Политические идеи древнего мира и средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы провести сравнительный анализ политических учений античного времени и средних веков. На основании этой цели в работе выделены следующие задачи:
Рассмотреть политические учения Древнего мира и Средних веков в хронологическом, пространственном и портретном измерениях.
Изучить политические учения древних и средних веков с точки зрения религиозных, политико-социологических и юридических традиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА……………....4
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 59.81 Кб (Скачать файл)

Происхождение государства Цицерон связывал с  присущей человеческой природе общительностью, склонностью к “соединению, союзу, государству”. “Нет ни одной из всех общественных связей, - говорит Цицерон, - основательнее той, которая каждому  из нас дается общественным порядком”. Неудивительно, что Цицерон высказывал идею об обязанности “идеального” римского гражданина активно участвовать  в политической жизни, видя в этом высшее проявление человеческой добродетели.

Цицерон уделял много внимания классификации  государственных форм, различая демократическую, аристократическую и монархическую  формы государства. Ненавидя народ, он считал, что “демократия - самая  порочная из всех форм государственного устройства”. Он говорил о том, что  “нет ничего отвратительнее тирании  массы, нет ничего ужаснее толпы, присвоившей себе имя и видимость  народа”. Наилучшей формой государства  Цицерон, подобно Полибию, считал “смешанную”  форму. Однако, отражая интересы верхушки господствующего класса и ее стремление к усилению своей диктатуры и  объективно к ликвидации республиканского строя в Риме, Цицерон неоднократно говорил об относительном превосходстве  монархии перед демократической  и аристократической республиками. Идея об относительном превосходстве  монархии перед республикой обосновывалась рассуждениями о том, что царская власть подобна отеческой, что Рим своим могуществом обязан древним царям, что как одна воля управляет рабами, как в хорошей семье должен быть один отец семейства, так и в государстве должна быть воля одного лица. Это рассуждение Цицерона отражало идеи личной военной диктатуры. С целью консолидации верхушки рабовладельцев Цицерон выдвинул идею “единения сословий”, имея в виду союз сената и всадников, опирающийся на “благонамеренные”, т. е. верхушечные, наиболее зажиточные слои плебса. Это было дальнейшим развитием древнегреческой идеи “единомыслия” рабовладельцев в условиях общественного кризиса.7

Разделяя  войны на справедливые и несправедливые, Цицерон определял справедливые войны таким образом, что это  вело к оправданию захватнических и  грабительских войн Рима. Так, например, он оправдывал войны, которые ведутся  ради господства и славы, тем самым  обосновывал притязание Рима на мировое  господство.

Политические  идеи стоицизма, направленные, на защиту интересов господствующего класса рабовладельцев, развивает Луций  Анной Сенека (ок. 6-3 до Н.Э.-65 н.э.). Он выступает с положением о духовном равенстве людей и, проповедуя идею покорности, “утешает” рабов, говоря, что их лучшая часть - дух - “сам себе господин”. Сенека оправдывает рабство  ссылками на судьбу, которую никто  не может изменить. Но, боясь восстаний  рабов и неимущих свободных, Сенека говорит о необходимости гуманного  отношения к рабам и ограничения  произвола деспота. “Это рабы? - пишет  Сенека. - Нет, это люди. Это рабы? Нет, товарищи. Это рабы? Нет, друзья из низшего сословия”. Проповедь  стоиками, особенно Сенекой, покорности и смирения была использована христианством. Этим объясняется то, что Ф. Энгельс  называл Сенеку “дядей христианства”.

Взгляд  Сенеки, что отечеством человека является весь мир, лежит в основе его политического  идеала - мировой рабовладельческой  империи, власть главы которой - цезаря - ограничена сенатом. После крушения рабовладельческой Римской империи, на территории Западной Европы образуются государства, где постепенно складывается феодальный строй.

Политические  учения в Западной Европе в период возникновения и развития феодализма. Основу феодальных отношений составляла собственность феодала на землю. Зависимые от феодалов крестьяне  подвергались внеэкономическому принуждению  в различных формах (от сословной  неравноправности до крепостной зависимости). Общество делится на два основных класса: феодалов, владевших землей, и крестьян, обремененных рядом феодальных повинностей. К IX в. феодальные отношения  окончательно сформировались во всех странах Западной Европы. К этому  же времени Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти независимых от центральной  власти королей и императоров. Получила развитие иерархическая структура  собственности на землю, при которой  собственником земли считались  феодалы. Католическая церковь, опираясь на свою экономическую и политическую мощь и идеологическое господство, пыталась подчинить себе светских феодалов.

