Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:51, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, а также политической деятельности молодежи в России.
Для поставленной цели выделим следующие задачи:
Изучить особенности политической социализации;
Изучить содержание понятий социализация и политическая социализация;
Проанализировать основные черты нынешней политической жизни молодёжи в России.
1)Развитие и появление большего числа социальных гарантий для нуждающихся групп населения;
2)Укрепление идеологической политики, связанной с искоренением правового нигилизма, установлением в обществе норм на основе добра и справедливости.
В целом молодые
люди продемонстрировали
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социализация – это процесс усвоения человеком норм культуры и освоения социальных ролей.
Политика была, есть и будет важнейшей сферой социальной жизни общества, и степень включенности или невключенности молодежи в политические процессы во многом определяет и общую политическую ситуацию в стране.
И все-таки молодежь является политическим резервом, прежде всего для сил, заинтересованных в проведении реформаторского курса. Основная масса молодежи нацелена на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой.
Политическая социализация выступает как сложный процесс, внутренне противоречивый процесс обретения и утрачивания человеком тех или иных политических качеств. С одной стороны, она представляет собой формирование требований политической системы, т. е. усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролей, а с другой стороны, демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в формах политического поведения и влияния на власть, электорального выбора, взаимодействия с властями, участия в политических партиях и движениях.
Таким образом, политическая социализация включает познавательную, воспитательную и практическую деятельность в их единстве. Арсенал средств политической социализации простирается от школьного обучения до непосредственного участия людей в управлении государством.
Институтами социализации выступают все политические и общественные организации, составляющие политическую систему общества, все органы и механизмы власти.
Результатом политической социализации становится зрелый гражданин, не подверженный колебаниям политической конъюнктуры, способный без посторонней поддержки и подсказки принять решение по важнейшим вопросам. Такой человек сам определяет свои позиции и делает выбор, несет ответственность за свое поведение, в том числе и в сфере политики, руководствуясь собственными представлениями о том, что входит в его обязанности и права.
Таким образом, политическая
социализация – это процесс формирования
личности, умеющей отстаивать свои
социально-политические интересы и
права, обладающей развитым политическим
сознанием и активно
Важно также отметить, что ситуация с политической социализацией молодежи в России крайне сложна и противоречива. Основные ее тенденции еще не определились, и это дает шанс развитию здоровых элементов, гуманистических политико-культурных ценностей.
Решающее влияние на политические ориентации молодежи оказывают средства массовой информации, особенно телевидение. Однако учитывая политическую ангажированность СМИ, молодые люди часто становятся жертвами манипулирования их сознанием.
Сама молодежь как особая социальная и возрастная группа испытывает на себе, с одной стороны, жесткое давление новых социально-экономических реалий, не позволяющих ей раскрыть свой потенциал. С другой стороны, прессинг СМИ, демонстрирующих достаточно высокий и качественный уровень жизни молодежи за рубежом.
Для молодежи одним из главных аспектов жизни стали деньги. И теперь часть молодого поколения готово к обогащению любыми методами. Профессия и карьера в сознании молодых людей не имеют ничего общего с призванием, а высокооплачиваемая работа цениться выше работы интересной.
Особую значимость приобретает желание получить от жизни как можно больше удовольствий.
Тревожен и тот факт что, молодежь пытается уйти от попыток осмысления сложившейся ситуации и тем самым от преодоления ее через творчество, познание и социальную активность. Молодые люди демонстрируют неспособность нести свою долю социальной ответственности, без которой немыслима ни современная демократия, ни рыночная экономика, ни успешная интеграция в глобализуемое мировое сообщество.
Если сейчас молодое поколение не интересуется политикой, не стремиться ее усовершенствовать, в пользу себя, то в будущем, возможно, будет потеряна связь «личность-государство», хотя она и сейчас почти утеряна, и как следствие не станет и государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградов, М. Без дороги. Будущее молодежных организаций в России под вопросом / М.Виноградов, О. Болотова // Известия.- 2005. -19 декабря.
2. Волков, Ю.Г. Социология молодежи [текст]: учеб. пособие/ под ред. проф. Ю. Г. Волкова/ Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. – Ростов – н/Д.:Фенникс, 2001. – 576с.
3. Выпускная квалификационная работа: Методические рекомендации по подготовке и процедуре защиты выпускной квалификационной работы / сост. М.Н. Бородатая, Ф.Р. Зевахина, Г.И. Симонова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 50 с.
4. Даниленко В. И. Современный политологический словарь [текст]: М.: NOTA BENE, 2000. – 1024с.
5. Зубок, Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи/ Ю.А. Зубок.- М.: Мысль, 2007.
6. Иванчук, Н.В. Основы политологии/ Н.В. Иванчук, Н.Н. Целищев. – Екатеринбург, 1994.
7. Ильинский, И.М. Молодежь планеты / И.М. Ильинский. – М., 1999.
8. Ковалева, А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы / А.И. Ковалева, В.А. Лубов. – М., 1999.
9. Молодежь России - 97: надежды и разочарования / под ред. Б.А.Ручкина. – М., 1997.
10. Ольшанский, Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002.
11. Омельченко, Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос / Е.Л. Омельченко. - Ульяновск, 2004.
12. Политология: Учебник / под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2006. – 588 с.
13. Политология: Учебник для вузов / отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 384 с.
14. Рябов, А. Детонация. Пока взрослые политики учат роли, написанные политтехнологами, силу набирают бескомпромиссные молодежные движения / А. Рябов // Общая газета. – 2005, 7-11 ноября.
15. Семенов, В.Е. Искусство как межличностная коммуникация / В.Е. Семенов. - СПб, Изд-во СПбГУ, 2005.
16. Семенов, В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи / В.Е. Семенов // Социол. Исслед. - 2007, - №6.
17. Сорокин, О.В. Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи / О.В.Сорокин // Социол. Исслед. - 2008, - №8.
18. Социальные и ментальные тенденции современного российского общества (Человек и общество. Вып. XXXI) / под ред. В.Е. Семенова. - СПб., Изд-во СПбГУ, 2005.
19. Социология молодежи: Учебник / Ю.Р.Вишневский, В.Т. Шапко. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 430 с.
20. Социология молодежи: Учебник / под ред. проф. В.Т. Лисовского. - СПб., 1996.
21. Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. - 527 с.
22. Филиппов, Ф.Р. Молодежь / Ф.Р. Филиппов // Российская социологическая энциклопедия. –М., 1998.
23. Чупров, В.И. Молодежь / В.И. Чупров // Социологическая энциклопедия. в 2 т. – М., 2003.
24. Чупров, В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. – М.: Мысль, 2007.
25. Шестопал, Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии / Е.Б. Шестопал. - М.: РОССПЭН, 2000.
Приложение 1
Анкета
Просим Вас ответить на предложенные вопросы с целью выявления проблем и особенностей политического сознания . Обведите один вариант ответа из предложенных, кроме тех, где возможен выбор нескольких вариантов ответа.
)Знаете ли вы что такое «политическая социализация» ?
______________________________
2) Как Вы относитесь к политике?
А) Интересуюсь
Б) Являюсь членом политической партии, движения
В) Интересуюсь в качестве избирателя
Г) не интересуюсь
3) Оцените состояние
политической ситуации в
А) Благополучная, спокойная
Б) Критическая, взрывоопасная
В) Напряжённая
Г) Затрудняюсь ответить
4) Политика в нашей стране:
А) Соответствует интересам молодёжи
Б) Противоречит интересам молодёжи
В) Никак не затрагивает
5) Из каких источников Вы чаще всего получаете информацию?
А) Из газет
Б) Через интернет
В) С помощью телевидения, радио
Г) От друзей, знакомых, близких
Д) Из агитационных листовок
6) Каковы условия процветания общества?
А) Увеличение размера зарплаты, стипендий и т.д.
Б) Реальные гарантии прав и свобод граждан
В) Моральное оздоровление общества на основе добра и справедливости
Г) Усиление власти президента
Д) Ответственность государства, его открытость и прозрачность
Е) Рост профессионализма среди граждан, особенно среди чиновников
Ж) Расширение полномочий органов правопорядка
З) Расширение полномочий государства
И) Усиление контроля
государства за поведением
К) Развитие сети независимых СМИ
Л) Увеличение роли
партий и общественных
М) Укрепление вертикали власти
Н) Сужение полномочий государства
О) Увеличение влияния
церкви на государство,
7) Как, по вашему мнению, можно добиться порядка в России?
А) Если люди
смогут объединиться и
Б) Нужно на время отказаться от Думы и дать возможность сильному лидеру вывести страну из кризиса
В) Сильный лидер
наведет порядок в стране, руководствуясь
законом и действуя под
Г) Затрудняюсь ответить
8) К какому типу
политического направления Вы с
А) Демократы
Б) Либералы
В) Социал-демократы
Г) Коммунисты
Д) Социалисты
Е) Консерваторы
Ж) Монархисты
З) Национал-патриоты
И) Затрудняюсь ответить
К) Ни к одному
Л) Другое
9) Какая из существующих ныне в России партий и объединений в наибольшей степени выражает интересы молодёжи?
А) Единая Россия
Б) КПРФ
В) ЛДПР
Г) Справедливая Россия
Д) Аграрная партия
Е) Гражданская сила
Ж) Ни одна
10) С каким из альтернативных мнений вы согласны?
1 а. нежелательна критика правительства, это расшатывает страну
1 б. надо терпимо относиться к разным взглядам и убеждениям, даже критическим
2 а. Государство должно контролировать СМИ
2 б. Обществу и людям
необходима независимая
3 а. Государство должно иметь право контролировать частную жизнь граждан
3 б. Частная жизнь
– личное дело каждого
11) Являетесь ли вы
участником какой-либо
А) Спортивный клуб, секция
Б) Экологическая организация
В) Общественная социальная служба
Г) Органы местного самоуправления
Д) Политическая организация
Е) Молодёжное общественное объединение
Ж) Профсоюз
З) Клуб по интересам
И) Театральная, художественная студия
К) Религиозная организация
Л) Нет, ни в какой
12) Ваше отношение к изменению политической ситуации в стране.
А) Становится лучше
Б) Становится хуже
В) Не изменяется
13) Считаете ли Вы, что от вашего личного участия в голосовании зависит изменение ситуации в стране и регионе?
А) Голос никак не влияет
Б) Голос отдан не зря
В) Мнение может незначительно влиять
14) Для чего нужны законы в государстве?
А) Законы охраняют права граждан.
Б) Законы ограничивают права граждан.
15) Ваш пол?
А) Женский.
Б) Мужской.
16) Ваш возраст?
А) до 18.
Б) 18-22.
В) 22-26.
Г) старше 26.
Заранее благодарим Вас за участие в данном опросе. Ваши ответы обязательно будут учитываться при подведении итогов.
2 Рахимова, Р. Молодежная политика и социальное развитие студентов / Р. Рахимова // Высшее образование в России. – 2005. – №2. – С. 60-66.
Информация о работе Политическая социализация молодежи в современной России