Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

В наше время состояние отношений между ведущими государствами рождает некоторый оптимизм в малой вероятности возникновения глобального ядерного конфликта и очередной мировой войны. Однако постоянно возникающие малые и крупные военные конфликты в Европе и Азии, странах «третьего мира», претензии многих из них на владение ядерным оружием, неустойчивость политических систем во многих из этих государств не исключают возможности развития событий по непредсказуемому сценарию, в том числе и крупной военной трагедии. Неразрешенные споры и противоречия, а также возникающие на их основе вооруженные конфликты затрагивают жизненные интересы каждого государства и представляют реальную угрозу международному миру и безопасности

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3

1. Правовая природа миротворческих операций………………………………6

1.1 Понятие и признаки миротворческих операций………………………….6
1.2 Роль миротворчества в поддержании международного мира и безопасности……………………………………………………………………11

2. Организационно-правовой механизм осуществления миротворческих операций………………………………………………………………………...17

2.1 Планирование миротворческих операций………………………………..17
2.2 Масштабы операций ООН по поддержанию мира………………………20

3. Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта……………………………………………….28

3.1 Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов…………………………………………………………………………28
3.2 Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности…38

Заключение………………………………………………………………………44

Список источников литературы...……………………………………………...47

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

 

 До начала 90-х годов планирование операций по поддержанию мира начиналось после проведения в Совете Безопасности голосования по соответствующей резолюции. По своей сути оно сводилось к вопросам материально-технического обеспечения (как доставить воинские части в район предполагаемых действий и как организовать их поддержку) при отсутствии концептуального подхода. В результате резкого возрастания спроса на проведение новых миссий по поддержанию мира после окончания «холодной войны» возникла необходимость в создании потенциала оперативного планирования.

 

 Появление нового поколения  комплексных операций по поддержанию  мира, для которых свойственны  политические, гуманитарные и военные  аспекты, потребовало более серьезной  координации и взаимодействия, чем  прежде, и обусловило необходимость согласования усилий различных департаментов и учреждений.

 

 В Департаменте операций  по поддержанию мира обращается  особое внимание и выделяются  специальные ресурсы на совершенствование  процесса планирования, с упором  на его оперативные и материально-технические аспекты, и функций координации и взаимодействия. Центральное место в этом процессе отводится Службе планирования миссий (СПМ), входящей в состав Отдела планирования.

 

 Служба планирования миссий (СПМ) отвечает за разработку планов, в которых находят комплексное отражение различные аспекты той или иной операции по поддержанию мира. Это предполагает составление кратко-, средне- и долгосрочных планов. СПМ стремится своевременно обеспечивать подготовку новых миссий и пересмотр мандата, расширение или свертывание текущих миссий. В целях интеграции всех видов планирования СПМ выступает в качестве консультационно-координационного механизма для Департамента операций по поддержанию мира, других департаментов и внешних организаций, участвующих в проведении соответствующей миссии по поддержанию мира. Цель СПМ заключается в том, чтобы предвидеть возникновение кризисной ситуации и приступить к процессу планирования уже на ранней стадии, еще до того, как Совет Безопасности даст окончательную санкцию на проведение операции по поддержанию мира [31].

 

 Главная задача состоит в  планировании и организации миссий, включая их учреждение и внесение  изменений в ходе их осуществления. В целях содействия выполнению  этой задачи СПМ разбита на  ряд функциональных подразделений.

 

 Перед Группой общего планирования  стоит задача содействовать процессу  планирования посредством внесения  рекомендаций по его улучшению, которые будут способствовать  повышению эффективности и обеспечению  своевременности процесса планирования. Такое содействие может осуществляться через проведение стандартизации посредством выработки соответствующей доктрины или составления письменного руководства либо путем предоставления рекомендаций относительно процедурных или кадровых улучшений в рамках Отдела планирования [31].

 

 Помимо этого Группа способствует  обеспечению межведомственной координации  в рамках «Координационного центра», рабочей группы Департамента  по гуманитарным вопросам и  Департамента по политическим  вопросам.

 

 В настоящее время Группа  общего планирования занимается изучением и оказывает кадровую поддержку в изучении, в частности, следующих вопросов:

 

- правила применения вооруженной силы Организации Объединенных Наций (ППВС). Группа разрабатывает руководство в целях содействия подготовке ППВС для миссий по поддержанию мира;

 

- руководство для командующих военными подразделениями Организации Объединенных Наций. Группа готовит справочное руководство для командующих силами Организации Объединенных Наций и их старшего командного состава;

 

- создание «Координационного центра». Группа изучает те сферы управленческой деятельности, где может быть улучшена координация усилий, предпринимаемых Департаментом операций по поддержанию мира, Департаментом по гуманитарным вопросам и Департаментом по политическим вопросам;

 

- обновление стандартных оперативных процедур (СОП). Группа отвечает за то, чтобы СОП департаментов в отношении проведения операций и планирования по мере необходимости пересматривались и корректировались.

