большинства или из коалиции политических партий – остается для  республики задачей обозримой перспективы.

Главная причина слабости партий состоит  в отсутствии развитой системы связей с обществом. Хотя партии и общественные объединения провозглашают, что  они выражают интересы той или  иной социальной группы они, как правило, малочисленны, неизвестны населению  и не вызывают у них большого интереса. Это отражает незавершенный в  обществе процесс, стратификации, дифференциации социальных слоев и осознания  ими своих групповых интересов.

Ситуация, когда общественно - политические объединения выступят как весьма существенный, а иногда и главные  структурные элементы политической системы современного общества, остается для Казахстана пока обозримой перспективой.

Становление многопартийности – естественный процесс показатель действительного  движения общества к демократии и  правовому государству.

Изучение данной темы вполне может  быть продолжено и на более высоком  исследовательском уровне, чем выпускная  работа, особенно в аспектах происходящих трансформаций нашего государства  накануне XXI века.

 

 

 

Список литературы:

1.А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005г.

2.Алексеев С.С. Правовое  государство судьба социализма. М.,2000г.

3.В.Рыжков "Апрельские тезисы о либерализме" Ведомости. 2004г.

4.В. Цепляев "Общественная палата: почему там нет простых людей?" // Аргументы и факты. 2005г.

5.Гроссман В. Жизнь и судьба// 2000г.

6.Д.В. Бадов "Будет ли жизнь после 2008 года?" /Независимая газета. 2005г.

7.Лазарев В.М. Общая  теория права и государства.  М.,2000г.

8.Матузов Н.И., Малько А.В.  Теория государства и права  М.,2000г.

9.Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества., М.:Наука,2002г.

10.Румянцев О.Г., Додонов  В.Н. Юридический энциклопедический  словарь. М.,2000г.

11.Сабикенов С.С., Аюпова  З.К. Правовое государство. Алматы,2001.

12.Сахаров Н.А. Институт  президентства в современном  мире. М.,2000г.

13.Ю.В.Анохин "О методологических подходах к проблеме обеспечения прав и свобод человека и гражданина" Юрист, 2005г.

 

 


Информация о работе Политическая система общества