Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:27, реферат
Понятие власти является одним из самых важных в политологии. Оно даёт нам возможность разобраться в понимании политических институтов, целей власти, политических движений и самой политике. Определение власти, понятие ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ, ЕЁ СТРУКТУРА 4
1.1. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ВЛАСТИ 6
1.2. ФУНКЦИИ ВЛАСТИ 8
1.3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ 10
2. РЕСУРСЫ, ПРОЦЕСС И ВИДЫ ВЛАСТИ 12
2.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД ВЛАСТИ 1
3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО И ТИПОЛОГИЯ 16
ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
4. КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
3. Рационально-легальная
легитимность. Она основывается
на рационально понятом
Следует заметить, что на практике в чистом виде названные идеальные типы легитимности не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга. Например, в Великобритании доминирует рационально-легальная легитимность (власть формируется на выборах, мотивом подчинения выступает интерес и вера в справедливость демократических процедур), и дополняется она элементами традиционного господства (сохранен институт монархии).
Помимо ставших классическим трех типов легитимности существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, ценностям, менталитету народа. С помощью вносимой в массовое сознание идеологии идет оправдание власти, обоснование соответствия ее интересам народа, нации, класса. В России власть извечно стремилась опереться не только на традицию, но и на идеологию, поэтому традиционная легитимность власти дополнялась идеологической. Достаточно вспомнить официальные идеологемы разных исторических периодов: «Москва - третий Рим», «Самодержавие, православие, народность», «Коммунизм - светлое будущее человечества». В 90-х годах в России сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, опирающаяся одновременно на традиции, верования, чувства, рациональность и т. д.
Отношение граждан к власти может быть не только ценностным, с позиций соответствия её моральным, правовым нормам, что находит выражение в её легитимности, но и инструментальным, с точки зрения того, что она дает людям, и это находит свое выражение в её эффективности. Эффективность власти - это её результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан. Легитимность и эффективность власти - два важнейших фактора её стабильности, доверия к ней и поддержки её гражданами.
Легитимность власти во многом
определяется надеждами граждан
на ее эффективность. Многие авторитарные
режимы, страдающие дефицитом легитимности,
например, в Чили, Южной Корее, в
дальнейшем приобрели её в значительной
мере благодаря продемонстрированной
эффективности (укрепив порядок, повысив
благосостояние населения и т. д.).
Однако достичь эффективности, не обладая
легитимностью, т. е. одобрением и поддержкой
граждан, достаточно сложно. В наши
дни большое число государств
переживает кризис легитимности, что,
например, проявляется в частых государственных
переворотах в странах «
4. КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Основные концепции
На сегодня в научной литературе существует более 300 определений власти. Существование многих концепций власти является свидетельством творческих поисков и одновременно недостаточной изученности проблемы.
Нормативно-формалистическая концепция. Согласно ей источником и содержанием власти есть система норм, прежде всего, правовых. Иногда эту концепцию называют легитимистською (лат. legitimus - законный). Она исходит из того, что закон выступает и как правовое, и как моральный фактор, который имеет юридическую силу. Глубокие исторические корни этого обстоятельства породили легитимизм как политическую концепцию, главная идея которой заключается в абсолютизации правовых норм власти. Как политическая доктрина учение появилось в IX-III вв. до н. е. за существование абсолютной монархии. Тогда государственная власть реализовывала абсолютную власть правителя, действовала деспотически, а в управлении была крайне бюрократизированной. Сейчас в демократических государствах легитимизм базируется на возвеличивании закона - основной регулирующей нормы.
Органистична концепция, ее содержанием являются различные версии функционализма, структурализма и солидаризма, определяющие общественные функции власти, умаляют или игнорируют ее классовый характер. Например, по структурно-функционалистской теории власть - это особый вид отношений между управляющими и подчиненными. Роль личности в политической системе четко определена: поддержка существующей общественной системы.
В русле органистичнои концепции власти находится и элитная теория власти. Возникновение ее обосновывается существованием в обществе элиты (фран. elite - лучшее, отборное, избранное), призванной управлять массами людей не-элитного состояния, всеми социальными процессами в обществе (итальянские ученые Моска, Парето, немецкий Михельс и др.).. Относительно понимания сущности элиты сейчас нет единодушия. Одни относят к ней активных в политике, другие - высокопрофессиональных или бататы человек. Так или иначе, эта концепция утверждает исключительность носителей власти, считая элиту сугубо политическим явлением, независимо от сферы влияния. Однако исторический прогресс она рассматривает как совокупность циклов смены господствующих элит («круговорот элит»). Эта концепция считает идею народного суверенитета утопическим мифом (один из ее постулатов гласит, что народ отстранен от власти), утверждает, что социальное неравенство - основа жизни. Стержнем теории элит является абсолютизация отношений властвования одних и подчинения других. Власть возникает как имманентное (внутренне обусловлено) свойство постоянно существующей в обществе элиты. Правда, некоторые западные исследователи критикуют эту терии за то, что она не учитывает существование "среднего класса", который составляет большинство населения развитых обществ, нивелируя их социальную поля-ризованисть и элитность.
Субъективно-психологическая концепция. Она объясняет власть как врожденный инстинктивный влечение человека к власти, господства вплоть до агрессии. Среди доктрин - бихевиористская теория власти. Она ориентирует на исследование индивидуального поведения людей в сфере властных отношений, а стремление к власти провозглашает доминирующей чертой человеческого поведения и сознания. Власть объясняет и как цель, и как средство. Согласно взглядам американского политолога Г. Лассуэла, любое воздействие на политику приравнивается к стремлению власти. В политике все являются властью, а любая власть является политикой. В субъективно-психологического направления примыкает иструменталистський подход к пониманию власти - сведение ее к использованию определенных средств, в частности насилия и принуждения и т.п..
Индивидуалистически-
Марксистская концепция власти. Основываясь прежде всего экономические интересы, которые определяют содержание и форму реализации классовых интересов, она толкует политическую власть как господство определенного класса. По Марксу, тот класс, который владеет средствами производства, а следовательно, и большей частью национального богатства, диктует свою волю в обществе. В его руках государственная власть, которая защищает его же интересы. Для него существует и демократия.
Сейчас популярна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает
социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти
политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-
опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время
стабильности, общего согласия.
Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к
властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.
Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт, и
человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм
несправедливости. Политология должна в одинаковой степени охватывать как
существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины.
Политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Введение в политологию (Пугачев В.П., Соловьев А.И.)
2. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996
3. Зуев В.И. Власть в системе политических категорий . Государство и право. - 1992. - №5.
4. Пушкарева Г. В. Власть как социальный институт. СГЗ.- 2005. - № 2.
5. Википедия. Свободная энциклопедия: ru.wikipedia.org/wiki
6. Учебные материалы по
курсу политологии(Учебно-
7. Общий толковый словарь русского языка: tolkslovar.ru
Выполнила:
д