Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:02, реферат

Описание работы

Структура власти.
Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;
основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;
субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д.;
функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;
ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

Содержание работы

Введение
Политическая власть
Сущность, источники и основные признаки и формы проявления власти. Типология власти.
Власть – основная категория политической науки. Политическая власть и другие формы власти. Особенности соотношения экономической, политической, духовной, информационной и других видов власти. Разделение властей.
Легальность и легитимность власти. Основные типы легитимации политической власти.
Функции политической власти: руководство, управление, организация, контроль.
Суверенитет власти. Роль государственной власти в осуществлении основных направлений политики в современной России.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Политическая власть (Дудка Е.А. АС-33).docx

— 45.58 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт архитектуры  и искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по политологии

на тему

«Политическая власть»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила: ст.  группы  АС 33

Дудка Е.А.

Проверил: доц. Чистюхин Ю.Н.

 

 

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2012

Содержание

 

Введение

Политическая власть

  1. Сущность, источники и основные признаки и формы проявления власти. Типология власти.
  2. Власть – основная категория политической науки. Политическая власть и другие формы власти. Особенности соотношения экономической, политической, духовной, информационной и других видов власти. Разделение властей.
  3. Легальность и легитимность власти. Основные типы легитимации политической власти.
  4. Функции политической власти: руководство, управление, организация, контроль.
  5. Суверенитет власти. Роль государственной власти в осуществлении основных направлений политики в современной России.

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Осью, вокруг которой вращается  вся политическая жизнь, является власть. Она вездесуща и пронизывает  все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая  внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, лишенное власти, пронизано  хаосом.

 

Структура власти.

  • Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;
  • основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;
  • субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
  • объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д.;
  • функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;
  • ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая  власть

 

  1. Сущность, источники и основные признаки и формы проявления власти. Типология власти.

В политологической теории не сложилось единого определения  власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:

    • силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
    • волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер);
    • власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: "власть А над Б есть способность добиваться того, чтобы Б никогда не сделал бы без воздействия А" (Р. Даль);
    • телеологическое, в соответствии с которым власть - это достижение определенных целей;
    • инструменталистское, трактующее власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;
    • конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;
    • структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.

Приведенные определения  не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных аспектах власти, они взаимно дополняют друг друга.

Разнообразие научных  подходов подтверждает многозначность проявлений власти. В приведенных  выше подходах власть трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Наиболее популярно рассмотрение власти как взаимодействия (отношения), структурными компонентами которого будут субъект  и объект. Субъект - активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого - объекта.

 

Источники власти. Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности  в самоорганизации людей и  другие.

 

Категория "власть" имеет  ряд родственных понятий - господство, влияние и авторитет. Именно эти  понятия наиболее часто встречаются  в определениях власти.

Власть связывают с  господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Хотя власть не может быть сведена к  принуждению, она включает в себя директивный момент - навязывание  своей воли в форме приказа, сопровождаемой угрозой наказания. Он присутствует во власти как обобщенный символ (возможность  применить прямое насилие, наказание) и как реальная власть по отношению  к тем, кто нарушил законы. Кроме  господства, власть может выступать  в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.

Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о  власти можно в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие  на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения (воздействие  на подсознание), что предполагает использование  особых приемов манипулирования. Существуют различные технологии влияния и  убеждения, апробированные властью на протяжении многих веков: особые приемы ораторского искусства, различного рода лозунги, символика, монументальные сооружения. Великолепие дворцов, царского трона, ассоциирующихся с месторасположением высшей власти, особые символы власти должны подчеркивать ее величественность. К важнейшим средствам осуществления политического влияния относится пропаганда. Важнейшая функция пропаганды: закрепление определенной системы представлений и ценностей в индивидуальном и общественном сознании. Мощь этого воздействия впервые была осознана вождями тоталитарных режимов ("геббельсовская пропаганда", "сталинская пропаганда"). Пропаганде, распространяющей и закрепляющей в общественном сознании определенные идеологические символы и стереотипы, была отведена решающая роль в консолидации масс в поддержку власти.

Авторитет рассматривается  как форма и источник власти. Авторитет - это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти право  на власть в силу его моральных  качеств или деловой компетенции.

 

Специфика политической власти связана со способностью индивидов, групп и их организаций реализовать  свои интересы и волю с помощью  средств политико-государственного управления и контроля. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную, носителями которой являются партии, общественные организации и движения, группы давления, СМИ. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе.

К другим проявлениям специфики  политической власти отнесем следующие:

    • в отличие от межличностной политическая власть присутствует в отношениях между большими социальными группами, государствами, сообществами, общественными организациями;
    • политическая власть предполагает необходимость организационных процедур для представления интересов общностей в политической сфере, институциональную оформленность (выражение политического интереса через партию, государство и другие институты);
    • возможность использования самых разнообразных ресурсов (экономических, принудительных, информационных и др.);
    • сочетание открытых и теневых центров власти, действующих скрытно, вне сферы общественного контроля;
    • моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие от власти экономической, которая в условиях рынка предполагает плюрализм субъектов власти);
    • иерархичность отношений власти;
    • делегирование (передача) части властных полномочий от одного субъекта другому, который берет на себя ответственность за их выполнение (модель: центральная власть > местная власть);
    • идеологичность.

 

Типология власти. Власть является одним из ключевых понятий политологии. Вся жизнь человеческого общества связана с властью, которая призвана защищать интересы людей, воплощать их планы, урегулировать конфликты и противоречия. Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.

В основу типологии политической власти положены особенности элементов  власти – субъекта, объекта и  ресурсов – и способы их взаимодействия.

Типология власти в зависимости  от субъекта власти (у кого в руках  она сосредоточена):

– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия –  власть одного человека);

– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;

– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);

– самоуправленческая –  власть всех членов общества, народовластие.

Типология власти в зависимости  от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и  т. д.

Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:

– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);

– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);

– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).

Типология власти по методам  воздействия на объект: демократическая  – широкие гражданские права  и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы  всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.

Типология власти по широте охвата различных структур:

– мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.;

– макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.);

– мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.);

– микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.).

Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые  она опирается:

– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными  ценностями, материальными благами;

– социальная власть – влияние  на положение широких слоев населения  в целях обеспечения поддержки  и лояльности с их стороны;

– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;

– принудительная власть –  контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб  безопасности и т. д.).

 

2. Власть – основная категория политической науки. Политическая власть и другие формы власти. Особенности соотношения экономической, политической, духовной, информационной и других видов власти. Разделение властей.

Понятие политической власти является одним из центральных в  политологии. В анализе политических систем оно занимает, совершенно правильно отмечает Т. Парсонс, место «во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах» (Американская социология: перспективы, проблемы, методы. — М, 1972. — С. 365). Определение понятия «политическая власть» имеет чрезвычайно важное значение для понимания политики, политических отношении, политических учреждений, институтов, организаций, политического процесса и т. д.

Политологи дают разные определения  политической власти. При этом один из них политическую власть отождествляют  с властью государства, другие под  политической властью понимают управление общественными делами. Третьи, определяя  политическую власть, понимают ее как  принуждение. «Власть, — пишет, к примеру, один из сторонников такой точки зрения, — безотносительно от форм своего внешнего проявления в сущности всегда принудительна, ибо так или иначе направлена на подчинение воли членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле» (Байтин М. И. Государство и политическая власть. - Саратов, 1972. - С. 112).

Информация о работе Политическая власть