Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:35, реферат
Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.
В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на Востоке и на Западе, у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Брахманизм: древнейший кастовый порядок и его легимитация ……5
2. Возникновение буддизма ……………………………………………...13
3. Индуизм - философско-религиозное выражение исторического опыта Индии ………….17
Заключение………………………………………………………………. 20
Литература ………………………………………………………………..22
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Брахманизм: древнейший
кастовый порядок и его
2. Возникновение буддизма …………………
3. Индуизм - философско-религиозное
выражение исторического опыта Индии ………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
Введение
Актуальность темы. Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.
В своем возникновении
политико-правовая мысль у древних
народов на Востоке и на Западе,
у древних египтян, индусов, китайцев,
вавилонян, персов, евреев, греков, римлян
и других восходит к мифологическим
истокам и оперирует
Для мифов характерно тождество
информационного (сообщение об имевших
место событиях и знаменитых деяниях
богов) и нормативного (безусловная
необходимость для людей
Земные порядки, согласно
древним мифам, неразрывная часть
общемировых космических
Божественный первоисточник сложившихся социальных и политико-правовых порядков основная идея и тема древних мифов. В мифах древних народов по-разному решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Та или иная версия божественного происхождения земной власти и порядка является общеобязательной моделью соответствующего их устроения и одновременно господствующей идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представлений, взглядов, точек зрения и т.п.: сомнение в мифе есть начало его рационализации.
Различные версии мифа представляют интерес, прежде всего, как познавательное отражение в форме мифа различных вариантов упорядочения и регуляции соответствующих общественных отношений.
В мифах ряда народов говорится
о первоначальном непосредственном
правлении богов, которые затем
научили людей искусству
Согласно древнеиндийским мифам боги, являясь источниками власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.
Процесс постепенной рационализации
исходных мифических представлений
об общественной жизни, политике, государстве
и праве и возникновения
Значительную связующую
роль между мифологическими
Мифологические представления
и в целом опыт подхода к
организации общественной жизни
людей оказали большое влияние
на последующую политико-правовую мысль
как непосредственно в эпоху
формирования религиозных, философских
и зачаточно научных концепций
политики, государства и права, так
и в последующие периоды
Цель и задача работы- раскрыть теоретические вопросы по данной тематике.
1. Брахманизм: древнейший
кастовый порядок и его
Развитие Древнеиндийского
государства прошло продолжительное
время. Харабская цивилизация погибла
в Древней Индии, в середине II
тысячелетия до нашей эры, когда
пришли древние арии (арийские племена).
Наука не знает, откуда они пришли.
Эпоха от пришествия ариев до образования
первых государств (VI в до н.э.) получила
название ведийской, по имени древнейших
ритуальных книг ариев (Веды). Санскритское
слово “веды “ - означает “знание,
“ведение”. Веды состоят из четырех
частей: Ригведа - сборник самых древних
гимнов, содержащих мифы о сотворении
мира и легенды о главных божествах индуизма; Самаведа и
Цивилизации Древней Индии
сохранили фрагментарные
Ведущими направлениями
в политической и правовой идеологии
Древней Индии являлись брахманизм
и буддизм. Они возникли в середине
I тысячелетия до н.э., когда у арийских
племен, покоривших Индию, началось образование
классов. Своими корнями оба направления
восходили к религиозно-
Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн (каст)- родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества.
Варн у древних индийцев было четыре - варна жрецов (брахманы), варна правителей и воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая (лица физического труда, слуги) варна (шудры). Особую категорию составляли "неприкасаемые" - отверженные и самые бесправные члены общества, не принадлежащие ни к одной из варн. Взаимоотношения между представителями этих варн регулировались "тремя запретами": на совместную трапезу, на совместную молитву и на совместный брак. Традиция разделения общества на касты сохраняется в Индии и до сих пор.
Согласно ведическому преданию, варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук - кшатрий, из бедер - вайшья, а из ступней - шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры.
