Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:58, контрольная работа
В настоящее время крайне дискуссионным становится вопрос о партийной системе в России, содержание которой имеет основополагающее значение для развития государства и общества. Учитывая современные изменения в национальной политической жизни, вопрос о партийной системе является актуальным и своевременным. Поэтому для исследования я выбрала тему «Особенности партийной системы в современной России».
Ещё недавно бум партийного строительства в России казался неодолимым, плещущая через край многопартийность производила впечатление имманентного признака постсоветских перемен, а роль партий – неуклонно растущей.
Введение……………………………………………………………………3
Понятие политической партии, ее признаки, функции и основные
типы………………………………………………………………….4
Политические партии и политические движения……………...15
Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России…………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………21
Список использованных источников…………………………………..23
Широко
используется социально-классовая
типология политических партий. Основной
характеристикой любой
Наиболее распространённой типологией политических партий является их классификация по «лево-центристско-правой» системе координат или «лево-центристско-правой» ориентации. Эти понятия возникли в эпоху Великой французской революции: в 1789 году депутаты Учредительного (конституционного) собрания разместились в зале заседаний так, что сторонники восстановления королевской власти оказались справа, а революционеры-республиканцы — слева от председательствующего. С тех пор носитель “левых” взглядов — это индивид, настроенный решительно, революционно, радикально, выражающий интересы бедных слоёв населения; а правый — человек, реформистских, консервативных взглядов, соответствующих поступков и действий, выступающий за защиту интересов весьма состоятельных слоёв общества. «Левыми» партиями считаются коммунистические, социалистические; левоцентристскими — социал-демократические; центристскими — крестьянские, мелкобуржуазные, экологические и др.; правоцентристскими — партии средней, национальной буржуазии; правыми — консервативные организации. «Ультралевые» — партии или люди с левацкими, революционаристскими программами, сторонники насильственных действий. «Ультраправые» — националистические, фашистские, экстремистские организации.
Разумеется, любая типология условна, но она помогает лучше ориентироваться в сложных и многообразных явлениях политической и партийной жизни общества.
Классификация партий
По классовой природе:
По средствам политической деятельности:
По отношению к существующему общественному строю:
По типу организационной структуры:
По месту и роли в политической системе общества:
По отношению к форме государственного устройства:
По отношению к идеологии:
В зависимости от количества и качества (типа) существующих в стране партий можно говорить об их взаимозависимости, взаимоотношениях, партийной системе. В любой стране партии и их союзы образуют совокупность относительно стабильных связей между собой и политической системой в целом. Эту структуру и совокупность связей принято называть “системой партий”. Партийная система выступает как одна из важнейших структур (подсистем) политической системы общества.
Наиболее распространена “усложняющаяся” классификация различных систем партий и моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.
Системы с единственной партией. Эти системы являются несоревновательными. В индустриальных странах они формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах — партии типа широкого национального фронта. Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных — правящая партия берёт на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стержнем всей политической системы общества. Так, в странах "государственного социализма“ правящая партия обычно делала упор на централизованное политико-идеологическое просвещение и воспитание масс, мобилизуя их на выполнение различных видов общественно необходимой деятельности. В развивающихся странах руководящая партия используется для концентрации ресурсов власти, строгого контроля над всеобщей жизнью.
Двухпартийные системы. Двухпартийные (Великобритания, США) и многопартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число партий может колебаться от 3 – 4 (в Бельгии, Германии или Австрии), до 80 (в современной России).
Характерная особенность этих систем состоит в том, что они достаточно стабильны и облегчают процесс агрегации требований. В их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями и лицами, на которых возлагается их осуществление, поскольку правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная система в определённой степени “стабилизирует” правительство, поскольку партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством.
Многопартийные системы. Формирование многопартийных систем является следствием нескольких факторов, среди которых можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Так, обществу с «многоклассовым» и «многослойным» составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или двухпартийная система. Многопартийности так же способствует пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура. Такая же система с голосованием в один тур может порождать тенденцию к двухпартийности.
Политические
партии выиграют, если будут развиваться
как демократические и
Виды партий:
левые(коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся);
правые(партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть);
центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).
Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.
В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13).Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но нельзя сказать о стабильности партийной системы.
Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
Политические движения– добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности интересов.
В современном мире существуют разные демократические движения:
Отличительные признаки политических движений:
1. стремление к воздействию на власть в нужном для них направлении;
2. добровольное членство, либо нет процедур, связанных со членством;
3. не имеют строгой иерархии, т.е. четкого распределения между центром и периферией;
4. ориентированы на выражение частных интересов той или иной группы людей.
Виды
движений: социально-
Анализируя специфику
Ужесточение
законодательства о партиях произошло
в начале 2000-х годов. Однако курс
на ограничение числа
С принятием
нового федерального закона «О политических
партиях» заметно осложнилась и
процедура создания самих партий.
Установленные в не правила фактически
закрывали возможность
Едва
ли можно считать нормальной и
ситуацию, когда в законе закреплено
правовое неравенство партий: партии,
уже имеющие фракции в
Следует также отметить, что требования закона о партиях, позволяющие претендовать на данный статус лишь массовым организациям с фиксированным членством, находятся в противоречии с избирательным законодательством, стимулирующим создание партий кадровых.
На установлении контроля над политическими партиями нацелена и норма об их государственном финансировании, такое финансирование увеличивает независимость партийных лидеров от активистов и способствует бюрократизации партий.