Борьба  римских пап и императоров  была борьбой за власть и доходы между различными группами господствующего  класса феодалов. Несмотря на то что  эта борьба временами принимала  довольно острые формы, церковь и  феодальные правители совместно  выступали против движений угнетенных масс. Так, католическая церковь активно  помогала светским феодалам подавлять  крестьянские восстания, а короли и  императоры оказывали церкви поддержку  в борьбе против движений.

Резкая  критика феодального строя и  его идеологии со стороны еретиков X-XIII вв. потребовала нового идеологического  обоснования феодализма. Эту задачу стремился осуществить крупнейший идеолог католицизма доминиканский  монах Фома Аквинский (1225-1274), который  попытался приспособить некоторые  положения философии Аристотеля для обоснования католических догматов.

Из философии  Аристотеля Фома Аквинский заимствовал  прежде всего идеалистическое учение об “активной форме”, дающей жизнь  “пассивной материи”. Согласно Фоме Аквинскому, мир основан на божественной иерархии форм, из которых высшие дают жизнь  низшим формам. Во главе этой иерархии стоит бог, установивший принцип  подчинения низших форм высшим. Поэтому  же принципу, писал Фома Аквинский, организовано и общество, которое  неизбежно должно делиться на высших, повелевающих низшими. Таким образом, Фома Аквинский обожествлял феодальную иерархию.

Фома  различает человеческие и божественные законы; первые определяют порядок  общественной жизни, вторые указывают  пути “достижения небесного блаженства”. Вместе с тем он заимствует у Аристотеля деление законов на естественные и положительные и из сочетания  этих классификаций выводит четыре вида законов: вечный (божественный естественный), естественный (человеческий естественный), человеческий (человеческий положительный) и божественный (божественный положительный).

“Вечным законом” Фома называет "сам божественный разум, управляющий миром", утверждая, что этот закон лежит в основе природы и общества, в основе всего  мирового порядка.

“Естественный закон” Фома трактовал как “отражение вечного закона человеческим разумом” и относил к нему стремление к  самосохранению, продолжению рода и  законы общежития.

“Человеческий, или положительный, закон”, под которым  Фома Аквинский разумел действующее  феодальное право, он рассматривал как  выражение требований естественного  закона. Необходимость положительного закона он обосновывал тем, что люди вследствие “грехопадения” имеют  “извращенную волю”, поэтому требуется  принуждение их к “добродетели”  путем применения силы и страха наказания. Таким образом, феодальное право выводилось Фомой Аквинским из “божественного разума” и любое сопротивление ему объявлялось “тяжким грехом”.

Наконец, к “божественному, или откровенному, закону” Фома Аквинский относил  Библию.

Фома  различает “три элемента государственной  власти”: сущность, происхождение, использование. "Сущность власти", т. е. порядок  управления и подчинения, установлен богом; именно в этом смысле Фома толкует  слова апостола Павла “всякая  власть от бога”. Однако, продолжает Фома, отсюда не следует, что каждый светский правитель ставится непосредственно  богом; равным образом, далеко не каждое действие правителя носит “божественный  характер”. Князь может оказаться  узурпатором, тираном, безумцем. В этом случае суждение о законности происхождения  и использования власти этого  князя принадлежит церкви. Таким  образом, учение Фомы Аквинского “трех  элементах” власти дает более тонкое обоснование теократической теории.

Фома  различает монархию, аристократию, олигархию и тиранию, разновидностью которой он считает демократию. Считая высшей формой монархию, он отдает предпочтение “смешанной форме” государства, где  сочетаются институты монархические, аристократические и демократические, его идеалом является феодальная монархия со значительной ролью собраний крупных феодалов (включая “князей  церкви”); элементы “демократии” здесь  усматриваются Фомой в возможности  церкви воззвать к подданным при  необходимости низвергнуть “тирана”.

