Политические идеи древнего мира и средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы провести сравнительный анализ политических учений античного времени и средних веков. На основании этой цели в работе выделены следующие задачи:
Рассмотреть политические учения Древнего мира и Средних веков в хронологическом, пространственном и портретном измерениях.
Изучить политические учения древних и средних веков с точки зрения религиозных, политико-социологических и юридических традиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА……………....4
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 59.81 Кб (Скачать файл)

«Государство – форма общества, с необходимостью приходящая в упадок, если пришла в упадок его материя». С другой стороны, искусственная  группа – зыбкая опора власти: «Незначительны те, которые за денежное вознаграждение согласятся умереть. Это становится немощью государства и сламывает  его».

Отсюда Ибн–Хальдун делает вывод  о неизбежности гибели любого государства, средний возраст которого он определяет в 120 лет соответственно смене трех поколений правящей династии: первому  поколению свойственны простота нравов и относительное равенство; второе поколение уже изнежено роскошью, живет в условиях неравенства  и взаимной враждебности, трусливо, неспособно к самозащите, нуждается  в наемной армии и охране; при  третьем поколении происходят окончательная  деградация, разрушение государства, распад его на более мелкие или захват другим государством.

В течение жизни трех поколений  государство проходит пять этапов- 1) возникновение новой принудительной власти взамен прежней; 2) расправа правителя  с теми, кто помог ему прийти к власти, сосредоточение власти в  одних руках; 3) расцвет государства; утверждение порядка, спокойствия  и уверенности; 4) переход к насилию и деспотическим методам для подавления оппозиции; 5) упадок и гибель государства.

Ибн–Хальдун делит государства  с учетом их политики, религии, отношений  между правящим и управляемыми на три типа: 1) «естественная монархия»  – это деспотическое государство, осуществляющее только интересы правителей, опирающееся на силу; 2) «политическая  монархия», которая проводит разумную политику, защищает земные интересы подданных, но остается для подданных «чужой», поскольку не связана с ними общей  религией; 3) «халифат» – государство, защищающее веру, поддерживающее земной порядок, мусульманская община со «своим»  правителем.

В трудах Ибн–Хальдуна присутствует немало наблюдений и выводов о  влиянии на общество, государство  и право географической среды, разделения труда, экономики, культуры.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  проведенной работы можно сделать  следующие выводы:

В хронологическом  и пространственном измерении среди  политических учений Древнего мира можно  выделить учения Древнего Китая, Древней  Индии, Древней Греции и Древнего Рима; среди политических учений Средних  Веков – политические учения стран  Запада (Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Марсилия Падуанского, ереси) и стран Востока (аль–Фараби, Ибн-Хальдун). Политические идеи в странах Древнего Востока можно трактовать с точки зрения религиозных традиций: политика рассматривалась как результат божественного предначертания и правления, высшие правители считались исполнителями божественной власти на земле, социальное неравенство считалось законным и закрепленным свыше. Но уже в Древнем Китае идет отход от религиозных традиций в сторону традиций политико-социологических; рассматриваются проблемы взаимоотношений государства и человека.

Юридические традиции впервые прослеживаются в  Древнем Вавилоне в «Законах Хаммурапи». Политическое значение «Законов Хаммурапи» состоит в том, что Хаммурапи, объединив в единое государство  разные народы, попытался дать им всем общее законодательство. Свое дальнейшее развитие они получают в политических учениях Древнего Рима (например, Цицерона).

Среди первых мыслителей, внесших  существенный вклад в формирование политико-социологической традиции, особо следует выделить философов  Древней Греции Демокрита, Аристотеля и Платона.

В политических учениях Средних веков стран  Запада, как канонических философов (Фома Аквинский), так и еретических, четко прослеживаются религиозные  традиции. Среди них особо стоит  выделить политические учения Марсилия Падуанского, который выступал против всевластия церкви и высказывал довольно смелые идеи для своего времени.

Религия наложила отпечаток и на политико-правовые доктрины ряда философов  и ученых Арабского Востока, испытавших также сильное влияние античной философии, особенно философских систем Платона и Аристотеля.

 

Список литературы

 

1) Ирхин Ю.В. Артхашастра, Законы Ману, Законы Хаммурапи, Законы 12 Таблиц // Политическая энциклопедия: B 2 т. Т. 1. / Г.Ю.Семигин, Л.Н.Алисова, Г.А.Белов и др. – М., 1999

2) Лейста О. Э. История политических учений. М.: Зерцало, 2006. – С. 568.

3) Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 944.

4) Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник дл студентов вузов. 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. – С. 448.

5) Словарь современной западной философии. - М. 1998. -601с.

 

1 Введение в политологию / К. С. Гаджиев, Т. В. Каменская и др. - М.:  Просвещение: Владос. 2003. – с. 56.

2 Пугачев В. П. , Соловьев А. И. Введение в политологию. - М. ,1999. – с. 89.

3 Санистебан Л. Основы политической науки, /пер. с исп. - М. 2002. – с. 199.

4 Введение в политологию / К. С. Гаджиев, Т. В. Каменская и др. - М.: Просвещение: Владос. 2003. – с. 67.

5 Введение в политологию / К. С. Гаджиев, Т. В. Каменская и др. - М. , 2003. – с. 123.

6 Пугачев В. П. , Соловьев А. И. Введение в политологию. - М.:Аспект Пресс. 1999. – с. 158.

7 Введение в политологию / К. С. Гаджиев, Т. В. Каменская и др. - М., 2003. – с. 130.

8 Пугачев В. П. , Соловьев А. И. Введение в политологию. - М.:Аспект Пресс. 1999. – с. 160.

 


Информация о работе Политические идеи древнего мира и средневековья