Политические системы диктаторского типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:08, реферат

Описание работы

ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития. В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков.

Содержание работы

Введение. 2
I. Политические системы диктаторского типа. 4
II. Термин и понятие тоталитаризма. 6
III. Различия тоталитарных режимов. 11
IV. Сходства тоталитарных режимов. 14
V. Политический и идеологический монизм. 17
Заключение. 22
Список литературы. 24

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение.                                                                                         2

I. Политические системы диктаторского типа.                          4

II. Термин и понятие тоталитаризма.                                            6

III. Различия тоталитарных режимов.                                          11

IV. Сходства тоталитарных режимов.                                          14

V. Политический и идеологический монизм.                              17

Заключение.                                                                                     22

Список литературы.                                                                       24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития. В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков.

Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить  на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн. Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены.

Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда  потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно. 
Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть?

Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно  ли найти модель тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная политическая наука не дает.

 

I. Политические системы диктаторского типа

 

Суть политической системы  диктаторского типа выражается уже  самим термином «диктатура», который  происходит от латинского слова «dictator», означающего «неограниченная власть». Под ней понимается форма правления, при которой власть сконцентрирована в руках одного человека, группы лиц, клики или партии, монополизирующих ее, и отсутствует всякий контроль со стороны управляемых. Диктатура — это монократия, которая в важнейших аспектах политической самоорганизации общества является антиподом демократии. Диктаторские режимы при всех существующих между ними различиях едины в неприятии конституционных и плюралистических принципов демократии. Не допуская или существенно ограничивая оппозицию, они отвергают честные выборы, основанные на принципе конкуренции различных политических сил, либо заменяют их выборами плебисцитарного характера с одним безальтернативным кандидатом, где результаты заранее известны. Для них характерно отсутствие гарантий политических свобод, разделения властей, реальных правовых начал и т.д.

Диктатура, как и демократия, воплощается в жизнь в различных  формах, ее можно обнаружить во всех цивилизациях и исторических эпохах. Уже в древнейшие периоды истории, как на Востоке, так и на Западе существовали множество форм тирании, деспотии, олигархии, которые являлись различными формами диктатуры.

В наши дни различают  две формы политических систем диктаторского типа: авторитаризм и тоталитаризм. Под последним, как правило, подразумеваются те политические режимы, которые существовали до конца Второй мировой войны в гитлеровской Германии и Италии, а также вплоть до последнего времени в СССР и странах Восточной Европы, Китае и ряде других государств третьего мира.

Что касается авторитарных режимов, то диапазон их распространения  весьма широк, а число их в настоящее  время, особенно в третьем мире, весьма велико.

Разделяя важнейшие  характеристики диктатуры, авторитаризм и тоталитаризм в ряде аспектов существенно отличаются друг от друга. Так, для тоталитаризма характерны полное слияние в единое целое общества и государства: общества, государства и партии; их вместе и единой идеологии; экономики, политики и идеологии и т.д.

Авторитаризму также  присущи доминирование государства  над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и  судебной ветвями. Но при этой форме  такое доминирование не приобретает  ту жесткость и всеохватность, которые  характерны для тоталитаризма. Авторитаризм использует слабость и неразвитость гражданского общества, но в отличие от тоталитаризма не уничтожает его. Экономика поддерживает значительную степень самостоятельности. Сохраняется плюрализм социальных сил. Авторитаризм может уживаться и сочетаться как с государственной, так и с рыночной экономикой. Допускается разграничение между светской и религиозной, личной и публичной сферами жизни. В ряде случаев формально функционирует парламент и политические партии, но их деятельность ограничена. Допускается «дозированное инакомыслие». Сохраняются классовые, сословные, клановые, племенные различия. Если средоточием власти в тоталитаризме служит партия, поглощающая государство, то в авторитаризме таким средоточием является государство. Таким образом, переход от авторитаризма к демократии нередко означает смену политического режима без радикального переустройства экономического строя. Переход же от тоталитаризма на рельсы демократизации предполагает коренное изменение всей общественной системы.

 

II. Термин и понятие тоталитаризма.

 

Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова  «totalitas», означающего «цельность», «полнота». Он возник и получил распространение в 1920-1930-е гг. и применялся для обозначения политических систем в фашистской Италии, нацистской Германии и большевистском СССР. Одним из первых это понятие использовал итальянский автор левой ориентации Дж. Амендола, который в своей речи от 20 марта 1924г. заявил, что фашизм, как и коммунизм, представляют собой «тоталитарную реакцию на либерализм и демократию». Официальный фашистский теоретик Дж. Джентиле говорил о фашизме как о «тотальной концепции жизни». Часто повторял этот термин Б.Муссолини, который называл свой режим не иначе как «lo stato totalitario», т.е. «тоталитарное государство». Что касается А. Гитлера и его приспешников, то, во всяком случае первоначально, они при характеристике своего режима предпочитали использовать термин «авторитарный»1.

Главной особенностью тоталитаризма  является то, что правящая элита управляет не только политической сферой, но всеми основными областями жизни: экономической, культурной, информационной, даже семейной. Это объясняется, с одной стороны, тем, что в XX в. на политическую арену вышли широкие массы населения (совершилось, по словам X. Ортега-и-Гассета, «восстание масс»), на которые элита должна воздействовать, чтобы политически подчинить себе, а с другой стороны, тем, что появились технологии влияния на СМИ, которые дали возможность элите эффективно воздействовать на массы. Эти же причины (особенно первая из них) способствовали становлению идеологий, и поэтому неудивительно, что тоталитаризм взял их на вооружение.

Итак, первая черта тоталитаризма  представляет собой широкое и  открытое использование идеологии. Ключевым здесь является слово «открытое». Дело в том, что и другие режимы широко используют идеологию, но делают это скрыто (как показал Р. Барт), так что требуется провести огромную исследовательскую работу, чтобы тайное сделать явным. Итак, именно открытый и навязчивый характер использования идеологии отличает тоталитарную систему. Далее. Если другие режимы обычно применяют либерально-капиталистическую идеологию, то тоталитарный использует другие идеологии националистическую и социалистическую, что дает основания по этому признаку различать националистический (правый) и коммунистический (левый) тоталитаризм.

Вторым признаком тоталитаризма  будет наличие политической системы, в которой реальная власть принадлежит  одной партии, занимающей господствующее положение и держащей в руках все нити управления государством (можно сказать, что это не партия как таковая, а верхняя часть государственного аппарата, как, например, КПСС в СССР). Положение партии не может быть поколеблено, так как хотя проводится голосование, оно оборачивается фикцией: это гонка с одним участником, победитель которой заранее известен. При тоталитарном режиме можно говорить не только о государстве-нации, которое обычно противопоставляли государству-полису, но и о государстве-партии.

Третья основная и  наиболее характерная черта тоталитарного режима - это контроль за всеми сторонами общественной жизни. Сюда входит, во-первых, контроль над экономикой. Тоталитарная экономика является государственно-регулируемой, что необязательно означает отказ от частной собственности на средства производства и их национализацию. В Германии и Италии этого не произошло, но экономика оставалась регулируемой государством. Во-вторых, контроль за СМИ. Все руководящие сотрудники СМИ входят в номенклатуру правящего класса и, по существу, становятся государственными чиновниками. Существует строгая цензура, и ни одно сообщение не публикуется и не выходит в эфир без одобрения соответствующих партийных или государственных (что, в сущности, одно и то же) органов, в ведении которых находятся СМИ. Тоталитарный режим следит не только за политической информацией, но и за любой другой - экономической, культурной, научной. Известны слова Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Если слова «для нас» обозначают партию большевиков, то мысль понятна. Почему кино? Потому что это наиболее массовое искусство, влияющее на широкие слои населения, что как раз важно для тоталитарного режима. Не только кино, но музыка, казалось бы, далекий от политики вид искусства, также жестко регулируется государством, которое решает, какую музыку слушать, исполнять, под какую танцевать. Четверть века назад в СССР во время репортажа с чемпионата мира по фигурному катанию спортсмены танцевали на льду под одну музыку (скажем, рок-н-ролл), а советские зрители слушали по телевизору совсем другую музыку, которую включали специально для них. Постановлениями ЦК КПСС регламентировались не только музыка, живопись и литература, но сообщалось, какой наукой стоит заниматься, а какая является лженаукой (сюда попали две ведущие науки XX в. - генетика и кибернетика).

Контролировались тоталитарным режимом и запасы оружия, ношение  которого запрещалось простым гражданам. Милиция и органы государственной  безопасности были вездесущими. Практиковались пытки и репрессии, причем не только против инакомыслящих, но и без всяких оснований. Люди жили в атмосфере страха за свою жизнь и жизнь близких. Гражданские свободы - слова, печати, собраний, митингов и демонстраций, - хотя признавались Конституцией, но сводились на нет соответствующими добавлениями (разрешается, но в интересах «социалистического строя», т.е. фактически запрещается). В тоталитарных государствах действует принцип: все, что не разрешено, - запрещено. Человек не только имеет право на труд, но и обязан трудиться. Вообще его работа, поведение, жизнь подчинены интересам государства, а фактически интересам его правителей. Сбылось зловещее предвидение М. Штирнера: человеку в тоталитарном государстве не только не принадлежит материальная собственность, но и его собственная мысль, поскольку думать следует так, как желают правители. Все обязаны иметь одинаковые мысли, одно «духовное платье». Самостоятельно мыслящие люди преследуются, в какой бы области жизни они ни пытались проявить себя. Тем самым исчезает человек как независимая индивидуальность. Поскольку человек не может не думать, и люди различаются по своим взглядам, то в обществе, где приходится скрывать свои мысли, распространяется система тотальной лжи и двойной морали.

