Политические партии, сущность, типология и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

В своей контрольной работе я попыталась дать некоторые характеристики присущие политическим партиям, показать их функции, типы, сущность и классификацию, а также рассмотреть общественные движения и группы интересов. В последнее время события, происходящие на российской политической арене, вызывают особый интерес. Наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати сегодня открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности. Однако наряду с этим, возникает и ряд трудно разрешимых проблем, главной среди которых выступает проблема участия населения в политической жизни страны

Файлы: 1 файл

Полит.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Однопартийные политические системы имеют некоторые особенности в зависимости от того, существуют они в коммунистическом или фашистском государстве, или в развивающихся странах.

При коммунистическом режиме правящая партия объявляет себя выразительницей интересов всего  народа, руководящей и направляющей силой общества, его авангардом. Партия активно занимается идеологической работой, просвещает и убеждает население.

При фашистском режиме правящая партия разжигает фанатизм, и фактически не занимается политическим просвещением населения. Она по-военному организована, ее функции схожи с функциями полиции или службы безопасности.

В развивающихся  странах правящая партия занимается созданием у населения национального  самосознания, его мобилизацией и  вовлечением в политическую жизнь. Но иногда за однопартийной системой в развивающейся стране скрывается авторитарный режим.

Монополия на власть, существующая при однопартийной  системе, создает простор для  произвола, часто развращает носителей  властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество.

Опыт различных  стран показывает, что общество с  однопартийной политической системой подвержено стагнации, так как отсутствует  конструктивная критика правящей партии и эффективный механизм выявления  и исправления ее недостатков  и слабых мест. И тем более исключена возможность отстранения правящей партии от власти. Однопартийная система целесообразна только как временное явление, в исключительных, чрезвычайных условиях.

Двухпартийная политическая система.В двухпартийной политической системе функционируют две сильные политические партии, каждая из которых обладает мощной поддержкой населения в лице среднего класса, имеет шансы победить на выборах и способна править самостоятельно. Одна из партий получает большинство на выборах и становится правящей, а вторая – оппозиционной. Эти партии постоянно сменяют друг друга. Кроме двух сильных партий, возможно существование и других партий, не имеющих существенного влияния на политическую жизнь государства и не могущих соперничать с двумя основными.

Двухпартийные системы бывают двух видов:

Классическая. Две основные партии собирают на выборах  до 90% голосов, а остальные партии лишены возможности осуществлять политическую власть.

Система «две плюс одна партия» или «две с половиной  партии». Две основные партии собирают на выборах до 75% голосов, и существует третья партия, значительно менее сильная, но тем не менее способная оказать влияние на исход выборов, поддержав одну из основных партий. В этом случае основные партии должны учитывать третью.

Также двухпартийные системы различают по дисциплине голосования:

Жесткий вариант  – когда все представители  партии должны голосовать строго определенным образом.

Мягкий вариант  – представитель партии голосует по своему усмотрению.

У двухпартийной  системы есть свои плюсы. В случае недовольства политикой правящей партии избиратель может на выборах отдать голос партии оппозиционной. Т.о., правящая партия более ответственно подходит к правлению. Кроме того, при двухпартийной системе происходит постепенное смягчение идеологических конфликтов между партиями и их постепенный переход на более умеренные позиции, что делает политическую систему более устойчивой, нежели, к примеру, многопартийная система.

Многопартийная  политическая система.При такой системе функционируют несколько партий (больше двух), каждая из которых достаточно сильна, может оказывать существенное влияние на политическую жизнь, но не способна к самостоятельному правлению. Каждая партия имеет свои четко определенные идейно-политические и идеологические позиции. Спектр этих позиций располагается от крайне левых до крайне правых. Завоевать большинство голосов на выборах ни одна из партий не может, соответственно ни одна партия не может быть выразителем интересов всей нации. Поэтому правительство формируется из представителей различных партий, образуются коалиция, союз из нескольких партий. Во избежание чрезмерной фрагментации в ряде стран установлен минимум голосов, который должна набрать партия, и в случае недобора голосов она не имеет возможности иметь представителей в парламенте. В связи с этим в предвыборный период мелкие партии заключают соглашения друг с другом, объединяются, чтобы иметь возможность выдвигать своих кандидатов на выборах.

Многопартийные  системы бывают трехпартийные, четырехпартийные, пятипартийные, атомизированные и др.

Трехпартийная система. При такой системе функционируют  и имеют большое влияние на политическую жизнь три партии. Обычно две из них - наиболее сильные, а третья играет вспомогательную роль, так  как не способна самостоятельно придти к власти.

Четырехпартийная  система. Здесь действуют четыре сильные партии, представляющие интересы приверженцев правых и левых политических взглядов. Это происходит там, где  общество разделено на два соответствующих  лагеря. Оппозиции находятся слева  и справа от правительства и конфликтуют друг с другом.

Атомизированная система. В данном случае нет необходимости  подсчитывать точное количество функционирующих  политических партий. Достигается предел, за которым это уже не важно.

Пятипартийная система, также как и атомизированная и квазипартийная часто маскируют фактически однопартийную систему. Т.е. при существовании многочисленных партий политическая власть в стране фактически принадлежит одной партии, а остальные не имеют политического влияния.

Существует  также такой вид многопартийной системы, когда законом оговорено  максимально допустимое количество партий в обществе.

Многопартийная  политическая система обусловливает  альтернативность мышления и действий населения, позволяет не допустить  монополизации власти одной партией, дает возможность людям с различными политическими убеждениями реализовывать свои интересы.

Однако наряду с достоинствами, многопартийная система  имеет и ряд недостатков:

некоторая фрагментарность  способствует неустойчивости коалиций и нестабильности правительства, делает его подверженным кризисам;

различные интересы различных слоев общества не объединены под один общий знаменатель, а  распылены по разным партиям;

избиратель  не участвует в принятии крупных  национальных решений;

неискушенному избирателю бывает сложно разобраться в программах всех существующих партий и выбрать одну, за которую он будет голосовать.

 

Общественно политические движения, сущность и  типология.    

Помимо партий неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения. Общественно-политические организации - добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов. 

Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:

 

  1. Общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.
  2. В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.
  3. Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.
  4. Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

 

    Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов :

добровольность;

сочетание личных и общественных интересов;

  • самоуправление;
  • равноправие участников;
  • законность;
  • гласность.

 

    Общественно-политические движения - объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.    

Общественное  движение:

может структурно не оформляться;

  • может объединять организации различной политической ориентации;
  • как правило, носит временный характер (для решения определенных задач). 

 

    В развитии общественного движения выделяются следующие стадии:    

I стадия

зарождения  идей;

  • появление активистов;
  • выработка общих взглядов;

 

    II стадия

пропаганда  взглядов;

агитация;

привлечение сторонников;     

III стадия

более четкое формирование идей и требований;

развитие общественно-политической активности;    

 затем:

оформление  в общественно-политическую организацию  или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;

  • если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.

 

    Общественно-политические движения можно подразделять на:

национальные (в  рамках одной страны);

  • региональные;
  • континентальные;
  • мировые.

 

    Среди общественно-политических организаций особое место занимают профсоюзы.    

Профессиональный союз - это негосударственная общественная организация людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.    

Основные функции профсоюзов :

защита экономических  и социальных интересов трудящихся;

  • культурное просвещение и воспитание;
  • социализация трудящихся;
  • представление интересов наемных работников по вопросам их труда и быта.

 

    Наиболее активными  общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:

1. Женское  движение.    

В этом движении объединены женщины различных возрастов, национальностей, профессий, социальных слоев. Основная цель женского движения - защита прав женщин.     

Женское движение неоднородно. Либерально-реформистское (умеренное) крыло движения выступает  за реформы в пользу женщин, перестройку общественного сознания в отношении "слабого пола".    

Радикально-экстремистское течение акцентирует внимание на вопросах брака, семьи, сексуальных  отношениях. Первопричиной всех женских  зол они считают извечный "мужской  шовинизм". По их мнению, освобождение женщин возможно путем разрушения всех институтов, которые создали мужчины-угнетатели: государства, армии, партии, церкви, профсоюзов и т.д.    

Первым требованием  феминистской революции является требование уничтожения семьи и представление  сексуальной свободы.

2. Антивоенное  движение.    

Объединяет  в своих рядах миллионы представителей, практически, всех слоев населения. Главная цель - ликвидация угрозы войны.

3. Экологическое  движение    

Это движение в  защиту окружающей среды.    

"Зеленые"  выступают:

за совершенствование  законодательства в пользу охраны природы;

  • за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
  • за закрытие вредных производств;
  • против различных форм загрязнения окружающей среды.

 

    Главная цель экологического движения - предотвращение глобального экологического кризиса.

4. Правозащитное  движение    

Объединяет  организации, борющиеся против ущемлений  прав личности.

5. Молодежное  движение    

Выступает за права  молодежи, активно участвует в  борьбе за мир против войны, проводит акции в защиту окружающей среды и т.п.

6. Национальное  движение    

Набирает силу в последние годы. Участники этого  движения выдвигают требования возрождения  национальной культуры, языка, традиций и т.д.    

Кроме того, существуют:

движение неприсоединения;

  • движение против расовой и национальной дискриминации;
  • движение за установление нового экономического порядка;
  • движение крестьян за землю и социальные права;
  • пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения

Группы  интересов, понятие, типология, функции.

Группы интересов - это объединения индивидов на основе интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений. 

Основными функциями групп интересов являются артикуляция и агрегирование интересов, информативнаяфункция, формирование политической элиты. Под артикуляцией интересов понимается преобразование социальных чувств, эмоций, ожиданий в рационально сформулированные политические требования. Агрегирование интересов означает согласование различных потребностей и требований, их иерархизацию и выработку общегрупповых целей. Информативная функция выражается в доведении до органов власти информации о проблемах, целях и интересах соответствующих групп. Поскольку группы интересов продвигают своих представителей в органы власти, то следующая их функция - формирование политических элит.  
Существуют различные типологизации групп интересов. Американские политологи Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют аномически и институциональные группы интересов. Группы, относящиеся первому типу, возникают, как правило, спонтанно, плохо организованы и недолговременны. Их деятельность может принимать насильственные формы (митинги, демонстрации, массовые акты протеста и неповиновения). Степень влиятельности заинтересованных групп подобного рода на органы власти невысока. Институциональныегруппы, наоборот, хорошо организованы, долговременны, преследуют рационально сформулированныеинтерес действуют на основе определенных правил. Эффективность деятельности таких групп может быть достаточно высокой.  
На основе характера внутригрупповых связей группы интересов подразделяют на ассоциативные и неассоциативные. Первые характеризуются как добровольные объединения, преследуют политическиеинтересы (предпринимательские организации, профсоюзы, творческие союзы и т.п.). Неассоциативные группы интересов наоборот, носят недобровольный характер (трудовые коллективы, этнические общности, кланы), а их деятельность менее постоянна, нежели деятельность ассоциативных.  
Французский политолог Ж. Блондель разделяет группы интереса на четыре типа: 1) группы по обычаю возникают на основе общинных, кастовых, клановых общностей. Во многих развивающихся странах состав этихгрупп определяется некоторыми наследственными факторами (полом, расовой принадлежностью, наследуемым социальным положением); 2) институциональные группы основываются на формальных организациях внутри государственного аппарата. К ним можно отнести лоббистские группировки в парламенте и правительстве; 3) группы защиты стремятся отстаивать интересы своих сторонников. Эти объединения представляют прежде всего экономические и социальные интересы (ассоциации производителей, банковские союзы, финансово-промышленные группы, общества защиты прав потребителей, профсоюзы); 4) группыподдержки ориентированы на строго ограниченные цели (экологические и антивоенные движения, ассоциации “за” или “против” чего-нибудь).  
Существует несколько концепций происхождения групп интересов. С точки зрения теории социального порядка и конфликта, генезис групп интересов объясняется как результат солидарности людей со схожими интересамии убеждениями. Взаимодействуя друг с другом, указанные группы вынуждены периодически обращаться к институтам власти для решения возникающих конфликтов. Согласно теории непредвиденных последствийгрупповых интересов, основу заинтересованных групп составляют индивиды, жавшие, что достижение экономических, социальных и политических благ невозможно без организации коллективных усилий и действий при этом доходы от объединения и групповой деятельности значительно превышают расходы на создание организации. Политическая же активность - непредвиденное последствие деятельности групп интересов,которая направлена на удовлетворение материальных потребностей. Теория обмена связывает возникновениягрупп интересов с деятельностью отдельных организаторов, стремятся взамен своих затрат и активности получить должность в административном аппарате создаваемой организации. Сторонники теории ангажированности трактуют группы интересов как результат деятельности эгоистических индивидов, связывающих достижение своих целей с достижением политических группы (см.: Макаренко В.П. Групповыеинтересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. 1996. №11. С. 121 - 125).  
 
Целенаправленное воздействие групп интересов на орган власти с целью реализации специфическихинтересов получили на звание лоббизма. Слово “лобби” (англ. lobby - кулуары) первоначально применялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х гг. XVII в. так назывался вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованными лицами, которые не допускались на пленарные заседания. Существованиелоббизма как политического явления тесно связано с функционированием групп интересов и возможностями их влияния на органы власти. Его развитие зависит от таких факторов, как уровень развития плюрализма, степень институционализации политического участия, характер политических партий. На последнее обстоятельство обращают внимание американские политологи. По их мнению, чем сильнее политические партии и эффективнее их деятельность, тем меньше возможностей у групп интересов оказывать влияние на выработку политических решений и, наоборот, чек слабее партии и чем ниже их эффективность, тем больший размах приобретает лоббистская деятельность.  
В практике лоббистской деятельности используются самые разнообразные способы влияния на органы власти. К ним относятся  
 
1) выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;  
 
2) разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных документов экспертов;  
 
3) личные встречи, контакты, переговоры;  
 
4) использование методов “ public relations ” для формирования общественного мнения;  
 
5)организация кампании “давления с мест” (многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутатов);  
 
6) подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований; 
 
7) организация целенаправленных действий “своих людей” внутри органов власти;  
 
8) финансирование избирательных кампаний;  
 
9) прямой подкуп должностных лиц.

Информация о работе Политические партии, сущность, типология и функции