Политическая социализация молодежи в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, а также политической деятельности молодежи в России.
Для поставленной цели выделим следующие задачи:
Изучить особенности политической социализации;
Изучить содержание понятий социализация и политическая социализация;
Проанализировать основные черты нынешней политической жизни молодёжи в России.

Файлы: 1 файл

курсовая 2013 - копия.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Какие структуры, образцы, типы поведения наиболее важны в  формировании и трансформации политических ориентаций? Ответ на этот вопрос невозможен без привлечения конкретных выводов  ученых, представляющих различные направления гуманитарных наук. И все же создание гомогенной научной концепции политической социализации является делом отдаленного будущего. Взаимодействие различных субкультур и традиций внутри различных обществ, находящихся на различных ступенях развития, не позволяет создать какой-либо единой картины. В частности, роль семьи в политической социализации может варьироваться от одного класса к другому. Исследования показывают, что дети из рабочих семей, где родители не проявляют интереса к политике, воспринимают школу как главный источник политической информации. Отношения внутри семьи также могут способствовать созданию различных образов к политике у ребенка (доминирование отца, матриархальный комплекс и т.д.). Например, американский политолог К. Лангтон обнаружил, что мальчики из семей, где нет отца, демонстрируя авторитарное поведение, одновременно проявляют меньший интерес к политике по сравнению с детьми, в семьях которых отношения между отцом и матерью уравновешены. Сочетание пониженного интереса к политике и авторитарного стиля поведения характерно и для рабочих семей, и для семей среднего класса, в которых доминирует мать.4

Дети приобретают от родителей определенные базовые  ориентации, в частности чувство  принадлежности к определенному  политическому сообществу. Эти базовые ориентации имеют по большей части эмоциональный характер. Они могут усиливаться или ослабевать в процессе школьного обучения. Непосредственный политический опыт, средства массовой информации, вторичные группы могут способствовать стабилизации или, наоборот, полному изменению первоначальных политических установок. Интересно отметить, что у детей представители различных видов власти вообще вызывают благоприятные впечатления потому, что они ассоциируются с авторитетом отца. Вообще влияние отцовского авторитета способствует формированию у детей положительного образа гражданских властей. Зарождающееся в семье ощущение принадлежности к политическому сообществу постепенно в процессе школьного обучения выстраивается в систему когнитивных (уже основанных на элементарных знаниях) ориентаций. В дальнейшем непосредственный политический опыт, общение в различных организациях и социальных группах способствуют в совокупности более осознанному восприятию политических ролей и их носителей. У детей из низших социальных слоев имеются тенденция более доверительного отношения к власти и ее представителям и гораздо меньшая склонность к политическому цинизму. У взрослых представителей наблюдается обратная тенденция, тогда как взрослые из зажиточных слоев, напротив, демонстрируют более доверительное отношение к правительству. Некоторые исследования показали, однако, что дети из обездоленных семей менее доверяют правительству, чем их сверстники из более обеспеченных общественных слоев.

Семейное влияние на политические предпочтения и партийные идентификации увеличивается в случае, если между родителями существует устойчивое согласие в оценках проводимой той или иной партией политики. Это влияние закрепляется и тогда, когда члены семьи доверительно относятся друг к другу и когда для них характерен общий стиль жизни. Общение со сверстниками может снизить это влияние. Если дети из бедных семей восстают против родительского сверхконтроля, одной из форм протеста служит отвержение традиционной для семьи партийной идентификации. Такой тенденции не наблюдается среди детей, принадлежащих к высшим классам.

В то время как одни исследователи считают семью  наиболее важным инструментом социализации, другие полагают, что для формирования партийной приверженности более важна школа. Опросы, проведенные в США среди учащихся начальных школ и старшеклассников, показали, что дети и подростки из низких статусных групп и те, кто обладает более слабым интеллектом, независимо от социального положения, рассматривают учителей как наиболее важный источник собственной социализации.

Проводя различия между  гражданским образованием, информирующий  детей о природе политических институтов, процессах и правилах игры. Однако исследование, проведенное во французской провинции, показало, что там, где материалы формального школьного курса расходятся с семейными ориентациями и другими видами внешкольного политического опыта, попытки социализации оказываются неэффективными. Социализации американских подростков способствует сам ритуал, соблюдаемый в школах, – салютование национальному флагу, пение национального гимна, празднование национальных исторических дат и т.д. Изучение ориентаций старшеклассников и студентов младших курсов также показывает высокую степень совпадения мнений учащихся и учителей, особенно в тех учебных заведениях, в которых широко представлены общепринятые политические взгляды и предпочтения. На основе ориентаций студентов старших курсов американских университетов был сделан вывод о том, что элементы гражданского образования, преподаваемые в высшей школе, оказывают меньшее воздействие на их политические знания и суждения, не уменьшая, но и не увеличивая политического цинизма или гражданской терпимости. В целом же такое образование усиливает социализацию, полученную из других источников.

Школьно окружение и  внешкольная деятельность также  способствуют развитию таких ценностей, как участие, соревновательность, творческая целеустремленность, соблюдение установленных  правил игры и т.д.

Итак, политическая социализация – это постоянный процесс, осуществляющийся на протяжении всей жизни не только потому, что поведенческие ориентации и роли индивида в политической системе могут изменяться, но и по целому ряду других причин. Социализация ребенка связана с усвоением многих ценностей, таких как признание легитимности существующей политической системы, подчинение законам и установленным правилам политического поведения и т.д. В результате он приучается к определенным ориентациям, относящимся к сфере гражданского поведения, например, к участию в выборах. Однако устойчиво следовать данным ориентациям дети могут только став взрослыми. Уплата налогов, общение с правительственными чиновниками, судебные тяжбы, активное участие в партийной деятельности – все эти действия совершаются только достигшими зрелости индивидами. Выполнение многих политических ролей вообще возможно только после получения специальной квалификации. Множество факторов влияют на формирование самих политических ориентаций. Без специальных исследований полный их учет, естественно, невозможен. Обычно фиксируются только образовательный уровень, направленность специализированных занятий, социальное положение, степень компетентности, другие свойства, способствующие активному участию в политике.

 

На основании такого рода фиксаций выделяются наиболее существенные типы политической социализации:

 

· гармонический, отражающий упорядоченное взаимодействие индивида с институтами власти;

 

· гегемонистский, указывающий  на отсутствие у индивида терпимости к чужим мнениям, нормам и политическим ценностям;

 

· плюралистический, свидетельствующий  о стремлении к равноправию и  способности приспосабливаться  к изменяющемуся политическому  окружению;

 

· конфликтный, возникающий  в атмосфере постоянной партийной  борьбы и стимулирующий пристрастность, проистекающую из групповой замкнутости.

 

Конечно, определенные формы  участия, например демонстрации, открытое гражданское неповиновение и  т.д., свойственны индивидам, не имеющим  возможности другими способами  заставить власти прислушаться к  своим мнениям. Но они также свидетельствуют об определенном уровне политической социализации и могут быть усвоены только в процессе общения с участниками радикальных групп, просмотра телепрограмм, чтения соответствующего рода политической литературы.

Некоторые специалисты  выделяют различные типы изменений, возникающих именно в результате социализации, происходящей в зрелом возрасте. Сюда относятся, например, переключение ориентаций индивида от усвоения политических ценностей и ролей в процессе обучения активному поведению; стремление к синтетическому анализу и избирательному подходу к различным политическим ориентациям; преодоление идеализированного отношения к политической системе в целом или отдельным институтам власти и их представителям и др. Увеличивающаяся ясность понимания конфликтного характера многих политических требований способствует и стремлению научится преодолевать конфликты, в том числе в процессе активного личного участия в политике.5

Политическая социализация выступает как сложный, внутренне  противоречивый процесс обретения и утрачивания человеком тех или иных политических качеств. С одной стороны, представляет собой интериоризацию требований политической системы, т. е. усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролей. С другой стороны, демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в формах политического поведения и влияния на власть, электорального выбора, взаимодействия с властями, участия в политических партиях и движениях.

 

1.2. Политическая социализация молодежи в России

 

Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид  усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать  в качестве полноправного члена  общества. Социализация – процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Политическая социализация граждан существует во всех современных  обществах. Под политической социализацией  понимается совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид  или группа усваивают политическую культуру, становясь политическим субъектом.

