Политические и правовые учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:35, реферат

Описание работы

Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.
В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на Востоке и на Западе, у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1. Брахманизм: древнейший кастовый порядок и его легимитация ……5
2. Возникновение буддизма ……………………………………………...13
3. Индуизм - философско-религиозное выражение исторического опыта Индии ………….17
Заключение………………………………………………………………. 20
Литература ………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

контр. история политич-их и правовых учений ПЮИ 3 курс.docx

— 43.81 Кб (Скачать файл)

Государственную власть “Законы  Ману” описывают как единоличное  правление государя. В каждом благоустроенном  государстве, разъясняли составители  трактата, существует семь элементов- царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны  в порядке их убывающего значения). Важнейший элемент в этом перечне - царь. Учение о “семичленном царстве” соответствовало уровню развития политических

1. Азаркин Н.Н., Левченко  В.Н., Мартышин О.В. История политических  учений. Вып. 1. - М.: Юрист, 2004. - 234 с.


учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических  режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать  обобщенный образ государства.

К обожествлению царской  власти идеологи жречества подходили  с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим идеалом брахманизма  являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов.

Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых  жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.

Особое место в истории  древнеиндийской политической мысли  занимает трактат под названием  “Артхашастра” (“Наставления о пользе”). Его автором считается брахман  Каутилья - советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перерабатывалась и дополнялась  примерно до III в. н. э.

Сохранение Богом установленного на земле порядка, по его мнению, возможно с помощью мудрого и  искусного правителя. Мудрый государь должен знать, что от него ожидают  его подданные. Он может заставить  их исполнять свои обязанности, поощряя  их праведные действия. Но правитель  жестоко подавляет неповиновение  царской власти, которая должна быть сильной, поскольку рассматривалась  в качестве главного средства приобретения новых территорий и приумножения богатства.

Трактат воспроизводит положения  брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения  закона дхармы суровыми наказаниями, о  превосходстве жречества над  другими сословиями, его монополии  на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами  брахманизма авторы проводят идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому Жрецу, говорится  в трактате, “как ученик учителю, как  сын отцу, как слуга господину”.

В то же время трактат  содержит идеи, не совпадавшие с  традиционным учением жречества. В  отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отводили главную  роль в законодательной деятельности государю. Как подчеркивалось в “Артхашастре”, из четырех видов узаконения дхармы - царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая - высшей силой обладает царский указ “Если  священный закон не согласуется  с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу”.

На первый план в “Артхашастре”  выдвинута идея сильной централизованной царской власти. Государь предстает  здесь неограниченным самодержавным  правителем. Каутилья рекомендует царям  руководствоваться в первую очередь  интересами укрепления государства, соображениями  государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию  царской власти, а практическим рекомендациям  по управлению государством. “Артхашастра” - наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического  искусства.(2)

Эти новые для брахманизма  идеи были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стесняющих ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять  каждый шаг с догматами религии. В этом были заинтересованы как светские правители, стремившиеся упрочить государство  и ослабить влияние жрецов на

2. Власов В.И., Власова  Г.Б. История политических и  правовых учений. Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 367 с.


политику, так и определенные круги самого жречества, готовые  поступиться частью своих привилегий ради консолидации господствующих сословий. Идеи “Артхашастры” выражали программу  взаимных уступок со стороны светской власти и жречества. Можно предположить, что необходимость таких взаимных уступок была вызвана повышением политической активности господствующих классов при объединении древнеиндийских  государств в империю Маурьев.(3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. . История политических  и правовых учений/Под ред.  П.С. Самыгина. - М.: Издательский центр  «МарТ», 2003. - 478 с.

 

2. Возникновение  буддизма

В борьбе против жреческой  религии сформировался буддизм. Он возник в VI-V вв. до н. э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. Просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона - “Трипитака” (буквально “Три корзины” - название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три части) “Трипитака” датируется II-I вв. до н. э.

В этом сборнике, окончательно оформленном в начале новой эры, изложены принципы организации буддийской монашеской общины, регламентировано поведение монахов, сформулирована догматика буддизма, а также буд-дийское  истолкование религиозно-философских  и этических проблем.

Народные массы буддизм  привлекал иллюзорным религиозным  равенством людей и обещанием  избавления в загробном мире от страданий  земной жизни. Господствующие классы использовали буддизм, с одной стороны, для  осуждения племенной раздробленности, а с другой -для ориентации трудящихся на примирение с социальным неравенством и пропаганды в массах идеи покорности и смирения.

Ранний буддизм представлял  собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута  идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские  желания.

Центральное место занимает в буддизме учение о четырех «святых  истинах», открытых Гаутамой в процессе «просветления»:

1) «Жить -значит страдать». Согласно этой «истине», все человеческое существование в реальном мире представляет собой непрерывную цепь страданий.

2) «Причина страданий  -желания». К числу желаний отнесены не только поиски удовольствия, стремление к счастью, но и сама жажда жизни.

3) «Для освобождения от  страданий надо избавиться от  желаний». И это требование предусматривает отказ не только от порочных стремлений (удовлетворение тщеславия, властолюбия, жадности и т. п.), но и от непорочных, выражающих естественные потребности человеческого развития (радость материнства и отцовства, родственные чувства и пр.).