На основе религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию - брахманизм, по имени верховного бога Брахмы. Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах
Сначала основу брахманизма составляли культ и учение о жертвоприношении, но постепенно в нем возникают идеи о сансаре - мире, в котором душа любого живого существа ввергается в поток бесконечных перерождений (реинкарнаций), чем и объясняется многообразие всех форм жизни; о карме - воздаянии или возмездии, которое получает душа в последующем перерождении за все поступки, совершенные человеком при жизни; и о мокше - освобождении от пут земного мира, накладываемых на каждое живое существо последствиями его собственных действий. Философское и религиозное обоснование это учение получило в Упанишадах - комментариях к Ведам, которые стали главным религиозно-философским сочинением той эпохи.
Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат “Манавадхармашастра” (“Наставления Ману о дхарме” - составлен в период II в. до н. э. - II в. н. э.). На русский язык трактат переведен под названием “Законы Ману”, определявшие нормы правильного образа жизни каждого отдельного человека, общественного правопорядка и совершения религиозных обрядов. Эти правила, которым должен следовать каждый человек и все общество, получили название дхарма("закон", "долг").
Одним из краеугольных положений
религии брахманизма был догмат
о перевоплощении душ, согласно которому
душа человека после смерти будет
блуждать по телам людей низкого
происхождения, животных и растений
либо, если он провел праведную жизнь,
возродится в человеке более высокого
общественного положения или
в небожителе. Поведение человека
и его будущие перерождения брахманы
оценивали в зависимости
Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство народом и обучение его религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом. Управлять государственными и общественными делами было привилегией двух высших варн.
Кроме монополии на профессиональную религиозную деятельность, они обладали ещё и монополией на педагогическую и научную деятельность. Эти три вида профессиональных занятий приносили им большие доходы. Но, кроме того, они имели ещё право на присвоение половины всех налогов, которые получали светские власти. Привилегированное положение брахманов в обществе отразилось и в религии того времени. Покровитель их касты и профессии служителей культа, которой монопольно принадлежала этой касте, бог Брахма, считался одновременно и верховным богом. Брахма своим сверхъестественным могуществом как бы закреплял те материальные привилегии, которые в реальной жизни имели брахманы.
Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. “Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим (трем) варнам со смирением”, - утверждали “Законы Ману”. Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое отводили им “Законы Ману”, мало чем отличалось от положения рабов. В идеологии брахманизма были разработаны подробные правила жизни для шудр, а также для других низших сословий, к которым причислялись рожденные от смешанных браков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением.
Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение трудящихся. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его “будущей жизни”, как награду за служение богам, терпение и кротость.
Согласно "Законам Ману", человек может вырваться из круга бесконечных рождений и смертей, если будет неукоснительно соблюдать дхарму: почитать священные Веды и древних мудрецов (риши), сделавших Веды доступными для всех людей; поклоняться божествам (дэвам), создавшим Вселенную; и почитать питаров - "отцов" рода, к которому принадлежит человек и продолжать начатый ими род.
Следуя дхарме, человек также должен выполнить "программу" своей жизни, состоящей из четырех этапов (ашрамов): брахмачарья - период ученичества, когда все внимание уделяется изучению священных текстов и постижению их смысла; грихастха - создание семьи, воспитание детей и занятие трудом, соответствующим предписаниям касты; ванапрастха - отход от активной жизни и передача опыта и тридиций семьи будущему поколению; и санньяса - уход в аскетизм и обрыв всех мирских связей. При этом четвертый этап проходят только брахманы, три первых - кшатрии и вайшьи, а шудры могут пройти лишь второй и третий этапы.
Этой жизненной программе соответствуют и четыре жизненных цели, к которым стремится каждый индус: поиск удовлетворения в области чувственной любви (кама); стремление к процветанию и приобретению материальных благ (артха); выполнение требований духовной жизни и предписаний своей касты (дхарма); и достижение состояния освобождения (мокша).
Средством, обеспечивающим
кастовые предписания, выступало в
брахманизме государственное