 

 Группа общего планирования  отвечает за разработку общих планов в отношении осуществления новых полевых миссий и продления или серьезного изменения действующих мандатов. На их основе должны вырабатываться концепции оперативного и материально-технического обеспечения с изложением потребностей в военных, гражданских и вспомогательных ресурсах. Такие концепции должны строиться с учетом информации, предоставляемой органами общего планирования. Лица, занимающиеся планированием миссий, готовят для Военного советника консультации по военным вопросам, используя при этом базу данных, в основе которой лежит собранная информация, и уроки, извлеченные из опыта предыдущих миссий.

 

 В целях содействия планированию  и координации в Группе по  организации миссий, как и в  других отделах и департаментах, созданы сектора, занимающиеся вопросами миростроительства Африки, Европы и Латинской Америки, а также Азии и Ближнего Востока.

 

 В целях содействия процессу  планирования и своевременному  развертыванию воинских контингентов  в СПМ была введена функция  управления резервными соглашениями, которая затрагивает все аспекты участия государств-членов в операциях ООН по поддержанию мира. Группа управления резервными соглашениями отвечает за развитие системы резервных соглашений посредством проведения консультаций со всеми государствами-членами. Кроме того, ее задача заключается в выполнении роли системного контролера, отвечающего за ведение автоматизированной базы данных по резервным соглашениям, включая данные, касающиеся персонала, имущества и снаряжения, а также услуг, условий найма, стратегических передвижений / поставок и времени реагирования.

 

 Группа управления резервными  соглашениями оказывает помощь  государствам-членам в структурировании  их участия в резервных соглашениях  и обеспечивает сотрудников по  вопросам планирования информацией о резервных ресурсах, которые конкретное государство-член может предоставить.

 

 Она же поддерживает также  взаимодействие с государствами-членами  в вопросах, касающихся резервных  соглашений, а также контролирует  и координирует заключение в случае необходимости меморандума о взаимопонимании (далее МОВ) между ООН и соответствующим государством-членом.

 

 Действующая в рамках СПМ  секция по соглашениям об участии  при содействии других подразделений  Секретариата ООН ведет переговоры  между государствами-членами и ООН о заключении соглашений об участии, предусматривающих предоставление персонала, снаряжения и услуг для конкретных операций по поддержанию мира. Эта секция координирует также подготовку, проверку и подписание соглашений об участии подразделениями Секретариата Организации Объединенных Наций.

 

 Итак, Центральное место в  вопросе планирования миссий  отводится Службе планирования  миссий (СПМ), входящей в состав  Отдела планирования. Служба планирования  миссий (СПМ) отвечает за разработку  планов, в которых находят комплексное отражение различные аспекты той или иной операции по поддержанию мира. СПМ состоит из:3

 

1) группа общего планирования

2) группа по организации миссий

3) группа управления резервными соглашениями.

 

 

2.2 Масштабы операций ООН по поддержанию мира

 

С 1948 года Организация Объединенных Наций провела 48 операций по поддержанию мира. Тридцать пять операций по поддержанию мира были учреждены Советом Безопасности в период с 1988 по 1998 год. В настоящее время осуществляется 16 операций, в которых участвуют примерно 14 000 миротворцев. В составе операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира служили свыше 750 000 военнослужащих и сотрудников гражданской полиции и тысячи других гражданских специалистов; болев 1500 человек погибли при исполнении служебных обязанностей в составе этих миссий.

 

Наиболее значимыми из специальных миссий и операций по поддержанию мира являются: специальная миссия в Афганистане, контрольная миссия в Анголе, миссия добрых услуг в Бурунди, группа военной связи ООН в Камбодже, миссия наблюдения в Сальвадоре, специальный посланник и группа военных наблюдателей в Грузии, ирако-кувейтская миссия, специальный посланник в Таджикистане и ряд других.

 

Миротворческие миссии учреждают и их задачи определяют пятнадцать государств - членов Совета Безопасности, а не Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. В Уставе Организации Объединенных Наций конкретно указывается, что Совет несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Каждый из пяти постоянных членов Совета Безопасности - Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция - может наложить вето на любое решение, касающееся операций но поддержанию мира.

 

Военный и гражданский полицейский персонал операций по поддержанию мира остается в составе своих национальных формирований, однако служит под оперативным управлением Организации Объединенных Наций, и он обязан вести себя с учетом сугубо международного характера своих задач. Участники миссий носят форменную одежду своих стран, а на их принадлежность к миротворцам Организация Объединенных Наций указывают голубые береты или каски и отличительные знаки Организации Объединенных Наций. Гражданский персонал прикомандировывается из Секретариата Организации Объединенных Наций, учреждений Организации Объединенных Наций или правительств, либо работает на контрактной основе.

 

Смета расходов на проведение операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на период с июля 1997 года по июнь 1998 года составляет примерно 1 млрд. долл. США. Этот показатель уменьшился по сравнению с суммой в 3 млрд. долл. США в 1995 году, которая отражала расходы в связи с проведением операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира в бывшей Югославии. Все государства-члены участвуют в покрытии расходов на проведение операций по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они разработали и согласовали. Тем не менее, по состоянию на февраль 1998 года государства-члены были должны Организации Объединенных Наций примерно 1,6 млрд. долл. США в виде причитающихся за нынешний и предыдущий периоды взносов на проведение операций по поддержанию мира.