 

Проще говоря, политическая социализация – это процесс вхождения  человека в политическую жизнь общества, предполагающий овладение определенными  политическими ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности и поведения, а также творчески активное отношение к ним.

Политически социализироваться  – это означает учиться политике, становиться активным участником политической жизни, формировать в себе политическое сознание и самосознание, овладевать политическим мышлением и соответствующими, выработанными человеческой цивилизацией навыками политической деятельности и поведения. В современном обществе процесс политической социализации – это, прежде всего овладение демократическими ценностями, нормами и культурными образцами.6

В процессе политической социализации формируется социально-политическая активность личности. Политически социализированный  человек отражает объективно существующие в обществе политические и социальные процессы, интересуется политикой, участвует в ней. При этом его участие является активным, социально-значимым, т.е. социально-активная личность, участвуя в политике, руководствуется не только своими личными интересами, но и интересами общества, осознает свою ответственность перед обществом, государством.

Особенно актуален вопрос о политической социализации для  молодежи, т.к. ее общественное сознание довольно аморфно, подвержено влиянию  со стороны в большей мере, чем  у более старших возрастных групп. Но в системе образования нередко встречается негативное отношение к политике, отстранение от нее. К примеру, есть вузовские преподаватели, школьные учителя, которые считают, что школа, вуз должны быть вне политики, т.к. в законе РФ "Об образовании" утверждается, что в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается. Но при этом почему-то упускается из виду, что этот же закон в числе основных принципов государственной политики в сфере образования определяет гуманистический характер образования, воспитание гражданственности и любви к Родине, приоритет общечеловеческих ценностей. Один из Указов Президента РФ предписывает обязательное изучение Конституции РФ в школах страны. Это отнюдь не свидетельствует о запрещении социальной политизации в учебных заведениях, а, напротив, говорит о необходимости социально-политического образования и воспитания молодежи, формирования у нее политического сознания и политической активности.

В молодежном сознании существуют противоположные тенденции социализации. Первая (пока преобладающая) несет в  себе все те позитивные жизненные  ориентации, которые так важны для любого общества и которых оно ждет от молодой смены. Среди этих ориентаций стремление продуктивно и честно трудиться, интерес к знаниям, ценность бескорыстной дружбы. Но набирает силу другая тенденция, связанная с потребительством и развлечениями, где для достижения цели годятся любые методы.

Отстранение молодого человека от политики, отсутствие у него необходимых  политических знаний может привести к тому, что такой человек станет объектом манипуляций тех или  иных политических сил.

Особенно ярко это проявляется в ходе политических акций, например, выборных кампаний. Анализ участия молодежи в выборных кампаниях показывает социально-политическую пассивность молодежи, возможность воздействия на политическое сознание молодежи, манипуляции им. Поэтому изучение общественного мнения молодежи, ее позиции в период предвыборных кампаний представляет несомненный интерес для социологов и политологов.

 

Между человеком как  субъектом социальных отношений  и обществом складываются противоречивые отношения, которые могут вылиться в конфликт человека с обществом. Это происходит тогда, когда личность, социально ориентированная на высокие ценности, идеалы, сталкивается с такой политикой, которая противоречит его нравственным ориентациям и убеждениям. Например, когда человек не имеет объективной информации о деятельности политических и властных структур, политических деятелей, или когда его намеренно дезинформируют об этом. В ходе выборных кампаний в целях дезинформации используются различного вида компроматы и другие политические технологии серого и черного пиара.

Для того, чтобы избежать подобного воздействия, и необходима политическая социализация. Молодой  человек должен иметь свое собственное  представление о политике, власти, политических и государственных  деятелях. В том, чтобы это представление было ориентировано на высокие нравственные, гуманистические ценности, большая роль принадлежит тем, кто должен направлять процесс политической социализации молодежи - учителям школ, преподавателям вузов, руководителям образовательных структур.

Политическая социализация тесно связана с моралью общества, правами человека. «Правда, - пишет  А. Ренд, - это моральная концепция, которая обеспечивает логический переход  от принципов, управляющих его отношениями  с другими; концепция, которая сохраняет и защищает индивидуальную мораль в социальном контексте, - это связь между моральным кодексом общества, между этикой и политикой. Индивидуальные права являются средством, подчиняющим общество законам морали».

Информация о работе Политическая социализация молодежи в современной России