Жесткое подчинение правителям тоталитарного государства распространяется на все сферы общественной жизни - прежде всего производственную. Элементарная ячейка тоталитарного общества - «начальник - подчиненный», где каждый выполняет роль начальника для нижестоящего и роль подчиненного по отношению к вышестоящему. Двойственное отношение «начальник - подчиненный» проникает внутрь каждого человека, и ролевой социальный конфликт превращается во внутренний психологический, меняя структуру личности.

По Панарину, «тоталитаризм  связан с авангардом, с механизмами  модернизационной мобилизации и унификации (нивелирования), а вовсе не с пережитками традиционалистской культуры». «Тоталитаризм в XX в. выступает как судьба деятельных и амбициозных народов, энергетика которых перестала регулироваться изнутри, со стороны религии и совести, и потому перешла в сферу жесткого внешнего регулирования».

В тоталитарном государстве  может претвориться в жизнь то, что можно назвать социалистической демократией, т.е. относительное равенство  социальных условий жизни широких  слоев общества. Такое равенство существовало в СССР, что принципиально отличало советский строй от других. Это - право на труд, бесплатное образование (включая высшее) и медицинское обслуживание для всех. В этом отношении тоталитарный режим продвинулся по направлению к социальному государству дальше, чем западные демократии, и концепция государства всеобщего благоденствия базировалась на достижениях советской власти2.

 

III. Различия тоталитарных режимов.

 

Ныне в серьезной научной  литературе большинство авторов  придерживаются тезиса, согласно которому в политической системе тоталитарного типа выделяются фашистский и национал-социалистический режимы в Италии и Германии на правом фланге идейно-политического спектра и большевистский в СССР - на его левом фланге. При этом необходимо отметить, что тоталитаризм отнюдь не является неким монолитом, между его отдельными режимами имелись существенные различия.

Такие различия прослеживаются как  между большевизмом и фашизмом, так  и внутри последнего. Современные  исследователи подчеркивают, что, хотя сами термины "тоталитаризм" и "тоталитарное государство" были рождены в Италии, по ряду параметров фашистская Италия не дотягивала до подлинной тоталитарности. Американская исследовательница Лиа Гринфелд вообще считает, что сам термин "фашизм" как синоним тоталитаризма может ввести в заблуждение, и предлагает другую дефиницию - "коллективистский этнический национализм". Национал-социализм представляется многим ученым гораздо более полным и адекватным воплощением сути тоталитаризма, чем фашизм; соответственно, нацистская Германия, а не фашистская Италия, выглядит подлинно правым тоталитарным государством.

Фашистский режим в Италии руководствовался теорией верховенства  государства, а национал-социалистический - теорией  верховенства нации или нации  государства. Итальянский режим  отличался стремлением сохранить традиционные структуры, показателем чего служат, например, так называемые Латеранские соглашения (1929 г.) заключенные между Б. Муссолини и Ватиканом и регулировавшие отношения между католической  церковью и фашистским режимом.

Для режима Муссолини были характерны меньшая концентрация и абсолютизация  власти. Сохранялась высокая степень  автономности таких институтов, как  церковь, монархия и армия. Продолжал  функционировать, правда, чисто формально, сенат. Парадокс состоит также в том, что Италия оставалась монархией. Более того, Муссолини время от времени направлял отчеты королю Виктору Эммануилу III.В гитлеровской Германии ничего подобного не было и не могло быть. Всем безраздельно владел, управлял и руководил возглавлявший как государство, так и партию, фюрер3.

При традиционной типологизации фашизм и марксизм-ленинизм располагаются  на двух крайних полюсах идейно-политического  спектра. Не случайно они вели между  собой борьбу не на жизнь, а на смерть. В этом контексте бросается в глаза изначальная несовместимость их идеологий, и здесь достаточно упомянуть такие разделительные пары, как интернационализм - национализм, теория классовой борьбы - национально-расовая идея, материализм - идеализм и т.д., с помощью которых определяются противостояние марксизма-ленинизма и фашизма.

Информация о работе Политические системы диктаторского типа