Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

В наше время состояние отношений между ведущими государствами рождает некоторый оптимизм в малой вероятности возникновения глобального ядерного конфликта и очередной мировой войны. Однако постоянно возникающие малые и крупные военные конфликты в Европе и Азии, странах «третьего мира», претензии многих из них на владение ядерным оружием, неустойчивость политических систем во многих из этих государств не исключают возможности развития событий по непредсказуемому сценарию, в том числе и крупной военной трагедии. Неразрешенные споры и противоречия, а также возникающие на их основе вооруженные конфликты затрагивают жизненные интересы каждого государства и представляют реальную угрозу международному миру и безопасности

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3

1. Правовая природа миротворческих операций………………………………6

1.1 Понятие и признаки миротворческих операций………………………….6
1.2 Роль миротворчества в поддержании международного мира и безопасности……………………………………………………………………11

2. Организационно-правовой механизм осуществления миротворческих операций………………………………………………………………………...17

2.1 Планирование миротворческих операций………………………………..17
2.2 Масштабы операций ООН по поддержанию мира………………………20

3. Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта……………………………………………….28

3.1 Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов…………………………………………………………………………28
3.2 Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности…38

Заключение………………………………………………………………………44

Список источников литературы...……………………………………………...47

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

1. Правовая природа миротворческих  операций………………………………6

 

1.1 Понятие и признаки миротворческих  операций………………………….6

1.2 Роль миротворчества в поддержании  международного мира и безопасности……………………………………………………………………11

 

2. Организационно-правовой механизм  осуществления миротворческих операций………………………………………………………………………...17

 

2.1 Планирование миротворческих  операций………………………………..17

2.2 Масштабы операций ООН по  поддержанию мира………………………20

 

3. Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта……………………………………………….28

 

3.1 Основные перспективы развития  ООН в урегулировании международных  кризисов…………………………………………………………………………28

3.2 Миротворческие операции ООН  на современном этапе деятельности…38

 

Заключение………………………………………………………………………44

 

Список источников литературы...……………………………………………...47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 В современных условиях взаимозависимости  проблемы международного миротворчества  играют особую роль. Фактически, миротворческий процесс на региональном и глобальном уровнях составляет суть дипломатии государств и влиятельных международных политических объединений. К последним следует отнести, прежде всего, ООН, которая за всю историю своего существования внесла значительный вклад в определение международно-правовых критериев и юридических норм применительно к стратегии и тактике поддержания мира.

 

 В наше время состояние  отношений между ведущими государствами  рождает некоторый оптимизм в  малой вероятности возникновения глобального ядерного конфликта и очередной мировой войны. Однако постоянно возникающие малые и крупные военные конфликты в Европе и Азии, странах «третьего мира», претензии многих из них на владение ядерным оружием, неустойчивость политических систем во многих из этих государств не исключают возможности развития событий по непредсказуемому сценарию, в том числе и крупной военной трагедии. Неразрешенные споры и противоречия, а также возникающие на их основе вооруженные конфликты затрагивают жизненные интересы каждого государства и представляют реальную угрозу международному миру и безопасности. В ходе конфликтов, нередко переходящих в гражданские войны, совершаются массовые тяжкие преступления в отношении мирных жителей, уничтожение сел и разрушение городов, являющиеся грубейшим нарушением международных конвенций.

 

 Из вышесказанного видно, что  на современном этапе мировое  сообщество столкнулось с серьезной  опасностью быть втянутым в  стихию многочисленных, непредсказуемых  по своим последствиям, трудно  контролируемых вооруженных конфликтов на различной основе, что является дестабилизирующим фактором прогресса общества и требует дополнительных усилий государств в области внутренней и внешней политики, т. К. любой конфликт, по своей сути, несет угрозу любым государствам и народам. В этой связи международная миротворческая деятельность выдвинулась в последние годы в ряд приоритетных направлений внешней и внутренней политики многих государств.

 

 Опыт миротворчества ООН  имеет колоссальное значение, но  под давлением многих факторов, и прежде всего глобализации, данная организация подвергается трансформации, чему активно способствуют США со своими ближайшими союзниками. При этом подвергаются различным негативным воздействиям некоторые важнейшие нормативные положения Устава ООН, который долгие годы служит международно – правовой основой миротворчества. Устав ООН является также надежным инструментом юридического обеспечения различных коллективных миротворческих акций и всевозможных коллективных мероприятии по поддержанию международной безопасности.

