Политические и правовые учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:35, реферат

Описание работы

Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.
В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на Востоке и на Западе, у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1. Брахманизм: древнейший кастовый порядок и его легимитация ……5
2. Возникновение буддизма ……………………………………………...13
3. Индуизм - философско-религиозное выражение исторического опыта Индии ………….17
Заключение………………………………………………………………. 20
Литература ………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

контр. история политич-их и правовых учений ПЮИ 3 курс.docx

— 43.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………3

1. Брахманизм: древнейший  кастовый порядок и его легимитация ……5

2. Возникновение буддизма ……………………………………………...13

3. Индуизм - философско-религиозное  выражение исторического опыта Индии …………………………………………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………. 20

Литература ………………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.

В своем возникновении  политико-правовая мысль у древних  народов на Востоке и на Западе, у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими  представлениями о месте человека в мире.

Для мифов характерно тождество  информационного (сообщение об имевших  место событиях и знаменитых деяниях  богов) и нормативного (безусловная  необходимость для людей считаться  с этими событиями и т.д.) моментов повествования о мифических фактах.

Земные порядки, согласно древним мифам, неразрывная часть  общемировых космических порядков, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и  освещается в мифе тема земной жизни  людей, их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений между  собой и с богами, их прав и  обязанностей словом, всего того, что  им позволено, и что им запрещено.

Божественный первоисточник  сложившихся социальных и политико-правовых порядков основная идея и тема древних  мифов. В мифах древних народов  по-разному решается и освещается вопрос о способе и характере  связи божественного начала с  земными отношениями. Та или иная версия божественного происхождения  земной власти и порядка является общеобязательной моделью соответствующего их устроения и одновременно господствующей идеологией, не имеющей конкуренции  в лице иных представлений, взглядов, точек зрения и т.п.: сомнение в  мифе есть начало его рационализации.

Различные версии мифа представляют интерес, прежде всего, как познавательное отражение в форме мифа различных  вариантов упорядочения и регуляции  соответствующих общественных отношений.

В мифах ряда народов говорится  о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем  научили людей искусству управления и передали власть земным правителям.

Согласно древнеиндийским  мифам боги, являясь источниками  власти правителя, вместе с тем и  сами продолжают оставаться вершителями  земных дел и людских судеб.

Процесс постепенной рационализации исходных мифических представлений  об общественной жизни, политике, государстве  и праве и возникновения зачатков теоретических воззрений в разных областях социально-политического  знания у разных народов протекал с различной интенсивностью, принимал различные формы и имел несхожие последствия. Но в целом общая  тенденция к рационалистической трактовке социально-политических явлений достаточно отчетливо проявляется  в 1 тысячелетии до н.э. во всех культурных центрах тогдашнего мира.

Значительную связующую  роль между мифологическими представлениями  и последующими рационалистически  ориентирующими политико-правовыми  воззрениями и концепциями сыграла  религия. При всей своей специфике  религия тематически и хронологически следует за мифом и является по отношению к первичным мифам  о богах последующим, вторичным  образованием.

Мифологические представления  и в целом опыт подхода к  организации общественной жизни  людей оказали большое влияние  на последующую политико-правовую мысль  как непосредственно в эпоху  формирования религиозных, философских  и зачаточно научных концепций  политики, государства и права, так  и в последующие периоды развития политических правовых учений.

Цель и задача работы- раскрыть теоретические вопросы  по данной тематике.

 

 

1. Брахманизм: древнейший  кастовый порядок и его легимитация

Развитие Древнеиндийского государства прошло продолжительное  время. Харабская цивилизация погибла  в Древней Индии, в середине II тысячелетия до нашей эры, когда  пришли древние арии (арийские племена). Наука не знает, откуда они пришли. Эпоха от пришествия ариев до образования  первых государств (VI в до н.э.) получила название ведийской, по имени древнейших ритуальных книг ариев (Веды). Санскритское слово “веды “ - означает “знание, “ведение”. Веды состоят из четырех  частей: Ригведа - сборник самых древних гимнов, содержащих мифы о сотворении мира и легенды о главных божествах индуизма; Самаведа и Яджурведа - сборники молитвенных заклинаний и описаний обрядов; Атхарваведа - сборник молитвенных песнопений и магических заклинаний.

Цивилизации Древней Индии  сохранили фрагментарные суждения об устройстве государства, искусстве  правления. Существовавшие тогда представления  об общественном порядке при некоторых  особенностях и различиях исходили их тезиса о божественном характере  власти и положения о том, что  государство является составной  частью мирового космического порядка. Иррациональная система земледелия обусловила господство деспотических  форм правления, которые только и  были в состоянии обеспечить эффективность  аграрного производства, для чего постоянно требовалось сгонять  людей на рытье каналов, посевные и уборочные работы. Поэтому размышления  об устройстве общества имели, как правило, характер наставлений для повседневной жизни, которые больше акцентировали  внимание на обязанностях подданных  государства.

Ведущими направлениями  в политической и правовой идеологии  Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э., когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование  классов. Своими корнями оба направления  восходили к религиозно-мифологическому  мировоззрению, изложенному в Ведах - древних ритуальных книгах ариев.

