Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из самых важных в политологии. Оно даёт нам возможность разобраться в понимании политических институтов, целей власти, политических движений и самой политике. Определение власти, понятие ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ, ЕЁ СТРУКТУРА 4
1.1. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ВЛАСТИ 6
1.2. ФУНКЦИИ ВЛАСТИ 8
1.3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ 10
2. РЕСУРСЫ, ПРОЦЕСС И ВИДЫ ВЛАСТИ 12
2.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД ВЛАСТИ 1
3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО И ТИПОЛОГИЯ 16
ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
4. КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Политология(Реферат).docx

— 49.56 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУСТВ

 

 

Институт экономики, управления и права

Кафедра социально-философских  наук

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Политическая  власть»

по курсу «Политология»

Выполнила:

Студентка 1-го курса, группа 666 Нагибина Иринка Викторовна

Дата сдачи 18.01.2012г.

Проверил:

Профессор кафедры Социально-философских  наук

Тихонова В.А.

 

 

 

Москва 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ, ЕЁ СТРУКТУРА                                                    4

1.1. СУБЪЕКТ И  ОБЪЕКТ ВЛАСТИ                                                                6

1.2. ФУНКЦИИ ВЛАСТИ                                                                                 8

1.3. РАЗДЕЛЕНИЕ  ВЛАСТИ                                                                          10

2. РЕСУРСЫ, ПРОЦЕСС И ВИДЫ ВЛАСТИ                                              12                                     

2.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД ВЛАСТИ           14

3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО И ТИПОЛОГИЯ                           16

    ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ

4. КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ                                          20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                               24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие власти является одним  из самых важных в политологии. Оно  даёт нам возможность разобраться  в понимании политических институтов, целей власти, политических движений и самой политике.

Определение власти, понятие ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, поиски новых знаний о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей

политологии. Первые попытки  разобраться в парадоксах и механизмах

политической власти были предприняты еще в ранний период становления государственности Индии и Китая.

Противоречивость  политической власти, способная оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территория государства, обеспечивается реализация общих интересов населения.

Власть представляет собой  особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации.

Таким образом, властные отношения  служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ, ЕЁ СТРУКТУРА

Власть - возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность  определённой социальной группы или  класса осуществлять свою волю, оказывать  воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В  отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие  группы людей, использует в этих целях  специально созданный аппарат и  специфические средства. Наиболее сильным  элементом политической власти является государство и система государственных  органов, реализующих государственную  власть.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в  движение все ее элементы. Субъект  власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный  человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое  сообщество, объединенное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект  обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к  власти. Помимо желания руководить субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами.

Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе  предписывается поведение объекта  власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой  выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований, во многом зависит отношение к нему объекта, т. е. исполнителя - второго важнейшего элемента власти.

Власть возможна только при  условии подчинения объекта субъекту. Если такого подчинения нет, то нет  и власти, несмотря на то, что стремящийся  к ней субъект обладает мощными  средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной коли есть выбор, хотя и крайний - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умереть, сражаясь, чем  жить на коленях».

Впрочем, масштабы отношения  объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение добровольно, с радостью воспринимаемого повиновения. В принципе подчинение так же соответственно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к  подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к  нему требований, от ситуации и средств  воздействия, которыми располагает  субъект и т. д.

Вместе с тем, мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом носителем власти у подчиненных. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т. е. способность ее субъекта влиять на объект.

Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой наказания, как правило, имеет тенденцию  к ослаблению вследствие естественного  стремления людей избавиться от этого  неприятного эмоционального состояния.

Сравнительно безболезненно  воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка - надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных  к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и т. д.

 

1.1. СУБЪЕКТ И  ОБЪЕКТ ВЛАСТИ

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или  второго, пассивного субъекта), отношений  господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между  людьми, группами людей, обществом и  его частями, то есть субъектами, наделенными  сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют  люди, обладающие властью или подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может распространяться на отношения между людьми, группами людей и миром вещей, духовным миром, то есть объектами, не способными действовать, выполнять распоряжения. Потому выражения типа "власть денег", "власть вещей", "власть идей", "власть над природой" – это  не более, чем метафоры, образные выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода от чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами, не выполняют волю человека. Ее могут выполнять другие люди, действуя по идейным соображениям, из-за денег, страха и т.д.

Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах, символических формах, в документах, законах, инструкциях, программах, знаках различий и т.д. Существуют многочисленные политические учреждения, работники  которых решают различные вопросы  в пределах своих полномочий. В  обыденной речи эти учреждения также  могут выступать как субъекты власти: съезд решил, правительство  постановило, парламент принял закон, хотя все это делали конкретные люди. Возникает немало ситуаций, когда объект и субъект власти совмещаются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самоуправляющихся процессов в обществе, например, самодисциплины, самостоятельности, самоуправления, самодеятельности.

Субъектами власти могут  быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое  сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и  лидеры. Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как  желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано  с тем, что власть открывает широкие  возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.

К субъектам политической власти относятся:

- социальные общности (народ,  нации, классы, социальные группы  и слои). Они влияют на власть  опосредованно. В периоды радикальных  политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут  на короткое время брать политическую  власть непосредственно в свои  руки путем бунта, восстания,  революции, гражданского неповиновения,  создания органов власти "снизу";

- государство;

- политические партии  и организации. Правящие партии  оказывают непосредственное влияние  на функционирование политической  власти, оппозиционные – опосредованное. В некоторых странах влияние  оппозиционных партий закреплено  в законодательном порядке (право  создавать свой "теневой кабинет");

- правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические  элиты и бюрократия существуют  в любом обществе, их влияние  на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают  интересы различных слоев, группировок,  существующих в обществе. В ряде  западных стран лоббизм признан  официально, и его деятельность  контролируется;

- групповое и индивидуальное  лидерство;

- личная власть;

- отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;

- толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.

От того, как взаимодействуют  субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества.

Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и  объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так же естественно  присуще людям, как и руководство. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. Качества объекта политической власти зависят  от политической культуры населения. Например, патриархальный и подданнический тип  культуры формирует покорность, привычку повиноваться, желание жить под "твердой  рукой". Активистский тип культуры формирует гражданина, несущего свою долю ответственности за страну, а  не покорного слугу власть предержащих.

1.2. ФУНКЦИИ ВЛАСТИ

Политическая власть в  обществе выполняет ряд функций, которые вытекают из ее сущности:

1. Формирование политической  системы общества, организация его  политической жизни.

2. Координация деятельности  органов власти, формирование государственного  аппарата, определение средств и  методов его деятельности.

3. Руководство политическими  и неполитическими процессами  в об - ществе. Власть оказывает влияние и на формирование политических отношений в обществе, т. е. отношений между государством и обществом, между социальными группами, классами, слоями, между различными политическими институтами.

4. Управление делами общества и государства на разных уровнях с помощью различных средств и методов воздействия с целью достижения и претворения в жизнь своих интересов.

5. Создание определенного  типа правления на основе конкретных  способов, средств и методов.

6. Укрепление и поддержание  стабильности существующей системы  власти с целью реализации  поставленных целей, что осуществляется  путем разрешения конфликтов, достижения  общественного консенсуса, поддержания  общественного порядка с его  устоявшимся регламентом и т.  д.

Реализация функций власти на практике производится с помощью  механизма осуществления политической власти, в котором выделяются следующие  моменты:

1. Господство, сущность которого сводится к подчинению одних социальных групп другими, что традиционно закрепляется в государственных нормативно-правовых актах. Отношения господства, и подчинения предполагают существование определенной дистанции между управляемыми и управляющими и подчинении одних другим.

Информация о работе Политическая власть