Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

В наше время состояние отношений между ведущими государствами рождает некоторый оптимизм в малой вероятности возникновения глобального ядерного конфликта и очередной мировой войны. Однако постоянно возникающие малые и крупные военные конфликты в Европе и Азии, странах «третьего мира», претензии многих из них на владение ядерным оружием, неустойчивость политических систем во многих из этих государств не исключают возможности развития событий по непредсказуемому сценарию, в том числе и крупной военной трагедии. Неразрешенные споры и противоречия, а также возникающие на их основе вооруженные конфликты затрагивают жизненные интересы каждого государства и представляют реальную угрозу международному миру и безопасности

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3

1. Правовая природа миротворческих операций………………………………6

1.1 Понятие и признаки миротворческих операций………………………….6
1.2 Роль миротворчества в поддержании международного мира и безопасности……………………………………………………………………11

2. Организационно-правовой механизм осуществления миротворческих операций………………………………………………………………………...17

2.1 Планирование миротворческих операций………………………………..17
2.2 Масштабы операций ООН по поддержанию мира………………………20

3. Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта……………………………………………….28

3.1 Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов…………………………………………………………………………28
3.2 Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности…38

Заключение………………………………………………………………………44

Список источников литературы...……………………………………………...47

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

 

 В условиях постоянно меняющихся  линий конфронтации, когда участники  конфликта – нерегулярные силы и повстанческие формирования, отличающиеся непредсказуемостью действий и игнорированием норм гуманитарного права, в условиях распада государственных структур власти урегулирование конфликтов просто не может происходить безболезненно. Но абсолютно ясно, что благодаря таким акциям сотням и тысячам жителей регионов конфликтов была сохранена жизнь, многим государствам оказано содействие в постконфликтной реабилитации в последующем демократическом развитии.

 

 Проблема абстрагирования государства  от своих национальных интересов (а любое решение ООН является продуктом политического соглашения) при проведении миротворческой операции актуальна и будет актуальной еще долгое время. Существует, и будет существовать опасность использования миротворческих сил не по основному назначению. Данная проблема может быть решена лишь при наличии хорошо развитых систем интеграции в политической, экономической и административно-управленческой областях и одновременном расширении прав и обязанностей ООН как универсального актора с исключительной компетенцией в урегулировании конфликтов и поддержании мира.

 

 Пока не будут сформированы  общенациональные универсальные  интересы всех стран, критерии  справедливости и коллективной  безопасности будут определять  «великие державы» или «держава-гегемон» (если учитывать однополярность современной системы международных отношений).

 

 В свою очередь, гегемонистские  устремления США, нашедшие отражение  в ее политике, ведут к дискредитации  идеи ООН как непререкаемой  верховной инстанции. Либо место  универсальной организации, отражающей «всеобщие интересы», занимает держава-гегемон, либо при сохранении номинального существования универсальной организации, последняя используется исключительно в интересах доминирующей державы. На мой взгляд, реформирование ООН необходимо, но при этом следует учитывать, что в условиях однополярности системы «право справедливости» легко трансформируется в «право силы».5

 

 

3.2 Миротворческие операции  ООН на современном этапе деятельности

 

 В первые годы наступившего  ХХ1 столетия миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций расширилась до беспрецедентных масштабов, что улучшило перспективы завершения конфликтов и породило новые надежды на достижение мира в странах, пострадавших от войн.

 

 К концу 2006 года количество  и сфера охвата этих операций достигли рекордно высоких уровней за всю историю существования ООН.

 

 В то же время связанные  с ними новые потребности обусловили  колоссальное дополнительное напряжение  ресурсов Организации Объединенных  Наций, что вынудило ее критически оценить свои собственные возможности планирования миротворческих миссий и управления ими, с тем чтобы ООН смогла эффективно решить сложные задачи текущего периода.

 

 В дополнение к 14 текущим  операциям на местах, которые  Департамент ООН по поддержанию мира (ДОПМ), учреждены еще три новые миссии, и в ближайшей перспективе будут развернуты и другие миссии.

 

 В апреле 2005, когда Организация  еще разворачивала свою крупнейшую  миротворческую операцию в Либерии, была учреждена Операция ООН  в Кот-д’Ивуаре, а два месяца спустя началось развертывание Миссии ООН по стабилизации в Гаити и Операции ООН в Бурунди. Миротворческая миссия ООН в Демократической Республике Конго претерпела серьезную структурную перестройку и расширение, в результате чего она стала крупнейшей операцией по поддержанию мира (до этого ею была операция в Либерии) и был открыт новый штаб сил в неспокойном восточном регионе страны.

 

 Кроме того, продолжается планирование  развертывания миссии в Судане, которое начнется сразу же  после подписания мирного соглашения. Одновременно ДОПМ обеспечивает административную и материально-техническую поддержку миссии ООН в Ираке.

 

 Для организации этих миссий  приходится решать сложнейшие  проблемы материально-технического  характера. Потенциал государств-членов в плане предоставления финансовых средств, войск и имущества был серьезно испытан на прочность. Как отметил руководитель ДОПМ, этот резкий всплеск активности привел к перенапряжению ресурсов системы ООН. На каждого человека в Департаменте по поддержанию мира в Центральных учреждениях в Нью-Йорке будет приходится более ста человек на местах, что создает серьезные трудности в областях планирования, формирования сил, материально-технического обеспечения, закупочной деятельности и командования и управления», — написал он в газете «Интернешнал геральд трибьюн.

 

 Руководитель ДОПМ сформулировал  четыре принципа, которыми должно  руководствоваться при принятии  решений международное сообщество  для обеспечения эффективности  своей миротворческой деятельности: избежание участия ООН в «горячих» войнах; уделение большего внимания партнерским связям; подкрепление мандатов соразмерными ресурсами; и приверженность решению задач в полном объеме — т.е. установлению прочного мира. Чтобы предотвратить возобновление конфликтов, необходимо дополнять меры по поддержанию мира долгосрочными усилиями в области миростроительства и развития.

 

 В основном миротворческие  мероприятия ООН по-прежнему являются  эффективными с оперативной точки  зрения, несмотря на серьезные  ошибки, допущенные в 90-х годах в Руанде и Боснии и Герцеговине. Заместитель Генерального секретаря ООН, возглавляющий Департамент общественной информации, Шаши Тхарур написал в журнале «Форейн афферс», что за период, прошедший после присуждения «голубым каскам» ООН Нобелевской премии мира в 1988 году, они принесли мир и демократию в Намибию, Камбоджу, Сальвадор, Мозамбик и Восточный Тимор.

 

 Кроме того, они взяли на  себя часть бремени усилий  по поддержанию мира после  кровопролитных событий и смен  режимов в Гаити в 90-е годы и продолжали играть роль ключевого стабилизирующего фактора в контексте самых разнообразных конфликтов: на Голанских высотах, в Сьерра-Леоне, на Кипре, в Грузии, Западной Сахаре и Косово.

 

 Поддержание мира по-прежнему  представляет собой эффективную  с точки зрения затрат деятельность.

 

 Даже с учетом новых потребностей, возникших в 2008 году, расходы на  все миротворческие операции  ООН по прогнозам должны были  составить несколько менее 4 млрд. долл. США. Генеральный секретарь Пан Ги Мун заявил, что 30 млрд. долл. США, израсходованные на миротворческие операции за всю историю Организации Объединенных Наций, представляют собой одну тридцатую часть мировых военных расходов в одном только 2007 году.

 

 Миротворческая деятельность  ООН основана на принципах  совместного несения бремени  и распределения рисков, и в  конечном счете она обходится  намного дешевле односторонних  мер. Универсальный характер Организации  Объединенных Наций обусловливает  уникальную легитимность деятельности миротворцев ООН и служит неопровержимым политическим подтверждением того, что международное сообщество реально привержено урегулированию любого кризиса.

 

 Из почти 75 000 военных, полицейских  и гражданских сотрудников, служащих в составе 17 текущих операций, более двух третей находятся в Африке. Многие из миротворческих операций представляют собой многоаспектные операции, мандат которых предусматривает принятие решительных мер в целях разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов в мирную жизнь; защиты уязвимых групп населения; проведения реформ судебного аппарата и служб безопасности; отслеживания нарушений прав человека и расселения беженцев и внутренне перемещенных лиц. Эти миссии оказывают содействие не только в обеспечении безопасности, но и путем осуществления гуманитарных программ, предоставления экономической помощи и поддержки сложных политических процессов, в том числе нередко — выборов.

 

 Сам факт этого резкого  расширения масштабов миротворческой  деятельности в Африке порождает надежду на возможное завершение некоторых из конфликтов на этом континенте, которые ранее казались неразрешимыми. Сами африканцы также играют все более активную роль в поиске решений. Миротворцы Африканского союза служат в Бурунди, а его военные наблюдатели направлены в район Дарфура в Судане. Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) участвует в усилиях, предпринимаемых в целях обеспечения мира в Либерии и Сьерра-Леоне, а с недавнего времени и в Кот-д’Ивуаре.

 

 Международное сообщество, вдохновленное  готовностью Африки играть активную  роль в урегулировании конфликтов, предоставляет поддержку в форме  финансовых средств и материально-технического  обеспечения.

 

 В июне 2004 года «Группа восьми» (промышленно развитых стран) приняла План действий «восьмерки» для Африки, предусматривающий обучение и оснащение тысяч африканских миротворцев и наращивание потенциала африканских организаций, необходимого им для управления операциями в пользу мира. Кроме того, Европейский союз учредил Фонд содействия миру в интересах Африканского союза для оказания содействия в формировании внутреннего африканского потенциала миротворчества.

 

 Признавая важное значение  предоставления финансовой помощи  и материально-технического обеспечения операций по поддержанию мира, Первый заместитель Генерального секретаря ООН призвал развитые страны предоставлять также свои войска. Он отметила «заметный сдвиг в составе миротворческих сил ООН» за прошедшие годы: по состоянию на конец 2007 года первая десятка стран, предоставляющих наибольшее количество военнослужащих и полицейских для операций по поддержанию мира, полностью состояла из развивающихся стран, на которые приходится почти две трети миротворцев ООН».

 

 Первые две строчки в этом  списке занимают Бангладеш и Пакистан, на которые вместе приходится четверть всех военнослужащих в составе миротворческих сил.

 

 В то же время, хотя на  государства – «члены Европейского  союза приходится 40 процентов бюджета  миротворческих операций ООН, они  предоставляют менее 10 процентов личного состава. Соединенные Штаты оплачивают 26 процентов бюджета миротворческих операций, однако по состоянию на конец года лишь 318 военнослужащих и полицейских были предоставлены этой страной».

 

 ООН особенно нужны хорошо  обученные подразделения для выполнения некоторых специфических функций, присущих современным миротворческим миссиям, которые легче формировать из военнослужащих промышленно развитых государств.

 

 Тем временем ДОПМ в Центральных  учреждениях ООН в Нью-Йорке  укрепил свой потенциал планирования, развертывания и поддержания сложных миротворческих миссий. Департамент приближается к решении поставленной перед ним задачи: быть способным развернуть миссию в течение 30 – 90 дней с момента получения санкции Совета Безопасности. ДОПМ пользуется новыми базами данных для формирования воинских контингентов и усовершенствовал свои методы финансового планирования и освоения финансовых средств в предварительном порядке для обеспечения предлагаемой миссии еще до утверждения Советом Безопасности ее создания.

 

 Активизировалась деятельность  по обучению сотрудников ООН  методике быстрого развертывания  в целях обеспечения их готовности  к решению задач по укомплектованию  новых миротворческих миссий  без предварительного уведомления. Десятки сотрудников, работающих на местах и в Центральных учреждениях, приобрели конкретные навыки, необходимые для формирования функционирующих миссий с момента их учреждения.

 

 Более оперативные методы  размещения на местах имущества  за счет задействования стратегических запасов, хранящихся на Базе материально-технического снабжения ООН в Бриндизи, Италия, оказались эффективными при развертывании миссии в Либерии, однако в процессе организации других миссий при их применении встретились серьезные трудности. ДОПМ активно расширяет круг стран, предоставляющих войска и полицейских, стремясь привлечь те страны, которые ранее не участвовали в укомплектовании миротворческих контингентов, например Китай. Новые и новаторские методы планирования и развертывания использовались недавно при организации операций в Либерии, Гаити и Бурунди и применяются ныне при подготовке к проведению ожидаемой миссии в Судане.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующие выводы.

 

 Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а истекает из целей и принципов ООН.

 

 При осуществлении миротворческих  операций ООН могут преследоваться  следующие задачи:

 

- Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

Информация о работе Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта