Политические взгляды Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 16:43, доклад

Описание работы

Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) являются создателями марксизма – революционного учения, оказавшего огромное влияние на развитие современного общества. В своем собственном развитии марксизм прошел следующие этапы: 1) формирование взглядов Маркса и Энгельса (иногда говорят о “раннем Марксе”), 2) развитие от 1848–1851 гг. до Парижской коммуны, 3) от Парижской коммуны до конца жизни Энгельса. Единство взглядов Маркса и Энгельса было столь полным, что ряд произведений (“Немецкая идеология”, “Манифест Коммунистической партии” и др.) они написали совместно. А третий том “Капитала” – главного труда Маркса – был дописан и издан Энгельсом уже после смерти Маркса по оставшимся рукописям и фрагментам.

Файлы: 1 файл

Карл Маркс.docx

— 218.37 Кб (Скачать файл)

Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) являются создателями марксизма – революционного учения, оказавшего огромное влияние на развитие современного общества. В своем собственном развитии марксизм прошел следующие этапы: 1) формирование взглядов Маркса и Энгельса (иногда говорят о “раннем Марксе”), 2) развитие от 1848–1851 гг. до Парижской коммуны, 3) от Парижской коммуны до конца жизни Энгельса. Единство взглядов Маркса и Энгельса было столь полным, что ряд произведений (“Немецкая идеология”, “Манифест Коммунистической партии” и др.) они написали совместно. А третий том “Капитала” – главного труда Маркса – был дописан и издан Энгельсом уже после смерти Маркса по оставшимся рукописям и фрагментам.

 

 

Политическую доктрину марксизма следует рассматривать в изменении и развитии, что предполагает различение ранних и поздних их произведений, равно как и различение творчества самих основоположников марксизма. Известно, что “ранний” Маркс стоял на позициях гуманизма и основной темой его теоретических интересов была “теория отчуждения”, позже Маркс стал коммунистом и сторонником коммунистической революции. Такая эволюция взглядов характерна именно для марксизма. Как творческий мыслитель Маркс (как и Энгельс) в своих произведениях не только переходил от одних теоретических интересов к другим, но и, по словам Вильгельма Либкнехта, “в одну минуту мог отбросить с трудом добытые, ставшие ему дорогими теоретические выводы, лишь только он убеждался в их неправильности” (Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе: В 2 ч. М., 1998. Ч. 1. С. 213).

Жизнь и творчество Маркса и Энгельса были тесно переплетены. При единстве исходных теоретических позиций, общих подходах к исследованию экономики и политики у каждого из них были свои излюбленные области занятий. У Энгельса это была область военных проблем, у Маркса – экономика. Но, несмотря на то что Маркс, по словам Каутского, превосходил всех экономистов своего времени не только силой абстракции, но и обширными знаниями экономической литературы, он все же был “кабинетным ученым”. В отличие от него Энгельс имел практические познания в области политической экономии, поскольку он сам участвовал в капиталистическом процессе производства: Энгельс служил в конторе хлопчатобумажной фабрики, компаньоном которой был его отец.

Марксизм возник в русле европейских рационалистических традиций и учений. Его теоретическими источниками стали классическая немецкая философия в лице прежде всего Г. Гегеля и Л. Фейербаха, английская политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо) и французский утопический социализм. Марксистское направление социализма стало доминирующей формой, воспринятой мировым социалистическим мышлением.

Одной из первых работ “раннего” Маркса стала “Критика гегелевской философии права”, где Маркс устанавливал, что право, как и формы государства, коренится в материальных жизненных отношениях (гражданском обществе). “Переворачивая” гегелевскую философию “с головы на ноги” (т.е. переходя от идеализма Гегеля к материализму, “подсказанному” Марксу философией Фейербаха), он отводил экономическим отношениям, гражданскому обществу место базиса, а государство, право и религию рассматривал как надстройку над ним. С отрицанием философии Гегеля у Маркса было связано и его неприятие представительного государства. Он был солидарен с Руссо в критике представительной политической системы. Злая сатира на идеологию прав человека при капитализме постоянно присутствовала в системе его убеждений, а ценности свободы, равенства и братства при капиталистическом строе Маркс называл не более чем иллюзией, причем само представительное государство считал политической формой этой иллюзии.

Главное место в работах “раннего” Маркса заняла теория отчуждения как процесса лишения, отделения, утраты. Маркс заимствовал это понятие у Гегеля и Фейербаха и отвел ему центральное место в своей общей теории развития человеческого общества.

В русле всей современной ему западной мысли основной заботой Маркса являлся человек. Мировая история есть история производства самого человека, но она же есть и история отчуждения человека от самого себя: этот процесс происходит как в сфере экономики, где над человеком господствуют “вещные” отношения, так и в политике, где он попадает под власть собственных отчужденных сил в лице государства. Чтобы быть подлинно свободным, из объекта обстоятельств превратиться в субъекта действий, человеку необходимо освободиться и от политического угнетения со стороны государства, и от господства вещей и обстоятельств, подчинив своему контролю процесс производства материальных благ.

Главной целью развития человека, отвечающей его наиболее важным потребностям, по мысли Маркса, является гармония между человеком и человеком, человеком и природой. Главной характеристикой будущего общества, его главной ценностью было “полное и свободное развитие каждого индивидуума”, которое, в свою очередь, было условием свободного развития всех.

Как должно произойти освобождение человека? При капитализме процесс самоотчуждения человека достиг своей высшей точки, поскольку его физические силы стали товаром и сам он, таким образом, превратился в вещь. Рабочий класс как самый отчужденный класс должен осуществить процесс человеческой эмансипации вообще. Освобождая себя, он освободит все общество. Освобождение в экономической сфере выражается в социализации средств производства, что приводит к отмене “наемного” характера труда и его превращению в потребность здорового организма. Тяжелый физический труд будет передан автоматам, а функцией человека в производстве станет контроль и регулирование.

