Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 15:32, контрольная работа
В своей контрольной работе я попыталась дать некоторые характеристики присущие политическим партиям, показать их функции, типы, сущность и классификацию, а также рассмотреть общественные движения и группы интересов. В последнее время события, происходящие на российской политической арене, вызывают особый интерес. Наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати сегодня открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности. Однако наряду с этим, возникает и ряд трудно разрешимых проблем, главной среди которых выступает проблема участия населения в политической жизни страны
Как видно из вышеприведенного
списка, лоббизм можно
подразнить на легальный и нелегальный.
Легальный лоббизм не нарушает
существующих в обществе законов, нелегальный
- означает прямое вознаграждение должностных
лиц за принятие необходимых и наиболее
благоприятных решений. Довольно часто
в сознании людей лоббизм отождествляется
с коррупцией, поэтому отношение к нему
во многих странах различное. Во Франции
лоббистская деятельность считается незаконной,
в Индии - приравнена к коррупции, в США
и Канаде она регулируется законом о лоббизме, в ФРГ
- несколькими законодательными актами,
в России разработан соответствующий
законопроект.
Очевидно, что существует два подхода
к лоббизму. Сторонники
первого - запретительного – приравнивают лоббизм к криминальной
деятельности и на этом основании стремятся
к его ликвидации. Сторонники второго
подхода – регулятивно-правового - разделяют
легальные и нелегальные методы лоббизма, стремятся
ограничить лоббистскую деятельность
правовыми рамками, исключить из политической
практики коррупцию. В отличие от первого,
второй подход более продуктивен, так
как сохраняет “каналы” связи между обществом
и властью, ставит в цивилизованные рамки
систему функционального предст
В соответствии с целями, преследуемыми группами интересов,
лоббизм может подразделяться на экономический,
социальный, социокультурный. Исходя из
сфер деятельности различают отраслевой
и региональный лоббизм. В зависимости
от объектов лоббирования (на кого направлено
лоббистское воздействие) выделяют агентский,
президентский, правительственный лоббизм. По отношению
к политической системе классифицируют лоббизм на внешний
(давление оказывается на органы власти
со стороны) и внутренний (когда представители
заинтересованных групп –
депутаты парламента, члены правительства,
окружение президента, президент – “вписаны”
в политические институты).
Специфической формой представительства групповых интересов, наряду
с лоббизмом, является
корпоративизм. Термин “корпорация”
(лат. corpus - тело) возник в период средневековья.
Корпорациями в XIV--XV вв. назывались сословно-профессиональные
организации цехового типа, защищавшие
и отстаивавшиеинтересы своих
членов. Организации этого типа являлись
своего рода “переходным звеном” между
общинным типом общества и гражданским
обществом. Вхождение индивида в ту или
корпорацию определяло возможности профессиональной
деятельности и отстаивания социальных интересов; вне
корпорации социальная жизнь становилась
невозможной.
”Ренессанс” корпоративных организации
приходится на период раннеиндустриального
развития. Для маргинализированных масс
корпорация была едва ли не единственной
социально приемлемой формой организации.
В современной науке под корпорацией понимается
институционализированная замкнутая группамонопольно
распоряжающаяся определенными ресурсами,
выполняющая определенные хозяйственные,
административные, военные или политические функции и, одновременно
отстаивающая и защищающая специфические
коллективные интересы. Корпора
Основанная на корпоративных принципах,
система представительства интересов по
К специфическим чертам корпоративизма
относятся: участие в политической жизни
организаций, а не отдельных индивидов;
рост влияния профессиональных представителей
специфических интересов в ущерб
гражданам; привилегированное положение
некоторых ассоциаций и их более широкие
возможности влияния на принятие решений;
замена конкуренции интересов их
монополией в определенных сферах
Длительное
время корпоративизм рассматрив
Согласно этой концепции, неокорпоративизм
– это демократическая система представительства
и согласованияинтересов различны
ми фирмами, ассоциациями и организациями;
система согласования интересов трех
субъектов - государства, предпринимателе
й и наемных работников; навязывание государством
остальным участникам “переговорного”
процесса приоритетов и ценностей, выводимых
из общенациональных интересов;сис
Наиболее сильно неокорпоративистские
тенденции проявились в странах, где имелись
мощные социал-демократические партии,
где существовало культурное и языковое
единство.
Заключение.
Таким образом,партии, общественные движения, группы интересов сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии, общественные движения, группы интересов принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности политических партий, общественных движений, групп интересов является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры. На мой взгляд, партии, общ.дв., гр.инт-ов всегда должны побуждать к движению вперед. Всем им необходимо хорошо определять и разграничивать интересы той или иной социальной группы, которую они представляют. Кроме того, партии обязаны четко видеть формы и методы движения к осуществлению этих интересов, так как в противном случае их деятельность окажется чисто декларативной и не принесет должных результатов.
Политическим партиям необходимо постоянное обновление. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения. Только активные действия партий, выражающие и защищающие требования сторонников, позволят им в конечном итоге расширять свою социальную базу. Так же я хотела бы подчеркнуть и то обстоятельство, что политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Деятельность их является реальным показателем процесса становления
гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления, и чем результативнее она станет осуществляться, тем зрелее и прочнее будет гражданское общество.
Список используемой литературы.
1. «Политология
на российском фоне» - Учебное
пособие РАУ; Москва Изд. «Луч»
2. «Политология»
- Учебное пособие Общая
3. Политология. Курс лекций. М., 2008г.
4. Введение в политологию. М., 2010г.
5. Азаров Н.И., Андрияш Г.С. Политология - М., Высш. Шк., 2001.
6. Головин Ю.А., Ковшиков М.Ф., Янкевич П.Ф и др. Социально-философские
учения по проблемам государственного устройства. История и современность.
Книга 2. Политология – Ярославль, Ремдер, 2002.
Информация о работе Политические партии, сущность, типология и функции