Учение  Фомы Аквинского до сих пор пользуется определенным успехом у клерикальных идеологов. В США и других странах  существует ряд последователей Фомы, создавших школу “неотомистов”. Неотомисты разработали так называемую католическую теорию права, краеугольными  камнями которой являются заимствованные у Фомы Аквинского идеи о “божественном  порядке господства и подчинения”, об “отражении положительным правом требований божественных естественных законов” и др.8

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

Классический  вариант религиозной традиции в  истории политической мысли представлен  в учениях средневековья, переходной ступенью к которым была политическая теория Аврелия Августина (Блаженного Августина) (353 - 430 гг).

По Августину, Вселенная разделена  на два града, два мира: град Божий  и град Земной (изначально греховный, но обязанный стремиться к Богу).

Государство и право принадлежат  людям, значит, греховны, однако вполне допустимы, если не противоречат интересам  церкви. В государстве обязательно  должны сохраняться справедливость (право) и уважение к религии. Несмотря на греховность Земного града, христианские общины и христианская церковь вынуждены  мириться со светскими властями.

Греховность земной жизни возникает  вследствие господства человека над  человеком, поэтому естественным и  неизбежным является рабство (вплоть до Второго пришествия и Судного  дня). Земные порядки, даже неправедные, все же следует соблюдать, если они  не противоречат церковным. В государстве, по мнению Августина Блаженного, должны уважаться и соблюдаться правовые, моральные и религиозные нормы.

Августин подчеркивал ничтожность  отдельного человека пред лицом Бога. Отдельный индивид - не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка.

Августин дифференцировал формы  правления на справедливые и несправедливые по морально-религиозному принципу. Отсюда появляются несправедливая аристократия - клика, несправедливый правитель - тиран.

Причина вселенского зла, по Августину  Блаженному, - в свободной воле, ее извращенности.

Учение Августина Блаженного использовалось с V века римско-католической церковью для обоснования своих теократических претензий, попыток подчинить светских государей (королей) верховенству римского папы.

Вершиной  религиозной политической мысли  эпохи средневековья стало учение Фомы Аквинского (Аквината) (1225-1274 гг.), который после смерти причислен католической церковью к лику святых.

Фома Аквинский воспринял идеи Аристотеля, направив их на служение церкви. Его перу принадлежат такие сочинения  как «О правлении князей», «Сумма богословия», «Комментарии к «Политике» Аристотеля», «Комментарии к «Этике»  Аристотеля».

Фома Аквинский считал, что разум  должен быть подчинен вере.

Фома Аквинский, защищая интересы духовных феодалов, как и Августин Блаженный, подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские  грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры.

Аристотель видел задачу государства  во всеобщем благе граждан, Фома Аквинский  внес в это церковный элемент, считая, что государство должно, прежде всего, охранять веру, католическую церковь.

При столкновении интересов церкви и государства Фома Аквинский  допускал возможность народного  антиправительственного восстания  против богомерзкого режима. Следуя за апостолом Павлом, Фома Аквинский  утверждал божественную сущность государственной  власти, но не конкретного отдельного правителя, который вполне может  быть греховен. Государственная власть распространяется только на земные дела. Церковная власть решает духовные дела, светским государям следует ей подчиняться, т.к. римский папа есть наместник  Бога на земле. Это, так сказать, доведенная до логического конца и творчески  переработанная идея Августина Блаженного о двух градах. Фома Аквинский резко выступал против еретиков, допуская даже их казни. Поэтому Фома Аквинский оправдывал необходимость инквизиции.

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский  выделял три пары форм государства (в каждой по справедливой и по несправедливой): монархия-тирания, аристократия-олигархия, полития-демократия.

Наиболее естественной формой правления  Фома Аквинский считает монархию, монарх должен олицетворять весь народ  и заботиться о нем. Республиканскую  форму правления Фома Аквинский  не любил за разнообразие, от которого недалеко и до греха.

Основным признаком государственной  власти Фома Аквинский считал право  издания законов. В правильном государстве  все устремляется к общему благу. Вместе с тем, он подразделял законы на следующие категории:

1. Вечный закон - главный, управляющий миром и естественными склонностями живых существ божественный разум.

2. Естественный закон - отражение вечного закона во всех живых существах, фундамент позитивного права, заключающийся в законах природы и морали.

3. Человеческий закон - позитивное право, основанное на естественном праве и расширяющее его трактовки. Однако иногда человеческий закон, с сожалением отмечает Фома Аквинский, не совпадает е нормами естественного закона.

Информация о работе Политические идеи древнего мира и средневековья