При разработке темы большую помощь автору оказали монографические исследования юристов-международников, в которых дается обстоятельный анализ общих проблем миротворческой деятельности ООН, ее роли и места в системе современных международных отношений. Яркие представители доктрины международного права Е.Г. Моисеев [26], И.И. Лукашук [21], И.С. Кузнецова [20], Ю.М. Колосов [5], Л. Клепацкий [16], Г.В. Игнатенко [14], В.Ф. Заемский [10, 11, 12, 13], Н.И. Емельянова [9], В.Ю. Додонов [7], Г.К. Дмитреева [39], Л. Гришаева [3,4], И. Абашидзе [1], дают в своих фундаментальных научных работах анализ международного миротворчества под эгидой ООН, целиком основывающийся на положениях Устава ООН. Именно они охарактеризовали актуальные проблемы правовой природы, структуры и деятельности ООН и ее органов в области миротворчества.

Целью курсовой работы являются исследование механизма международно-правового регулирования миротворческих операций.

 

Цель определяет следующие задачи:

 

- определить природу миротворческих операций;

- рассмотреть организационно-правовой механизм осуществления миротворческих операций;

- охарактеризовать участие Республики Беларусь в миротворческих операциях.

 

Объектом исследования являются международно-правовое регулирование миротворческих операций.

 

 Предмет исследования – механизм  международно-правового операций  ООН по поддержанию мира (ОПМ).

 

Большинство представителей отечественной школы международного права всегда выступали (и продолжают решительно выступать) за повышение эффективности деятельности ООН и ее органов в соответствии с положениями, зафиксированными в Уставе организации.

 

 Методологической основой курсовой работы является современная концепция универсальной системы коллективной безопасности, закрепленной в Уставе ООН, как важной гарантии обеспечения международного мира и безопасности, путем проведения операций по поддержанию мира на основании глав VI и VII Устава ООН.

 

 Методологическую основу исследования  составили диалектический, логические  методы, методология сравнительного правоведения и метод системно-структурного анализа.

 

В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть основных органов новой всемирной организации: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН. Кроме того, Устав допускал, что с согласия Генеральной Ассамблеи могут учреждаться другие самоуправляющиеся организации, выступающих как специализированные агентства ООН; именно этот пункт дал возможность Совету Безопасности создать миротворческие силы.

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН[12]. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о необходимости той или иной миротворческой миссии.

 

Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:

- расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

- проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;

- содействии поддержанию законности и правопорядка;

- предоставлении гуманитарной помощи;

- наблюдении за ситуацией.

 

 

1. Правовая природа миротворческих  операций

1.1 Понятие и признаки  миротворческих операций

 

 

 К настоящему времени в  официальных документах и дипломатической  переписке сложилась совокупность терминов, характеризующая разные варианты международных миротворческих операций. Неправильное или неточное употребление их может привести к путанице и взаимному непониманию при осуществлении ОПМ (операции по подержанию мира) и иных миротворческих операций ООН. Выработанная терминология, конечно же, отражает существенные особенности соответствующих операций, играющие важную роль при их планировании и практической реализации, но официально утвержденного и, тем более, универсального глоссария-тезауруса, относящегося к различным миротворческим операциям ООН, не существует до сих пор. Его отсутствие усугубляет трудности миротворчества в целом, и не позволяет применить к ОПМ определенные международные стандарты .

 

 Международные миротворческие  операции представляют собой общее название самых различных видов деятельности, осуществляемой в интересах разрешения конфликтов, предотвращения их эскалации, прекращения или недопущения военных действий, обеспечения правопорядка в зоне конфликта, проведения гуманитарных акций, восстановления нарушенных конфликтом социальных и политических, а также систем жизнеобеспечения. Отличительной чертой миротворчества, осуществляемого от имени ООН, является то, что оно проводится по мандату Совета Безопасности ООН, либо, согласно Уставу ООН, по мандату тех региональных организаций, в чьи функции входит поддержание мира и международной безопасности. В англоязычных источниках эти операции именуются peace operations, peace support operations, peacekeeping operations.

