Политическая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:14, доклад

Описание работы

Становление белорусской государственности имеет многовековую историю. Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи.

Файлы: 1 файл

политическая система РБ.docx

— 45.32 Кб (Скачать файл)

          2) прежде всего, признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.); 
           3) разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании; 
          4) многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;

           5) политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских; 
           6) наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов, т.е. институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти.

           Таким образом, конституционный строй (в содержательном аспекте, а не формальном) - это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма конституции характерны указанные выше черты.

 
            Конституционный строй определяется всем конституционным законодательством страны, которое, конечно же, может иметь отдельные недостатки, которые не деформируют природу и характер отношений между государством, обществом и индивидом. В целом, основы конституционного строя (уже даже в силу значения слова “основы”) представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. В силу этого положения первого раздела Конституции, посвященного основам конституционного строя, обладают большей юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, правовое, социальное государство, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека. В Конституции Республики Беларусь эти основы конституционного строя нашли свое закрепление. Сейчас принципиально важно наиболее полно воплотить их в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Политическая система белорусского общества

В главе 1-й Конституции  БССР 1978 г. впервые в конституционной  практике республики компактно закреплялась политическая система общества. В ныне действующей Конституции отсутствует подобная глава, а политическая система закрепляется в нескольких главах и статьях.

В самой общей форме  под политической системой белорусского общества понимается механизм народовластия. Более конкретно политическая система — это организационно-правовой механизм, объединяющий государство, политические партии, общественные объединения и трудовые коллективы, через которые народ осуществляет власть. Составные части политической системы (государство, общественные объединения, партии и трудовые коллективы) называются элементами. Элементы делятся на субъекты. Например, государство — это элемент политической системы, а все государственные органы являются" субъектами политической системы.

Народ обладает высшей политической властью, которую он реализует непосредственно (путем выборов, референдумов, собраний и др.) и через элементы политической системы, используя государственные и общественно-политические формы власти.

Стабильности и устойчивость политической системы зависит прежде всего от крепости и устойчивости экономического строя общества. Если в экономическом устройстве общества имеются непримиримые противоречия, они будут проявляться и в структуре политической системы. Если же в гуманном демократическом обществе отсутствуют подобного рода противоречия, то это обеспечивает стабильность политической системы и четкость во взаимоотношениях ее элементов и субъектов. При такой ситуации все государственные и общественно-политические структуры власти будут действовать четко и слаженно в решении сложных жизненно важных задач.

Наиболее видным элементом  политической системы является государство  в силу следующих причин:

1) все его органы в  центре и на местах обладают  властными полномочиями;

2)  в структуре госаппарата  работают специально подготовленные люди –  государственные служащие;

3) государство обладает  огромными материально-финансовыми ресурсами, природными богатствами, предприятиями, банками, транспортом, золотым фондом;

4) центральные органы   государственной   власти –  Президент, Парламент, Совет Министров  могут издавать нормативные акты, обязательные для  всех  граждан   и юридических лиц;

5)  государство проводит  внутреннюю и внешнюю политику.

Перечисленными признаками государства не могут обладать иные элементы политической системы –  партии, объединения и трудовые коллективы.

В статье 6-й Конституции  Республики Беларусь закрепляется принцип разделения власти: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». Это сделано для повышения эффективности трех государственных властей и недопустимости узурпации одной властью других властей. Законодательным органом является Национальное собрание, состоящее из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. В отдельных случаях, предусмотренных Конституцией. Президент как Глава государства может издавать декреты, имеющие силу закона.

Субъектами, осуществляющими  исполнительную власть, являются Совет  Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты, ведомства, областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, отделы и управления областных, районных и городских исполкомов.

К субъектам судебной власти относятся Конституционный Суд Республики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи. Кроме отмеченных трех государственных властей Конституция законодательно закрепляет органы прокурорского надзора (Прокуратуры), возглавляемые Генеральным прокурором республики, контрольные органы — Комитет государственного контроля и его органы, местные представительные органы — Советы депутатов в областях, районах, городах, поселках, сельских Цветах.

Особое место в политической системе общества занимает Президент. Президент является Главой государства, олицетворением единства народа, гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и внешней политики. Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти. В политической системе белорусского общества функционирует более тридцати политических партий, многочисленные общественные объединения – профсоюзы, женские, молодежные, ветеранские и другие формирования.

На предприятиях, учреждениях, организациях, в том числе в  высших и средних специальных  учебных заведениях, в колхозах, совхозах и других аграрных организациях действуют трудовые коллективы, осуществляющие не только внутриуправленческие, но и внешнеполитические функции. Трудовые коллективы способствуют развитию внутренней производственной демократии, проявляющейся в управлении своими предприятиями, организациями, а также внешней, общей демократии при участии в разработке и обсуждении проектов законов, в формировании депутатского корпуса Советов, выражении мнения на референдумах, собраниях, конференциях и др.

Самодеятельные организации  граждан на местах являются формами прямой демократии и входят в состав политической системы общества.

В разделе V Конституции и в специальном Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 февраля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями закрепляются субъекты самоуправления и управления, их понятие, система и принципы, задачи, компетенция, взаимодействие между собой и с иными элементами и субъектами политической системы.

Местное (территориальное) самоуправление – это форма организации и  деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе норм права, собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Субъектами местного самоуправления являются местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие формирования). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов (голосования граждан данной территории), собраний (сходов) граждан и через иные формы непосредственной демократии.

Устанавливаются три территориальных  уровня местных Советов депутатов: 1) первичный (сельские, поселковые и городские Советы городов районного подчинения); 2) базовый (районные и городские Советы городов областного подчинения); 3) областной (областные Советы и Минский городской Совет).

В системе местного самоуправления местные Советы депутатов выступают  как высшая политическая форма самоуправления народа. Они координируют и объединяют работу всех самодеятельных общественных формирований. Решения местных Советов, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для предприятий, организаций и граждан. Если Советы принимают не соответствующие законодательству решения, они могут быть отменены вышестоящими представительными органами.

Местный Совет депутатов  может быть досрочно распушен по следующим основаниям:

1)  если избиратели  выразят ему недоверие путем  референдума;

2)  если не менее  трех раз подряд он не смог  собраться на сессию из-за неявки  депутатов по неуважительной  причине;

3)  если Совет в течение  двух месяцев со дня созыва  первой сессии не образовал  свои органы;

4) если Совет систематически  или грубо нарушает требования законодательства.

Роспуск местного Совета осуществляет Палата Национального собрания — Совет Республики.

К органам местного управления относятся областные, районные городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, а также отделы и управления областных, районных, городских исполкомов. Все они являются субъектами исполнительной власти. В настоящее время местные исполнительно-распорядительные органы более самостоятельны во взаимоотношениях с местными Советами депутатов, однако их незаконные решения отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь (ч. 3 ст. 122 Конституции Республики Беларусь).

 

 

 

Часть III. Республики Беларусь – демократическое государство

 

В течении долгих десятилетий  в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Рассматривая государственное  устройство Республики Беларусь в настоящее время, можно сказать, что – Республики Беларусь это унитарное государство. Характеризуя форму государства с точки зрения демократизма или антидемократизма, следует признать, что в Республике – демократический режим.

Основные принципы демократизма:

  1. Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.
  2. Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
  3. Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
  4. Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Информация о работе Политическая система РБ