Идейные расхождения между  брахманизмом и буддизмом произошли  на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между  ними были связаны с трактовкой правил для варн (каст)- родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества.

Варн у древних индийцев было четыре - варна жрецов (брахманы), варна правителей и воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников  и торговцев (вайшьи) и низшая (лица физического труда, слуги) варна (шудры). Особую категорию составляли "неприкасаемые" - отверженные и самые бесправные члены общества, не принадлежащие  ни к одной из варн. Взаимоотношения  между представителями этих варн регулировались "тремя запретами": на совместную трапезу, на совместную молитву и на совместный брак. Традиция разделения общества на касты сохраняется  в Индии и до сих пор.

Согласно ведическому  преданию, варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст  которого родился брахман, из рук - кшатрий, из бедер - вайшья, а из ступней - шудра. Члены первых трех варн считались  полноправными общинниками. У них  в подчинении находились шудры.

На основе религиозно-мифологических представлений брахманы создали  новую идеологию - брахманизм, по имени верховного бога Брахмы. Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах

Сначала основу брахманизма  составляли культ и учение о жертвоприношении, но постепенно в нем возникают  идеи о сансаре - мире, в котором душа любого живого существа ввергается в поток бесконечных перерождений (реинкарнаций), чем и объясняется многообразие всех форм жизни; о карме - воздаянии или возмездии, которое получает душа в последующем перерождении за все поступки, совершенные человеком при жизни; и о мокше - освобождении от пут земного мира, накладываемых на каждое живое существо последствиями его собственных действий. Философское и религиозное обоснование это учение получило в Упанишадах - комментариях к Ведам, которые стали главным религиозно-философским сочинением той эпохи.

Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих  и политических трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат  “Манавадхармашастра” (“Наставления Ману о дхарме” - составлен в период II в. до н. э. - II в. н. э.). На русский язык трактат переведен под названием “Законы Ману”, определявшие нормы правильного образа жизни каждого отдельного человека, общественного правопорядка и совершения религиозных обрядов. Эти правила, которым должен следовать каждый человек и все общество, получили название дхарма("закон", "долг").

Одним из краеугольных положений  религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет  блуждать по телам людей низкого  происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или  в небожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости оттого, как он выполняет предписания дхармы - культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны.

Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство народом и обучение его религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом. Управлять государственными и общественными делами было привилегией  двух высших варн.

Кроме монополии на профессиональную религиозную деятельность, они обладали ещё и монополией на педагогическую и научную деятельность. Эти три  вида профессиональных занятий приносили  им большие доходы. Но, кроме того, они имели ещё право на присвоение половины всех налогов, которые получали светские власти. Привилегированное  положение брахманов в обществе отразилось и в религии того времени. Покровитель их касты и профессии  служителей культа, которой монопольно принадлежала этой касте, бог Брахма, считался одновременно и верховным  богом. Брахма своим сверхъестественным могуществом как бы закреплял  те материальные привилегии, которые  в реальной жизни имели брахманы.

Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. “Но  только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим (трем) варнам со смирением”, - утверждали “Законы  Ману”. Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое  отводили им “Законы Ману”, мало чем  отличалось от положения рабов. В  идеологии брахманизма были разработаны  подробные правила жизни для  шудр, а также для других низших сословий, к которым причислялись рожденные от смешанных браков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев  и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением.

Идеологический смысл  учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй  и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение  трудящихся. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны  брахманы допускали лишь после смерти человека, в его “будущей жизни”, как награду за служение богам, терпение и кротость.

Согласно "Законам Ману", человек может вырваться из круга  бесконечных рождений и смертей, если будет неукоснительно соблюдать  дхарму: почитать священные Веды и  древних мудрецов (риши), сделавших Веды доступными для всех людей; поклоняться божествам (дэвам), создавшим Вселенную; и почитать питаров - "отцов" рода, к которому принадлежит человек и продолжать начатый ими род.

Следуя дхарме, человек  также должен выполнить "программу" своей жизни, состоящей из четырех  этапов (ашрамов): брахмачарья - период ученичества, когда все внимание уделяется изучению священных текстов и постижению их смысла; грихастха - создание семьи, воспитание детей и занятие трудом, соответствующим предписаниям касты; ванапрастха - отход от активной жизни и передача опыта и тридиций семьи будущему поколению; и санньяса - уход в аскетизм и обрыв всех мирских связей. При этом четвертый этап проходят только брахманы, три первых - кшатрии и вайшьи, а шудры могут пройти лишь второй и третий этапы.

Этой жизненной программе  соответствуют и четыре жизненных  цели, к которым стремится каждый индус: поиск удовлетворения в области  чувственной любви (кама); стремление к процветанию и приобретению материальных благ (артха); выполнение требований духовной жизни и предписаний своей касты (дхарма); и достижение состояния освобождения (мокша).

Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в  брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказания была основополагающим принципом политической теории - ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании  “Весь мир подчиняется посредством  Наказания”, - провозглашали “Законы  Ману”. Определяя принуждение как  главный метод осуществления  власти, идеологи жречества усматривали  его назначение в том, чтобы “ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять  присущие им дела, так как они, избегая  присущих им дел, потрясают этот мир”.(1)

Информация о работе Политические и правовые учения