Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:02, реферат

Описание работы

Структура власти.
Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;
основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;
субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д.;
функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;
ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

Содержание работы

Введение
Политическая власть
Сущность, источники и основные признаки и формы проявления власти. Типология власти.
Власть – основная категория политической науки. Политическая власть и другие формы власти. Особенности соотношения экономической, политической, духовной, информационной и других видов власти. Разделение властей.
Легальность и легитимность власти. Основные типы легитимации политической власти.
Функции политической власти: руководство, управление, организация, контроль.
Суверенитет власти. Роль государственной власти в осуществлении основных направлений политики в современной России.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Политическая власть (Дудка Е.А. АС-33).docx

— 45.58 Кб (Скачать файл)

Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

- поддержание общественного  порядка и стабильности;

- выявление, ограничение  и разрешение конфликтов;

- достижение общественного  согласия (консенсуса);

- принуждение во имя  социально значимых целей и  сохранения стабильности;

-     управление  делами общества.

 

5. Суверенитет власти. Роль государственной власти в осуществлении основных направлений политики в современной России.

Не менее важным понятием, характеризующим готовность людей  следовать установлениям власти, является понятие суверенитета. Суверенитет  — право власти управлять именно этой территорией и именно в это  время. Важность этого аспекта властных отношений видна при анализе сепаратистских движений, которые обычно не отрицают легитимности власти центра — они лишь не согласны с распространением его власти на их территорию, т. е. отрицают его суверенитет над данным пространством.

В некоторых случаях целесообразно  говорить о временном суверенитете. Он возникает в особых, чрезвычайных ситуациях, возможно, в результате стихийного бедствия или какого-нибудь социального катаклизма. Естественно, ситуации возникновения временного суверенитета чреваты конфликтами и разночтениями. Одно должностное лицо может считать ситуацию уже достаточно чрезвычайной для того, чтобы он мог пользоваться особыми полномочиями, другие же должностные лица или рядовые граждане могут и не согласиться с подобной расширительной трактовкой положения дел.

Аналогичным образом конфликты  могут возникать и по поводу определения момента прекращения временного суверенитета. Ни одна инструкция не может предусмотреть всего многообразия возможных жизненных ситуаций, поэтому и у чиновников, и у граждан остается простор для собственных интерпретаций того, можно ли уже возвращаться к обычному стилю правления или еще рано, и власть должна оставаться в руках структур чрезвычайного положения.

 

Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России. Власть в России постоянно стремилась к трансформации  исторического сознания и менталитета, пытаясь создать соответствующие  структуры, оправдывающие ее деятельность. Такими доминирующими структурами  стали прежде всего этатизм и патернализм, которые являются в известной степени универсальными в массовом сознании российского народа.

Под этатизмом понимается: 1) термин, употребляемый для характеристики государства как высшего результата и цели общественного развития;

2) процесс усиления роли  государства в экономической  и политической жизни общества.

Патернализм – это отеческая  забота со стороны государства по отношению к своим гражданам.

Отношение к государственной  власти в России обусловливается  этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка. И этот этатистско-патерналистский порядок является реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур. Поэтому дуализм общественного бытия в России имеет иную природу, чем на Западе. Он выражается в первую очередь в таких конфликтных тенденциях, где одной из сторон всегда выступает универсальная и автономная государственность.

Это — конфликт между  государственностью и регионализмом, государственностью и национальными  культурными традициями, государственностью и социальными общностями.

Большинству русских людей  присущ ценностно-рациональный стиль  мышления и поведения, для них  важны не столько цели и результаты, сколько смысл преобразований. В  иерархии ценностей русского человека ведущее место отводится справедливости, трактуемой в нравственно-уравнительном  смысле, понимаемой как возможность  быть хозяином самому себе. В этой иерархии далеко не первое место принадлежит  труду, который в производственной этике человека рассматривается  как обязанность и повинность.

Поэтому попытки трансформировать основы экономической, социальной и  политической жизни России без изменения  культуры как духовного кода жизнедеятельности  подавляющего большинства ее населения  приводили к социокультурному отторжению реформ, по мере того как они создавали  ситуацию фрустрации или дискомфорта. Это сопровождалось кризисом государственной  власти и заканчивалось контрреформами «сверху» или революциями «снизу».

Контрреформы были реакцией правительства в условиях пассивного общественного противодействия  на результаты преобразований и попыткой, чаще всего стихийной, привести их цели и средства в соответствие с социокультурной  средой.

Опыт реформ в России и  других странах свидетельствует  о том, что для успешного их проведения требуется соблюдение, по крайней мере, двух условий.

Во-первых, реформы должны соответствовать социокультурному пространству, в котором они осуществляются, то есть быть санкционированы ментальностью  различных социальных групп и  культурными архетипами индивидов. Если инновации не воспринимаются как  необходимое и конструктивное, не вызывают положительных эмоций, а, наоборот, провоцируют массовое дискомфортное состояние, то это может вызвать всплеск социальной агрессивности у определенной части населения.

Во-вторых, реформы могут  успешно проводиться только легитимной государственной властью, которая  в состоянии согласовать ценностные ориентации различных групп населения  по поводу целей и средств преобразований и не допустить перерастания социокультурных противоречий раскола в необратимый процесс социально-политической дезорганизации.

Эти два условия проведения реформ тесно связаны между собой, поскольку речь идет прежде всего о ценностном обосновании социальных инноваций и реформаторской деятельности самой государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Власть - это специальный  социальный институт, который упорядочивает  социальные отношения и поведение  индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие  от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в  общих решениях и решениях для  всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными  субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы  людей, регулирует отношения между  группами во время стабильности, общего согласия.

Воля к власти у одних  дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Изучение политики уже  само по себе представляет собой политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический  порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Политология: Учеб. пособие для студентов дневного отде-ления / И.В. Борзихина, Л.А. Коноплева, А.В. Трофимов, Т.Е. Эйдис; Отв. ред. А.В. Трофимов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006

2. Политология: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд–во Урал. гос. экон. ун–та, 2001. – 157 с.

3. Политическая власть — Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Власть_(государство)

4. Легитимность власти http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id=72&r=28

http://lib.rus.ec/b/203956/read

5. ПОЛИТОЛОГИЯ 7 http://www.tspu.tula.ru/res/other/politolog/lec5.html

6. Халипов В.В. Власть. – М., 1998.

7. Ахвледиани А.А., Ковалев  А.М. Собственность. Власть. Политика. – М., 1996.

8. Пугачев В.П., Соловьев  А.И. Введение в политологию.  – М., 2000.


Информация о работе Политическая власть