Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:35, реферат
Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.
В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на Востоке и на Западе, у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Брахманизм: древнейший кастовый порядок и его легимитация ……5
2. Возникновение буддизма ……………………………………………...13
3. Индуизм - философско-религиозное выражение исторического опыта Индии ………….17
Заключение………………………………………………………………. 20
Литература ………………………………………………………………..22
Государственную власть “Законы
Ману” описывают как
1. Азаркин Н.Н., Левченко
В.Н., Мартышин О.В. История
учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства.
К обожествлению царской власти идеологи жречества подходили с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов.
Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.
Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием “Артхашастра” (“Наставления о пользе”). Его автором считается брахман Каутилья - советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перерабатывалась и дополнялась примерно до III в. н. э.
Сохранение Богом
Трактат воспроизводит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами брахманизма авторы проводят идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому Жрецу, говорится в трактате, “как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину”.
В то же время трактат содержит идеи, не совпадавшие с традиционным учением жречества. В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятельности государю. Как подчеркивалось в “Артхашастре”, из четырех видов узаконения дхармы - царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая - высшей силой обладает царский указ “Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу”.
На первый план в “Артхашастре” выдвинута идея сильной централизованной царской власти. Государь предстает здесь неограниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством. “Артхашастра” - наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического искусства.(2)
Эти новые для брахманизма идеи были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стесняющих ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять каждый шаг с догматами религии. В этом были заинтересованы как светские правители, стремившиеся упрочить государство и ослабить влияние жрецов на
2. Власов В.И., Власова Г.Б. История политических и правовых учений. Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 367 с.
политику, так и определенные
круги самого жречества, готовые
поступиться частью своих привилегий
ради консолидации господствующих сословий.
Идеи “Артхашастры” выражали программу
взаимных уступок со стороны светской
власти и жречества. Можно предположить,
что необходимость таких
3. . История политических и правовых учений/Под ред. П.С. Самыгина. - М.: Издательский центр «МарТ», 2003. - 478 с.
2. Возникновение буддизма
В борьбе против жреческой
религии сформировался буддизм.
В этом сборнике, окончательно оформленном в начале новой эры, изложены принципы организации буддийской монашеской общины, регламентировано поведение монахов, сформулирована догматика буддизма, а также буд-дийское истолкование религиозно-философских и этических проблем.
Народные массы буддизм привлекал иллюзорным религиозным равенством людей и обещанием избавления в загробном мире от страданий земной жизни. Господствующие классы использовали буддизм, с одной стороны, для осуждения племенной раздробленности, а с другой -для ориентации трудящихся на примирение с социальным неравенством и пропаганды в массах идеи покорности и смирения.
Ранний буддизм представлял
собой религиозно-
Центральное место занимает в буддизме учение о четырех «святых истинах», открытых Гаутамой в процессе «просветления»:
1) «Жить -значит страдать». Согласно этой «истине», все человеческое существование в реальном мире представляет собой непрерывную цепь страданий.
2) «Причина страданий -желания». К числу желаний отнесены не только поиски удовольствия, стремление к счастью, но и сама жажда жизни.
3) «Для освобождения от страданий надо избавиться от желаний». И это требование предусматривает отказ не только от порочных стремлений (удовлетворение тщеславия, властолюбия, жадности и т. п.), но и от непорочных, выражающих естественные потребности человеческого развития (радость материнства и отцовства, родственные чувства и пр.).
4) «Путь избавления от желаний -следование учению Будды». Это требование ориентирует буддистов на социальную пассивность и непротивление злу.
По убеждению буддистов,
строгое соблюдение данных «святых
истин» приведет верующего к главной
цели его жизни -- нирване (от санскр.
-- угасание, успокоение). Нирвана мыслится
буддистам как состояние
Предварительным условием спасения
буддисты объявили выход человека из
мира и вступление его в монашескую
общину. В раннем буддизме существовали
две системы религиозно-
В буддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов не принимали). Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны. “Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет”, - говорит в каноне Будда. “Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать”. Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если они получат статус архата (брахмана) в результате духовного подвижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась.
Правила же для мирян подробно не разрабатывались и во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии. Своеобразие буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахманов кшатрии “Существует четыре касты, - проповедовал Будда, - кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшатрии и брахманы обладают превосходством”.
Социальные требования буддизма,
по существу, сводились к уравнению
каст в религиозной сфере и
не затрагивали основ
Первоначально буддизм отражал
взгляды рядовых земледельцев-
Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян. Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилья жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.
В I в. н. э. буддизм разделился на два направления (ветви): хинаяну («узкий путь спасения») и махаяну («широкий путь спасения»). Это разделение было вызвано различиями в социальных и политических условиях жителей разных областей Индии, а также необходимостью приспособить буддизм к распространению за пределами этой страны.
Хинаяна теснее связана с ранним буддизмом. Она признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению. Основной упор в ней делается на личное спасение, которое считается достижимым лишь через уход от мира, т. е. принятие монашества. За пределами Индии хинаяна распространилась только там, куда проникли индийские поселенцы (Юго-Восточная Азия, Шри-Ланка).
Махаяна признает возможность
спасения не только для монахов, но
и для мирян, причем внимание акцентируется
на необходимости спасать других,
на активной проповеднической деятельности
и вмешательстве в различные
сферы общественной и государственной
жизни. Преодолев аскетические крайности
хинаяны, махаяна легче
В VI--VII вв. н. э. начался упадок буддизма в Индии, что было обусловлено падением рабовладельческих деспотий и ростом феодальной раздробленности, а к XII--XIII вв. он теряет там прежние позиции, переместившись в другие страны Азии, где его приспосабливали к новым историческим условиям. Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма - религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований.
3. Индуизм - философско-религиозное выражение исторического опыта Индии
Под словом "индуизм" подразумевается
целый комплекс религиозно-философских
систем, на основе которого сформировались
характерный образ жизни
Существенную роль в формировании индуистской религии сыграли религиозные и мифологические воззрения доарийского населения Индии -нагов на севере и тамилов на юге.
Из религии нагов было заимствовано представление о Нагах, божественных змеях.
Заимствования из дравидских (тамильских) религиозных представлений были наиболее значимы для индоарийской религии и фактически определили дальнейший облик индуизма.
Именно из древних дравидских религий в индуизм пришли такие важные боги, как Шива и Вишну.
Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма.(4)