4) «Путь избавления от желаний -следование учению Будды». Это требование ориентирует буддистов на социальную пассивность и непротивление злу.

По убеждению буддистов, строгое соблюдение данных «святых  истин» приведет верующего к главной  цели его жизни -- нирване (от санскр. -- угасание, успокоение). Нирвана мыслится буддистам как состояние абсолютного  покоя, т. е. полной; отрешенности от жизненных  привязанностей, вечного блаженства в слиянии с божеством, некоего  сверхбытия.

Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных  предписаний: одна -для членов монашеской общины, другая - для мирян.

В буддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов  не принимали). Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и  собственности, перестать соблюдать  предписания своей варны. “Я называю  брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет”, - говорит в каноне Будда. “Но  я не называю человека брахманом  только за его рождение или за его  мать”. Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если они получат статус архата (брахмана) в результате духовного  подвижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась.

Правила же для мирян подробно не разрабатывались и во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии. Своеобразие буддийских воззрений  на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахманов кшатрии  “Существует четыре касты, - проповедовал Будда, - кшатрии, брахманы, вайшьи и  шудры. Среди четырех каст кшатрии  и брахманы обладают превосходством”.

Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению  каст в религиозной сфере и  не затрагивали основ общественного  строя. При всей своей очевидной  ограниченности это учение подрывало  авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом. Оппозиционный, антижреческий характер буддизма, его  безразличие к кастам в делах  веры, проповедь психологического самоутверждения  человека перед лицом страданий - все это снискало ему широкую  популярность среди обездоленных и  неимущих.

Первоначально буддизм отражал  взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. В его  состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков, пережитков племенной демократии и  патриархальных традиций. Например, первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом. В  книгах канона нередко звучит осуждение  правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделений. “Царь, хотя бы он уже завоевал все земли  до моря и стал обладателем несметных  богатств, все еще жаждал бы, будучи ненасытным, тех владений, которые  лежат за морем”. Буддийские притчи сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью  правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители  буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью.

Впоследствии буддизм  претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских  общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян. Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилья жречества и стремятся  приспособить буддистские догматы  к официальной идеологии. Процесс  сближения буддистского учения с  официальной идеологией достигает  апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел  в буддийскую веру.

В I в. н. э. буддизм разделился на два направления (ветви): хинаяну («узкий путь спасения») и махаяну («широкий путь спасения»). Это разделение было вызвано различиями в социальных и политических условиях жителей  разных областей Индии, а также необходимостью приспособить буддизм к распространению  за пределами этой страны.

Хинаяна теснее связана с  ранним буддизмом. Она признает Будду  человеком, нашедшим путь к спасению. Основной упор в ней делается на личное спасение, которое считается  достижимым лишь через уход от мира, т. е. принятие монашества. За пределами  Индии хинаяна распространилась только там, куда проникли индийские  поселенцы (Юго-Восточная Азия, Шри-Ланка).

Махаяна признает возможность  спасения не только для монахов, но и для мирян, причем внимание акцентируется  на необходимости спасать других, на активной проповеднической деятельности и вмешательстве в различные  сферы общественной и государственной  жизни. Преодолев аскетические крайности  хинаяны, махаяна легче приспосабливалась  к новым условиям и поэтому  вышла далеко за пределы Индии (Средняя  Азия, Дальний Восток), став основой  для появления множества местных  толкований и течений буддизма.

В VI--VII вв. н. э. начался упадок буддизма в Индии, что было обусловлено  падением рабовладельческих деспотий и ростом феодальной раздробленности, а к XII--XIII вв. он теряет там прежние  позиции, переместившись в другие страны Азии, где его приспосабливали  к новым историческим условиям. Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма - религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований.

3. Индуизм - философско-религиозное  выражение исторического опыта  Индии

Под словом "индуизм" подразумевается  целый комплекс религиозно-философских  систем, на основе которого сформировались характерный образ жизни индусов  с кастовым разделением общества, их жизненные принципы, этические  нормы, обрядовая и культовая  система. В своем развитии индуизм  прошел длительный период, занявший несколько  тысячелетий.

Существенную роль в формировании индуистской религии сыграли  религиозные и мифологические воззрения  доарийского населения Индии -нагов на севере и тамилов на юге.

Из религии нагов было заимствовано представление о Нагах, божественных змеях.

Заимствования из дравидских (тамильских) религиозных представлений  были наиболее значимы для индоарийской религии и фактически определили дальнейший облик индуизма.

Именно из древних дравидских религий в индуизм пришли такие  важные боги, как Шива и Вишну.

Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в  брахманизме и в индуизме) призывали  верующих молиться в основном одним  и тем же богам. В ведической религии  верховным богом признавался  Индра, бог грома и молнии. В  брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и  покровителю служителей культа. В  индуизме существуют разные конфессии  и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается  Брахма. Непризнание Брахмы верховным  богом составляет главное отличие  индуизма от брахманизма.(4)

Информация о работе Политические и правовые учения