Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из самых важных в политологии. Оно даёт нам возможность разобраться в понимании политических институтов, целей власти, политических движений и самой политике. Определение власти, понятие ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ, ЕЁ СТРУКТУРА 4
1.1. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ВЛАСТИ 6
1.2. ФУНКЦИИ ВЛАСТИ 8
1.3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ 10
2. РЕСУРСЫ, ПРОЦЕСС И ВИДЫ ВЛАСТИ 12
2.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД ВЛАСТИ 1
3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО И ТИПОЛОГИЯ 16
ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
4. КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Политология(Реферат).docx

— 49.56 Кб (Скачать файл)

2. Руководство заключается  в определении и законодательном  закреплении стратегии развития  общества в соответствии с  интересами субъектов власти. Определение  целей, задач, планов и перспектив  социального развития предполагает  и деятельность по их достижению.

3. Управление означает  проведение в жизнь генеральной  линии, принятие конкретных управленческих  решений. Традиционно этим занимается  административно-управленческий аппарат.

4. Организация, т. е.  согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, отдельных личностей, а также действий политических и неполитических организаций и учреждений. Если руководство и управление предполагают отношения господства и подчинения, регулирования связей по вертикали, то организация рассматривает взаимосвязь однопорядковых объектов и осуществляется в горизонтальной плоскости.

5. Контроль как обратная  связь, с помощью которой власть  следит за тем, какие результаты  имеют те или иные управленческие  решения. Контроль предполагает  в определенной степени и регламентацию  деятельности людей, социальных  групп, политических организаций  и институтов в обществе с  помощью соблюдения правовых, идеологиче­ских, моральных и др. норм и правил поведения.

 

1.3. РАЗДЕЛЕНИЕ  ВЛАСТИ

Разделение властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё.

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме  того, учредительную и избирательную  ветви государственной власти.

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была в конституции Римской республики. Древние римские правительства  были три основные силы, консулов, сената и сборки. Таким образом, каждая часть которой отдельные тела.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с  именами Джона Локка и французских  просветителей, особенно Шарля Луи  Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (конец XVIII — начало XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей  является одним из важнейших принципов  организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей  означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при  этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный  контроль. Современное понимание  принципа разделения властей дополнено  также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных  органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей  заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части  в ведении единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Независимые  ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции  и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный  Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями  власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип  разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

 

2. РЕСУРСЫ, ПРОЦЕСС И ВИДЫ ВЛАСТИ

Ресурсы власти – это  все те средства, использование которых  обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций  ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

- утилитарные;

- принудительные;

- нормативные.

Утилитарные ресурсы - это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные ресурсы  – это меры административного  наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических  санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных  в общности интересов граждан  и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии  наиболее распространенной является классификация  ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые  ресурсы.

Экономические ресурсы –  это материальные ценности, необходимые  для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы –  это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность  воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы  – это знания и информация, а  также средства их производства и  распространения: институты науки  и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это  оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд  и прокуратура с их вещественными  атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно  считается наиболее эффективным  источником власти, поскольку его  использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и  имущества.

Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для  убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение  – это методы осуществления власти.

 

2.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ВЛАСТЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД ВЛАСТИ

Особым и наиболее известным  видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью  принудительной, т. к. она выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой системы средств  государственно-правового воздействия  или принуждения, в основном независимо от того, нравится или не нравится это  массе людей.

Политическая власть характеризуется  рядом отличительных признаков:

1. Сущностным признаком  политической власти является  её опора на государство, что  позволяет ей легально использовать  силу в пределах территории  данного государства. Но в,  то, же время политическая власть  отнюдь не сводится к применению  или угрозе применения силы. Насилие,  физическое принуждение вообще могут использовать и неполитические структуры (семья, преступные группировки и т. д.). Что же касается политической власти, то она включает практически все известные ресурсы власти: и материальное принуждение или стимулирование, и идеологическое манипулирование, традиционное обоснование и освящение.

2. Верховенство, обязательность  решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить  влияние мощных корпораций, СМИ  и других учреждений или же  вовсе ликвидировать их.

3. Публичность, то есть  всеобщность и безличность. Это  означает, что политическая власть  в отличие от личной власти, которая существует в небольших  группах, от имени всего общества  обращается с помощью права  ко всем гражданам.

4. Моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная, информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т. д.

Политическая власть находится  в сложном взаимоотношении с  другими формами общественной власти. Политическая власть испытывает сильное  воздействие власти экономической. В рыночном обществе, где почти  все имеет цену, деньги оказывают  сильное влияние на проведение избирательных  кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает  опасность установления плутократии - прямого политического правления  небольшой группы толстосумов. В современных западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и общественностью.

В определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать  власть информационная. Ее монополизация  определенной политической группировкой может обеспечить ей победу на выборах  и длительное сохранение господства в обществе.

Во взаимодействии различных  властей в обществе имеет место  т. н. кумулятивный эффект - усиливающееся  накопление власти. Он проявляется  в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ; высокая  политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к  информационному влиянию; последнее  же улучшает возможность занятий  лидирующих политических позиций и  т. д.

Вывод: Слияние политической, экономической, социальной и информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих  центров, в политике - разделение власти между государством, партиями, а  также самой государственной  власти на три ветви, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм.

 

3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ  ГОСПОДСТВО  И ТИПОЛОГИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ

Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны. Политическое господство - это одно из форм власти, связанная с ее институциализацией, организационным и законодательным оформлением в обществе властных отношений командования и подчинения. Политическое господство возникает тогда, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет командовать (приказывать, разрешать или запрещать) и рассчитывать на повиновение определенному приказу. Господство - это такой политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются и такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства.

Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятием населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть (легитимное господство)- это власть не просто законная (в отличие от узурпированной, незаконно захваченной, присвоенной), но и правомерная, справедливая с точки зрения тех, кто ей подчиняется.

Большой вклад в теорию легитимации господства внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти (легитимного господства).

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям,  привычке повиноваться власти, многовековым  традициям почитания власти, вере  в непоколебимость однажды установленных  порядков. Традиционное господство  отличается особой прочностью, оно  характерно для монархий, королевской  власти в таких странах, как  Непал, Саудовская Аравия, Иордания, Кувейт.

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные  качества, чудесный дар, т. е.  харизму, руководителя, которого  иногда даже обожествляют, создают  культ его личности. «Харизма»  в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматическое господство наблюдается часто в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания ее населением еще не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на личностном, эмоциональном отношении вождя и массы. Если у М. Вебера харизматический тип легитимности распространялся на власть религиозных деятелей (Моисея, Магомета, Будды), то сегодня он приписывается и светским политическим лидерам. Харизматическими лидерами в истории нашего государства были лидеры (вожди) Коммунистической партии - Ленин, Сталин. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, т. е. своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя.

Информация о работе Политическая власть