Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:27, реферат
Понятие власти является одним из самых важных в политологии. Оно даёт нам возможность разобраться в понимании политических институтов, целей власти, политических движений и самой политике. Определение власти, понятие ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ, ЕЁ СТРУКТУРА 4
1.1. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ВЛАСТИ 6
1.2. ФУНКЦИИ ВЛАСТИ 8
1.3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ 10
2. РЕСУРСЫ, ПРОЦЕСС И ВИДЫ ВЛАСТИ 12
2.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД ВЛАСТИ 1
3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО И ТИПОЛОГИЯ 16
ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
4. КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
2. Руководство заключается
в определении и
3. Управление означает
проведение в жизнь
4. Организация, т. е. согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, отдельных личностей, а также действий политических и неполитических организаций и учреждений. Если руководство и управление предполагают отношения господства и подчинения, регулирования связей по вертикали, то организация рассматривает взаимосвязь однопорядковых объектов и осуществляется в горизонтальной плоскости.
5. Контроль как обратная
связь, с помощью которой
1.3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ
Разделение властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё.
Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.
Идея, лежащая в основе
современного разделения властей, была
в конституции Римской
Дальнейшее развитие теории
разделения властей связано с
именами Джона Локка и
Разделение законодательной,
исполнительной и судебной властей
является одним из важнейших принципов
организации государственной
Принцип разделения властей
означает, что законотворческая деятельность
осуществляется законодательным (представительным)
органом, исполнительно-распорядительная
деятельность — органами исполнительной
власти, судебная власть — судами, при
этом законодательная, исполнительная
и судебная ветви власти самостоятельны
и относительно независимы. Разделение
властей основывается на естественном
разделении таких функций, как законотворчество,
государственное управление, правосудие.
Каждая из ветвей в той или иной
степени осуществляет государственный
контроль. Современное понимание
принципа разделения властей дополнено
также необходимостью разделения полномочий
(предметов ведения) между органами
государственной власти и управления
и муниципальными органами. В федеративном
государстве система
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
2. РЕСУРСЫ, ПРОЦЕСС И ВИДЫ ВЛАСТИ
Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:
- утилитарные;
- принудительные;
- нормативные.
Утилитарные ресурсы - это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.
Принудительные ресурсы
– это меры административного
наказания, судебного преследования,
силового принуждения. Они используются
обычно в тех случаях, когда не
срабатывают ресурсы
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.
Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.
Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.
Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.
Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.
Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти.
2.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД ВЛАСТИ
Особым и наиболее известным
видом власти является власть политическая.
Ее нередко отождествляют с
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
1. Сущностным признаком
политической власти является
её опора на государство, что
позволяет ей легально
2. Верховенство, обязательность
решений для всякой иной
3. Публичность, то есть
всеобщность и безличность.
4. Моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная, информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т. д.
Политическая власть находится
в сложном взаимоотношении с
другими формами общественной власти.
Политическая власть испытывает сильное
воздействие власти экономической.
В рыночном обществе, где почти
все имеет цену, деньги оказывают
сильное влияние на проведение избирательных
кампаний и итоги выборов, широко
используются для подкупа политиков.
Концентрация экономической власти
у крупных собственников
В определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная. Ее монополизация определенной политической группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение господства в обществе.
Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место т. н. кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к информационному влиянию; последнее же улучшает возможность занятий лидирующих политических позиций и т. д.
Вывод: Слияние политической,
экономической, социальной и информационной
властей при командной роли политики
наблюдается в тоталитарных государствах.
Демократический же строй предполагает
разделение, как самих этих властей,
так и каждой из них: в экономике
- наличие множества
3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО И ТИПОЛОГИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны. Политическое господство - это одно из форм власти, связанная с ее институциализацией, организационным и законодательным оформлением в обществе властных отношений командования и подчинения. Политическое господство возникает тогда, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет командовать (приказывать, разрешать или запрещать) и рассчитывать на повиновение определенному приказу. Господство - это такой политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются и такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства.
Господство как
Большой вклад в теорию легитимации господства внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти (легитимного господства).
1. Традиционная легитимность.
Она обретается благодаря
2. Харизматическая легитимность.
Она основана на вере в