 

Военнослужащие сил по поддержанию мира оплачиваются правительствами своих стран в соответствии с их рантом и шкалой окладов в национальных вооруженных силах. Расходы стран, добровольно предоставляющих персонал для операций по поддержанию мира, возмещаются Организацией Объединенных Наций по единой ставке, составляющей примерно 1000 долл. США на одного военнослужащего в месяц. Организация Объединенных Наций также возмещает странам расходы за предоставленное имущество. В то же время выплата возмещения этим странам часто задерживается в связи с нехваткой наличности, вызванной неуплатой государствами-членами своих взносов.

 

Ответственность за поддержание международного мира и безопасности несут все государства-члены. С 1948 года в различные периоды свой персонал предоставляли более 110 стран. По состоянию на начало 2008 года военный и гражданский полицейский персонал для текущих миссий предоставляет 71 государство-член. Гражданский персонал предоставляют практически все страны.

 

В 2004 году миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций расширилась до беспрецедентных масштабов, что улучшило перспективы завершения конфликтов и породило новые надежды на достижение мира в странах, пострадавших от войн. К концу года количество и сфера охвата этих операций достигли рекордно высоких уровней за всю историю существования ООН. В то же время связанные с ними новые потребности обусловили колоссальное дополнительное напряжение ресурсов Организации Объединенных Наций, что вынудило ее критически оценить свои собственные возможности планирования миротворческих миссий и управления ими, с тем чтобы ООН смогла эффективно решить сложные задачи текущего периода.

 

В дополнение к 14 текущим операциям на местах, которые Департамент ООН по поддержанию мира (ДОПМ) проводил в начале 2004 года, в течение года были учреждены еще три новые миссии, и в ближайшей перспективе будут развернуты и другие миссии. В апреле, когда Организация еще разворачивала свою крупнейшую миротворческую операцию в Либерии, была учреждена Операция ООН в Кот-д'Ивуаре (ОООНКИ), а два месяца спустя началось развертывание Миссии ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ) и Операции ООН в Бурунди (ОНЮБ). Миротворческая миссия ООН в Демократической Республике Конго (МООНДРК) претерпела серьезную структурную перестройку и расширение, в результате чего она стала крупнейшей операцией по поддержанию мира (до этого ею была операция в Либерии) и был открыт новый штаб сил в неспокойном восточном регионе страны. Кроме того, продолжается планирование развертывания миссии в Судане, которое начнется сразу же после подписания мирного соглашения. Одновременно ДОПМ обеспечивает административную и материально-техническую поддержку миссии ООН в Ираке (МООНСИ).

 

Для организации этих миссий приходится решать сложнейшие проблемы материально-технического характера. Потенциал государств-членов в плане предоставления финансовых средств, войск и имущества был серьезно испытан на прочность. Как отметил руководитель ДОПМ Жан-Мари Геэнно, этот резкий всплеск активности привел к перенапряжению ресурсов системы ООН. «На каждого человека в Департаменте по поддержанию мира в Центральных учреждениях в Нью-Йорке будет приходится более ста человек на местах, что создает серьезные трудности в областях планирования, формирования сил, материально-технического обеспечения, закупочной деятельности и командования и управления», -- написал он в газете «Интернешнал геральд трибьюн».

 

Руководитель ДОПМ сформулировал четыре принципа, которыми должно руководствоваться при принятии решений международное сообщество для обеспечения эффективности своей миротворческой деятельности: избежание участия ООН в «горячих» войнах; уделение большего внимания партнерским связям; подкрепление мандатов соразмерными ресурсами; и приверженность решению задач в полном объеме -- т.е. установлению прочного мира. Чтобы предотвратить возобновление конфликтов, необходимо дополнять меры по поддержанию мира долгосрочными усилиями в области миростроительства и развития.

 

В основном миротворческие мероприятия ООН по-прежнему являются эффективными с оперативной точки зрения, несмотря на серьезные ошибки, допущенные в 90-х годах в Руанде и Боснии и Герцеговине. Заместитель Генерального секретаря ООН, возглавляющий Департамент общественной информации, Шаши Тхарур написал в журнале «Форейн афферс», что за период, прошедший после присуждения «голубым каскам» ООН Нобелевской премии мира в 1988 году, они принесли мир и демократию в Намибию, Камбоджу, Сальвадор, Мозамбик и Восточный Тимор. Кроме того, они взяли на себя часть бремени усилий по поддержанию мира после кровопролитных событий и смен режимов в Гаити в 90-е годы и продолжали играть роль ключевого стабилизирующего фактора в контексте самых разнообразных конфликтов: на Голанских высотах, в Сьерра-Леоне, на Кипре, в Грузии, Западной Сахаре и Косово.

Информация о работе Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта