Политические и правовые учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:35, реферат

Описание работы

Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.
В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на Востоке и на Западе, у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1. Брахманизм: древнейший кастовый порядок и его легимитация ……5
2. Возникновение буддизма ……………………………………………...13
3. Индуизм - философско-религиозное выражение исторического опыта Индии ………….17
Заключение………………………………………………………………. 20
Литература ………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

контр. история политич-их и правовых учений ПЮИ 3 курс.docx

— 43.81 Кб (Скачать файл)

Для учения индуизма характерно понятие о триедином божественном Абсолюте - Тримурти. Триада Брахма, Вишну и Шива постепенно сменила ведическую триаду Индра, Агни, Варуна и получила в противовес ей в


4. Кириллова Т.К. История  политических и правовых учений. Краткий курс - Издательский дом  «Питер».2006. - 290 с.

индологической литературе название собственно индуистской триады. Иногда индуистская триада соотносится  с изображением трёхликого божества -- Тримурти -- и трактуется, по аналогии с христианской Троицей, как единое божество в трёх лицах.

Эти три ипостаси божество обнаруживает лишь в действиях по отношению к миру. Брахма (созидающее начало) творит из себя все мироздание: период появление космоса, или "день Брахмы", делится на огромные эпохи (кальпы и юги). В это время Вишну (сохраняющее начало) оберегает сотворенный  Брахмой мир. По прошествии миллиардов лет мир начинает уничтожаться в "пляске" Шивы (разрушающего начала). Солнце сжигает все живое, элементы материи распадаются, пространство сворачивается и Ишвара (образ  Абсолюта как повелителя явленного  мира) превращает Вселенную в свой тончайший мир. Наступает "ночь Брахмы" - период, когда бытие остается непроявленным. Затем вновь наступает "день Брахмы" и все повторяется сначала.

В вероучении индуизма можно  выделить четыре основных положения:

1. о священных книгах,

2. о сверхъестественных  существах,

3. о душе,

4. о загробной жизни.

В индуизме в качестве священных  почитается большое количество книг-томов. Точная цифра неизвестна, но во всяком случае их несколько сотен; они делятся  на две группы.

Первая группа называется шрути, (“услышанное”) вторая - смрити (“запоминаемое”).

Авторами книг-шрути являются боги. Но они авторы в особом смысле. Книги-шрути никто не создавал. Они  возникли сами собой вместе с возникновением богов. Книги-шрути возникли не как  книги, а как знания, которые находились в головах богов. Боги чудесным образом  передали эти знания риши (мудрецам). А риши записали эти знания в виде книг.

По своему содержанию книги  делятся на семь групп. Первая группа - Веды (“Знание”) Это 4 книги-тома. Основным содержанием Вед являются тексты религиозных песен, тексты заклинаний и описания религиозных обрядов.

Вторая группа священных  книг - Брахманы (“отражение воли Брахмы”). Это несколько десятков книг-томов. По содержанию это комментарии к  Ведам, в основном культового характера. Считается, что их содержание через  служителей культа и для служителей культа передал бог Брахма.

Третья группа - Араньяки (“Лесные книги”). Несколько десятков книг-томов шрути. Содержание: правила  поведения для отшельников, рассуждения  о сущности обрядности.

Четвертая группа - Упанишады (“Тайное учение”). Название объясняется  тем, что в прошлом учение, заключённое  в этих книгах, передавалось только брахманам и их ученикам. Буквальный перевод звучит так: “рядом”(упа) и  “внизу”(ни) “сидящим” (шады). Рядом  и внизу, т.е. у ног учителя-брахмана, сидели его ученики. По своему содержанию это религиозно-философские комментарии  к Ведам.

Пятая группа - Пураны (“Древние предания”). Это несколько десятков книг-смрити. Наиболее древние пураны первоначально существовали в устной форме.По содержанию это рассказы о  богах.

Шестая группа - это одна книга-произведение: поэма под названием  “Махабхарата” (“Великие бхараты”; бхараты - это название народа в Индии). В  поэме около 100 тысяч двустиший. “Махабхарата”  делится на 18 частей, которые тоже называют “книгами”. Книги-части имеют  разную величину: от 320 двустиший до 14372-х.

Седьмая группа - это опять  одна книга-произведение и опять  поэма. Её называют “Рамаяна” (“Сказание  о Раме”). “Рамаяна” состоит  из 24-х тысяч двустиший. “Рамаяна”  делится на семь частей, которые  обычно печатаются в одном томе.

Заключение

Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые  выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости  соблюдения установленных правил, власти как средство их обеспечения, форм государства.

Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна. На Востоке особо крупный вклад  в развитие представлений о государстве  и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль за исключением  трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих в основном светский характер, сугубо религиозна и мифологична, а китайская мысль - рационалистична) обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском  способе производства.

Для него характерны: верховная  собственность государства на землю  и эксплуатация свободных крестьян- общинников посредством налогов  и общественных работ. Типичной государственной  формой стала восточная деспотия.

Большое распространение  получили патерналистические представления  о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь- отец подданных, которые не вправе предъявить ему какие-либо требования. Правитель ответственен перед богами, а не перед людьми.

Политическая мысль Востока  проникнута верой в мудрость старых установлений и традиций, в их совершенство.

История политических и правовых учений -- не процесс постепенного  
познания государства и права, накопления и суммирования знаний, а борьба  
мировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в общественном  
мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права,  
опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии.

Реальная связь времен в истории политических и правовых учений  
более всего основана на возрастании значения в политико-правовых  
доктринах гуманистических начал. В идеологической борьбе, обусловливающей развитие политико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали и существуют два противоположных направления: одно стремится преодолеть политическое отчуждение, другое пытается его увековечить.(5)

Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет  не только познавательное, но и теоретическое  значение. Документы и памятники  литературы, дошедшие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления  классового общества.

История Древнего Востока  предоставляет в этом отношении  уникальные возможности, поскольку  многие страны древневосточного мира длительное время развивались изолированно друг от друга и процесс зарождения политической идеологии протекал в  них, что называется, в чистом виде, независимо от внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась  в последующей истории у других народов. Кроме того, высокий уровень  культуры и богатые литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами социального развития.

Значительное число памятников письменности, сохранившихся от древних  цивилизаций Востока, относится  к тому периоду, когда процессы образования  классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет  воссоздать достаточно полную картину  возникновения политического и  правового сознания из нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклассовых обществ.


5. Хрестоматия по истории  государства и права зарубежных  стран./ Под ред. З. М. Черниловского. - М.: Юридическая литература, 2009.- 654 с.

 

Список литературы:

1. Азаркин Н.Н., Левченко  В.Н., Мартышин О.В. История политических  учений. Вып. 1. - М.: Юрист, 2004. - 234 с.

2. Власов В.И., Власова  Г.Б. История политических и  правовых учений. Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 367 с.

3. История политических  и правовых учений. Конспект лекций.- СПб.: Альфа, 2009.- 212 с.

4. История политических  и правовых учений/Под ред.  П.С. Самыгина. - М.: Издательский центр  «МарТ», 2003. - 478 с.

5. История политических  и правовых учений: Учебник. / Под  ред. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА  - ИНФРА-М, 2009.-727 с.

6. История политических  и правовых учений: Учебник/Под  ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 2007. - 576 с.

7. Кириллова Т.К. История  политических и правовых учений. Краткий курс - Издательский дом  «Питер».2006. - 290 с.

8. Политология: Альбом  схем / Сост.: Е.В. Макаренков, В.И.  Сушков. Схема 8. История становления  и развития политической мысли. - М, 2008. -128 с.

9. Ревенко Ю. В. История  политических и правовых учений: Учебник / Смоленский гуманитарный  университет - М.: ИЗД-ВО СГУ, 2009. - 472 с.

10. Хрестоматия по истории  государства и права зарубежных  стран./ Под ред. З. М. Черниловского. - М.: Юридическая литература, 2009.- 654 с.

11. Хрестоматия по истории  политических и правовых учений. / Под ред. С.Л. Утченко, М.: Наука, 2008. - 670 с.




Информация о работе Политические и правовые учения