 

 Практически все известные классификации делят такие операции на три блока:

 

1) использующие преимущественно  несиловые методы действий вооруженных  сил (наблюдение, различные формы  контроля), направленные на подкрепление  политических и дипломатических  усилий по прекращению и урегулированию конфликта;

 

2) сочетание политических методов  с операциями вооруженных миротворческих  контингентов, не ведущих боевых  действий;

 

3) использование силовых методов, в том числе боевых действий, для принуждения к миру в  сочетании с политическими усилиями или без них.

 

 Миротворческие операции подразделяются  на: 1) превентивные действия (акции) по сохранению мира, 2) операции  по установлению мира, 3) операции  по поддержанию мира, 4) операции  по принуждению к миру, 5) постконфликтное  построение мира, гуманитарные акции.

 

 Операции по установлению  мира или побуждения к миру (peace-making) проводятся по взаимному  согласию противоборствующих сторон  и, как правило, по их просьбе  в тот момент, когда они самостоятельно  или под воздействием международных организаций или отдельных государств решают прекратить военные действия и нуждаются для этого в помощи международного сообщества и коллективных международных миротворческих сил. Целью их является, прежде всего, содействие в прекращении военных действий и организация мирного переговорного процесса.

 

 Операции по поддержанию  мира (peace-keeping), проводятся по согласию  всех или одной из сторон  конфликта и делятся на две  группы. В первую входят операции, являющиеся логическим и практическим  продолжением операций по установлению мира, когда, после достижения соглашения о перемирии начинаются переговоры о мирном урегулировании конфликтов. Вторую группу составляют акции, проводящиеся для реализации ранее достигнутого мирного соглашения. В этом случае целью операции по поддержанию мира, в том числе ее военной стороны, является непосредственное обеспечение выполнения соглашения всеми вовлеченными в конфликт силами.

 

 Операции по принуждению  к миру (peace enforcement operations) представляют  собой реальное применение вооруженных сил, или угрозу такого применения, для того, чтобы заставить противоборствующие стороны прекратить боевые действия и приступить к установлению мира. Характерной особенностью их является то, что они могут включать в себя те боевые действия миротворческих сил, которые направлены на разъединение и разоружение противоборствующих сторон. Указанные боевые действия могут быть направлены как против всех воюющих сторон, так и против той из них, которая не согласна подчиниться требованиям о прекращении огня. После успешного выполнения данных задач, то есть после прекращения военных действий, миротворческие силы переходят к акциям, характерным для ОПМ.

 

 В действительности, провести, отличительную грань между вышеперечисленными  акциями довольно сложно, поскольку все они, так или иначе, связаны с применением вооруженных сил. Кроме выполнения сугубо военных задач, перечисленные операции призваны осуществлять многие другие функции. Ситуация осложняется тем, что в Уставе ООН, в соответствии с которым проводятся данные мероприятия, термина «миротворческие операции», не говоря уже об их развернутой типологии, не содержится. Однако, сложившаяся практика свидетельствует о достаточно широком распространении миротворческих операций при содействии, прежде всего, ООН. Правовой основой ОПМ принято считать положения глав VI и VII Устава организации ООН.

 

 К сожалению, опыт международного  миротворчества ООН далеко не  всегда успешен, а сложившийся  инструментарий – весьма далек  от совершенства. Причинами данного  явления служат отсутствие четкой нормативно-правовой базы миротворчества, неспособность ООН эффективно применять уже созданные механизмы для урегулирования конфликтов, и, следовательно, осуществлять основные функции, связанные с главной целью организации, направленной на поддержание международного мира и сохранения коллективной безопасности .

 

 Следует подчеркнуть то, что  конфликты последних лет поражают  особой сложностью и многочисленностью. В таких условиях способность  ООН адекватно реагировать на  существующие проблемы безопасности народов сильно затрудняется. Это и заставляет многих политиков и государственных деятелей задуматься либо над эффективным внедрением уже имеющихся в наличии инструментов миротворческого процесса, либо над выработкой новых.

 

 Деятельность ООН по поддержанию мира является уникальным и динамичным инструментом, разработанным Организацией в качестве одного из путей для оказания помощи раздираемым конфликтами странам в создании условий для установления прочного мира. Первая миссия Организации Объединенных Наций по поддержанию мира была учреждена в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание военных наблюдателей Организации Объединенных Наций на Ближнем Востоке с целью осуществления контроля за соблюдением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами. С тех пор во всех уголках мира в общей сложности было проведено 63 операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Информация о работе Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта