Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:35, реферат
Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.
В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на Востоке и на Западе, у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Брахманизм: древнейший кастовый порядок и его легимитация ……5
2. Возникновение буддизма ……………………………………………...13
3. Индуизм - философско-религиозное выражение исторического опыта Индии ………….17
Заключение………………………………………………………………. 20
Литература ………………………………………………………………..22
Для учения индуизма характерно понятие о триедином божественном Абсолюте - Тримурти. Триада Брахма, Вишну и Шива постепенно сменила ведическую триаду Индра, Агни, Варуна и получила в противовес ей в
4. Кириллова Т.К. История
политических и правовых
индологической литературе название собственно индуистской триады. Иногда индуистская триада соотносится с изображением трёхликого божества -- Тримурти -- и трактуется, по аналогии с христианской Троицей, как единое божество в трёх лицах.
Эти три ипостаси божество обнаруживает лишь в действиях по отношению к миру. Брахма (созидающее начало) творит из себя все мироздание: период появление космоса, или "день Брахмы", делится на огромные эпохи (кальпы и юги). В это время Вишну (сохраняющее начало) оберегает сотворенный Брахмой мир. По прошествии миллиардов лет мир начинает уничтожаться в "пляске" Шивы (разрушающего начала). Солнце сжигает все живое, элементы материи распадаются, пространство сворачивается и Ишвара (образ Абсолюта как повелителя явленного мира) превращает Вселенную в свой тончайший мир. Наступает "ночь Брахмы" - период, когда бытие остается непроявленным. Затем вновь наступает "день Брахмы" и все повторяется сначала.
В вероучении индуизма можно выделить четыре основных положения:
1. о священных книгах,
2. о сверхъестественных существах,
3. о душе,
4. о загробной жизни.
В индуизме в качестве священных почитается большое количество книг-томов. Точная цифра неизвестна, но во всяком случае их несколько сотен; они делятся на две группы.
Первая группа называется шрути, (“услышанное”) вторая - смрити (“запоминаемое”).
Авторами книг-шрути являются боги. Но они авторы в особом смысле. Книги-шрути никто не создавал. Они возникли сами собой вместе с возникновением богов. Книги-шрути возникли не как книги, а как знания, которые находились в головах богов. Боги чудесным образом передали эти знания риши (мудрецам). А риши записали эти знания в виде книг.
По своему содержанию книги делятся на семь групп. Первая группа - Веды (“Знание”) Это 4 книги-тома. Основным содержанием Вед являются тексты религиозных песен, тексты заклинаний и описания религиозных обрядов.
Вторая группа священных книг - Брахманы (“отражение воли Брахмы”). Это несколько десятков книг-томов. По содержанию это комментарии к Ведам, в основном культового характера. Считается, что их содержание через служителей культа и для служителей культа передал бог Брахма.
Третья группа - Араньяки (“Лесные книги”). Несколько десятков книг-томов шрути. Содержание: правила поведения для отшельников, рассуждения о сущности обрядности.
Четвертая группа - Упанишады
(“Тайное учение”). Название объясняется
тем, что в прошлом учение, заключённое
в этих книгах, передавалось только
брахманам и их ученикам. Буквальный
перевод звучит так: “рядом”(упа) и
“внизу”(ни) “сидящим” (шады). Рядом
и внизу, т.е. у ног учителя-брахмана,
сидели его ученики. По своему содержанию
это религиозно-философские
Пятая группа - Пураны (“Древние предания”). Это несколько десятков книг-смрити. Наиболее древние пураны первоначально существовали в устной форме.По содержанию это рассказы о богах.
Шестая группа - это одна книга-произведение: поэма под названием “Махабхарата” (“Великие бхараты”; бхараты - это название народа в Индии). В поэме около 100 тысяч двустиший. “Махабхарата” делится на 18 частей, которые тоже называют “книгами”. Книги-части имеют разную величину: от 320 двустиший до 14372-х.
Седьмая группа - это опять одна книга-произведение и опять поэма. Её называют “Рамаяна” (“Сказание о Раме”). “Рамаяна” состоит из 24-х тысяч двустиший. “Рамаяна” делится на семь частей, которые обычно печатаются в одном томе.
Заключение
Древний мир - это пора зарождения
государственности и
Политическая мысль каждой
древней цивилизации
Для него характерны: верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян- общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государственной формой стала восточная деспотия.
Большое распространение получили патерналистические представления о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь- отец подданных, которые не вправе предъявить ему какие-либо требования. Правитель ответственен перед богами, а не перед людьми.
Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлений и традиций, в их совершенство.
История политических и правовых
учений -- не процесс постепенного
познания государства и права, накопления
и суммирования знаний, а борьба
мировоззрений, каждое из которых стремится
найти опору в общественном
мнении, оказать влияние на политическую
практику и развитие права,
опровергнуть аналогичные попытки противостоящей
идеологии.
Реальная связь времен
в истории политических и правовых
учений
более всего основана на возрастании значения
в политико-правовых
доктринах гуманистических начал. В идеологической
борьбе, обусловливающей развитие политико-правовой
мысли, во все исторические эпохи существовали
и существуют два противоположных направления:
одно стремится преодолеть политическое
отчуждение, другое пытается его увековечить.(5)
Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества.
История Древнего Востока предоставляет в этом отношении уникальные возможности, поскольку многие страны древневосточного мира длительное время развивались изолированно друг от друга и процесс зарождения политической идеологии протекал в них, что называется, в чистом виде, независимо от внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась в последующей истории у других народов. Кроме того, высокий уровень культуры и богатые литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами социального развития.
Значительное число памятников письменности, сохранившихся от древних цивилизаций Востока, относится к тому периоду, когда процессы образования классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать достаточно полную картину возникновения политического и правового сознания из нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклассовых обществ.
5. Хрестоматия по истории
государства и права
Список литературы:
1. Азаркин Н.Н., Левченко
В.Н., Мартышин О.В. История
2. Власов В.И., Власова Г.Б. История политических и правовых учений. Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 367 с.
3. История политических и правовых учений. Конспект лекций.- СПб.: Альфа, 2009.- 212 с.
4. История политических и правовых учений/Под ред. П.С. Самыгина. - М.: Издательский центр «МарТ», 2003. - 478 с.
5. История политических и правовых учений: Учебник. / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2009.-727 с.
6. История политических и правовых учений: Учебник/Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 2007. - 576 с.
7. Кириллова Т.К. История
политических и правовых
8. Политология: Альбом схем / Сост.: Е.В. Макаренков, В.И. Сушков. Схема 8. История становления и развития политической мысли. - М, 2008. -128 с.
9. Ревенко Ю. В. История
политических и правовых
10. Хрестоматия по истории
государства и права
11. Хрестоматия по истории
политических и правовых