Политическая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:14, доклад

Описание работы

Становление белорусской государственности имеет многовековую историю. Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи.

Файлы: 1 файл

политическая система РБ.docx

— 45.32 Кб (Скачать файл)

Характерным признаком демократического режима в Беларуси может служить  то обстоятельство, что в нашей  республике сложился конституционный  строй, сущность и понятие которого раскрыто в Части II моей курсовой работы.

В преамбуле и разделе 1 Конституции выражена целостная система принципов конституционного строя. Эту систему принципов можно условно поделить на несколько групп:

- организация государственной  власти: народовластие; верховенство  права; разделение властей; государственный  суверенитет; принцип, констатирующий, что Беларусь - часть мирового сообщества.

- основы взаимоотношений  государства и человека, гражданина; правового статуса человека и  гражданина. Признание и утверждение  прав и свобод человека и  гражданина, их защита и соблюдение - обязанность государства.

- основы организации жизни гражданского общества. Ее составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Принцип народовластия характеризует  Республику Беларусь как демократическое государство. В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы Беларуси. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти является ее народ.

Народный суверенитет  означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно  в своих собственных интересах. Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а  также через органы государственной  власти (прежде всего представительные).

Верховенство права - один из важнейших принципов конституционного строя РБ, характеризующих Беларусь как правовое государство. Органы государственной  власти, местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать Конституцию  РБ и законы.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве. Разделение властей ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами.

Верховенство государственной  власти характеризуется тем, что  она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает  общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Верховенство Конституции  РБ и законов на всей территории Республики Беларусь - главное выражение верховенства государственной власти.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляющие свои полномочия, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений.

Независимость власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Республика Беларусь самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права.

Основы конституционного строя охватывают также принципы взаимоотношений государства и  человека, гражданина.

Для демократического государства  характерно то, что оно находится  на службе человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые  права человека и гражданина, государство  выполняет возложенную на него обществом  обязанность. Это не исключает ответственности  человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его  интересов.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности.

Политический плюрализм  базируется на многообразии форм экономической  деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РБ составляет рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. Государство гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Принципы организации экономической жизни общества, нашедшие отражение в Конституции, сводят до минимума вмешательство государства в экономику.

Вместе с тем Конституция  устанавливает, что Республика Беларусь - социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные задачи социального развития белорусского общества определяют и основные направления социальной политики Республики Беларусь: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированной оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В качестве одной из важнейших  задач, связанной с формированием демократического государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

Политический режим, сложившийся  в Беларуси, является основным внутренним фактором, который оказывает определяющее влияние на развитие политической ситуации стране.

Заключение

Обстановка в мировом  сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что следующее столетие станет окончательной ее победой.

Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом  и каждого человека в отдельности.

Демократия, как свидетельствует  исторический опыт цивилизаций, дает более  широкий выход энергии и социальному  творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает  мощным средством преодоления различных  видов диктатуры и деспотических  правлений. Именно такой политический режим сложился в нашей республике.

Проделанная работа позволила рассмотреть политическую систему и политический режим Республики Беларусь, проанализировать конституционный строй  нашей республики.

В ходе написания данной работы были решены следующие задачи: изучена структура политической системы Республики Беларусь; изучены основные особенности политической системы РБ; изучен Конституционный  строй Республики Беларусь, раскрыто понятие и сущность демократии, определены основные черты демократического государства.

 

Литература

1.Административное право./под ред. Д.А. Гавриленко. Мн., 2002.

2.Ажгибкова Г.Н., Федорова Н.Н. Социальные основы политических систем. М.,1991

3.Василевич Г.А. Конституционная  реформа в Беларуси в 1989 году // Веснiк Канстытуцыйнага Суда  Рэспублiкi Беларусь.- 2006.- N 1.

4.Коновалов В. Некоторые проблемы становления политической системы в Республике Беларусь //Куда идет Беларусь?: Мат. междунар. науч. Конф. "Современный политический процесс в Беларуси и перспективы ёеразвития" (г.Минск, 26-27 мая 1994 г.). В 2 ч. Мн., 1994.

5.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 года и  17 октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, 2007.

6.Лассаль Ф. О сущности  Конституции. Соч. Т.2 – М., 1925.

7.Матусевiч А.В. Дзяржава у палiтычнай сicтэме //Асновы тэорыi дзяржавы: Вучэб. дапаможнiшк. Мн., 1995.

8.Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом //Государство и право. 1995.

9.Фарукшин М.Л. Политическая система общества. СПН., 1991.

10.Четвернин В.А. Демократическое правовое государство : введение в теорию. Москва,1993год.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическая система РБ