Значительно более сложными и противоречивыми были представления Маркса об освобождении человека в сфере политики, или учение о государстве. Постараемся выделить существенные стороны марксистского учения о государстве и праве, включающие как философские, так и социологические представления:

государство является политической надстройкой над экономическим базисом;

сущность политики раскрывается в отношении классов к государству;

государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Классы – это большие группы людей с разными интересами, различающиеся по их отношению к средствам производства (“класс в себе”). С возникновением государства в обществе идет постоянная классовая борьба;

класс, занимающий господствующие позиции в экономике, стремится закрепить свое господство и в политике, т.е. завоевать государственную власть;

государственная власть – это организация, особый аппарат насилия господствующего класса;

экономически и политически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу через законы, которые в его интересах принимает государственная власть. Поэтому право – это возведенная в закон воля господствующего класса;

класс в полном смысле (“класс для себя”) осознает себя как особую социальную группу со своими собственными интересами. Наиболее адекватной формой выражения классового самосознания является политическая партия;

господствующий класс через идеологию пытается выдать свои собственные интересы за всеобщие;

при капитализме существуют два основных борющихся класса с противоположными и антагонистическими (непримиримыми) интересами – буржуазия и пролетариат. Буржуазия, став экономически господствующим классом, со временем в ходе буржуазных насильственных революций завоевала и политическое господство;

с развитием капитализма и в связи с процессами обобществления производства функции буржуазии по управлению производством все в большей степени переходят к наемным работникам, а буржуазия становится все более паразитическим классом;

пролетариат (наемные работники), на котором теперь держится все общество (в отличие от пролетариев в Древнем Риме, которые жили за счет общества), должен стремиться и к политическому господству;

для завоевания политического господства пролетариат должен сломать буржуазную государственную машину (государство);

установив свое политическое господство (революция 1789 г. во Франции), буржуазия позднее переходит к диктатуре (диктатура генерала Кавеньяка, июльская революция 1848 г.). Это закон политической борьбы. Следовательно, после завоевания власти пролетариат также должен установить свою диктатуру – диктатуру пролетариата;

путь завоевания власти пролетариатом – насильственная революция. “Поздний” Энгельс признает возможность парламентского (эволюционного) пути через завоевание большинства мест в парламенте с сохранением некоторых элементов буржуазного государства, в частности самого парламентаризма;

государство диктатуры пролетариата действует только в определенный переходный период от капитализма к социализму (низшей фазе коммунистического общества);

государство диктатуры пролетариата – новый вид демократии и свободы (свобода большинства, демократия большинства);

учение об отмирании государства как аппарата принуждения: с уничтожением классов в ходе социалистической революции и установлением диктатуры пролетариата уничтожается социально-классовая основа государства. Государство, необходимое только в период диктатуры пролетариата, в дальнейшем начинает постепенно отмирать;

учение о двух фазах коммунистического общества: низшей – социализме – бесклассовом обществе с распределением по труду, и коммунизме как высшей фазе с распределением по потребностям на основе всесторонне развитых производительных сил и наукой в качестве непосредственной производительной силы;

с прекращением классовой борьбы (окончанием периода диктатуры пролетариата и построением социализма как общества без классов) отмирают политические функции государства (поскольку некого больше эксплуатировать и подавлять). В дальнейшем сохраняются некоторые административные функции по управлению производством, в связи с чем можно говорить о некоей будущей государственности коммунистического общества.

Теория социальной революции – важнейшая часть политической доктрины Маркса. Она имеет в первую очередь свою социально-философскую основу и вытекает из сформулированного Марксом общесоциологического закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. “На известной ступени своего развития материальные производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 4). Говоря о действии этого закона в условиях современного ему капитализма, Маркс в первом томе “Капитала” делает вывод: “Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют” (Там же. Т. 13. С. 7).

К идее социалистической революции и диктатуры пролетариата Маркс и Энгельс подходили не только со стороны общесоциологического закона о неизбежности социальной революции при разрешении противоречий между производительными силами и производственными отношениями (переходе от одной общественной формации к другой), но и со стороны классов и классовой борьбы. Уже в “Манифесте Коммунистической партии” (1848 г.) они писали, что вся история человеческого общества, за исключением первобытного, – это история борьбы классов. Там же они раскрыли классовую сущность буржуазного государства: государственная власть – это комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии. Они делали вывод о необходимости завоевания пролетариатом политического господства (термин “диктатура пролетариата” будет выработан в дальнейшем, когда в ходе революции 1848–1851 гг. буржуазия прибегнет к установлению своей диктатуры). Далее подчеркивалось, что это политическое господство необходимо для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал и централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно быстрее увеличить сумму производительных сил.

В письме И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. Маркс писал: “Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты – экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего – 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов” (Там же. С. 424-425).

Ф. Энгельс также в работе “Революция и контрреволюция в Германии” (1851 – 1852 гг.) писал о революции как высшей форме классовой борьбы и о восстании как искусстве. Он вывел следующие правила: никогда не играть с восстанием, если нет решимости идти до конца; раз восстание начато, надо действовать с величайшей решимостью и переходить в наступление. Оборона есть смерть всякого вооруженного восстания.

Несмотря на то что “поздний” Энгельс в условиях мирного и эффективного развития капитализма конца XIX в. изменил марксистский подход к государству и революции (об этом речь пойдет ниже), в целом марксизм все же придерживался положения о революционном захвате власти. Приведем только два свидетельства того, насколько люди разных политических убеждений могут по-разному оценивать взгляды Маркса и Энгельса на социальную революцию.

Информация о работе Политические взгляды Маркса