Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 23:21, реферат
В историю политической и правой мысли Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права.
При объяснении общества Спиноза исходит из теории естественного права и общественного договора, т.е. руководствуется законом природы, который направляет каждого человека по пути самосохранения. Спиноза исходил из неизменной эгоистической человеческой природы, обуздать которую может только государство, возникающее для того, чтобы обеспечить безопасность граждан и взаимную помощь, когда эгоистические интересы граждан могут сочетаться с интересами всего общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Б. СПИНОЗЫ 4
2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ 6
2.1. Б. Спиноза о естественном праве 6
2.2. Б. Спиноза об общественном договоре 7
2.3. Б.Спиноза о гражданском обществе и государстве. 10
3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 16
3.1. Монархия 18
3.2. Аристократия 19
3.3. Демократия 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
В отношении форм государства Б. Спиноза был сторонником демократии и в отличие от Гоббса не признавал монархию как заслуживающую уважения.
Аристократическая форма верховной власти, при которой власть находится у определенного числа выбранных лиц (патрициев), по оценке Спинозы, предпочтительнее монархии, поскольку она в большей мере обладает абсолютным правом государства и по этой причине более приспособлена к сохранению свободы.
Сущность аристократического
правления заключается в
Но к управлению делами такое многочисленное собрание неспособно. Для этого учреждается другой, подчиненный совет, или сенат, который избирается из членов высшего сословия, в свою очередь, избирает из среды себя коллегию консулов.16
В условиях аристократии народ не имеет никакого голоса, но поскольку он внушает страх власть имущим, то "сохраняет за собой некоторую свободу, которая хотя и не имеет прямой опоры в законе, однако молчаливо отстаивается им и оставляется за собою".
Свое предпочтение Спиноза отдает федеративной форме аристократической республики, в которой верховная власть сосредоточена во многих городах и, следовательно, в этом случае делится между городами - членами федерации. Все города должны составлять одно государство, в котором каждый должен пользоваться тем большими правами, чем больше его могущество в сравнении с другими.
Спиноза считал, что единственно абсолютное государство, могущественное, своенравное, опирающееся на согласие подданных, правящее ими при помощи только разумных законов, обеспечивающее свободу, равенство, общее благо, - это демократия, "народная форма верховной власти".
Отличие демократии от аристократии, согласно Спинозе, состоит в следующем: если в аристократии правители (т.е. патриции) избираются советом (тоже патрициями), то в демократии правители определяются самим законом. Так что может случиться, отмечает Спиноза, что верховный совет в аристократии будет многочисленнее, чем верховный совет в демократии, если последней закон, определяющий круг правителей, будет содержать много ограничений (возрастных, имущественных и иных цензов).
Правящие в демократии, таким образом, не выбираются (ни узким кругом правителей-выборщиков, как в аристократии, ни народом в целом), но признаются таковыми и призываются к управлению государством прямо основным законом этой формы правления, изначально установленным народом.
Особенность демократии в том, что власть и законы не противостоят народу и не противоречат его свободе. Народ, будут ли в таком обществе законы умножаться или уменьшаться, тем не менее пребывает одинаково свободен, потому что он действует не вследствие авторитета другого лица, но по своему собственному согласию.
Наиболее широкой в трактовке Спинозы является та форма демократии, "где все без исключения подчинены одним только отечественным законам и, кроме того, своенравны и живут безупречно, обладают правом голоса в верховном совете и правом поступления на государственную службу".17 Это, согласно пояснениям Спинозы, означает, что из числа лиц, допускаемых законом к управлению государством такой формы, исключаются иностранцы, женщины, рабы, дети и несовершеннолетние, а также те, кто подвергся бесчестию (вследствие преступления или постыдного образа жизни).
Демократическое государство, по оценке Спинозы, "наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет". Поэтому все в демократии, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными.
При таком подходе
разумным и наиболее могущественным,
прочным государством Б. Спиноза
признавал демократическую
Демократия, считал Б. Спиноза, в наибольшей мере способна повелевать подданными и не имеет надобности их опасаться, поскольку устройство государства обеспечивает разумность законов, а тем самым свободу как подчинение осознанной необходимости. «Только тот свободен, кто, не кривя душой, живёт, руководствуясь одним разумом». Разумность законов в демократии обусловлена тем, что они принимаются многочисленным собранием, в котором взаимопогашаются противоречивые страсти.
При создании демократического
государства люди «договорились, чтобы
силу решения имело то, что получило
большинство голосов». Подчинение этому
первоначальному решению
Концепция Спинозы - первая в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии. Политико-правовые учения Спинозы были определенным шагом к достижению сущности государства и права.
Политическую теорию Б. Спиноза создает, во многом опираясь на свой опыт пребывания в Голландии. Здесь толерантное правительство и свобода мысли, но в определенных пределах. Идеи Спинозы часто выходят за эти рамки. В те годы такие взгляды расценивались как опасный вздор или полная нелепость.
При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия.
Его политическое учение характеризуется следующими чертами: начало самосохранения как первоначальный закон природы; сила как источник права; всеобщая вражда людей в естественном состоянии; образование государства вследствие потребности мира; полновластие государства, простирающееся и на церковную область; мир - согласие душ, в котором находят удовлетворение все требования человека; образование государства соединением сил; ограничение полновластия государства требованиями разума и свободы, ибо разум один дает настоящую силу, а внутренней свободы у человека отнять невозможно; отдается преимущество демократии, в которой соединенная сила всех достигает высшего своего развития. Вместо силы внешней, а потому непрочной, Спиноза ставит силу внутреннюю, которая соединяет в себе все элементы человеческой природы, а потому дает самой власти гораздо более крепости.
1 Пол Стретерн. Философы за 90 минут. Просто о сложном. М.: Астрель; АСТ. - 2004
2 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для вузов.– М.: Издательство Норма - М, 2005
3 Н. М. Азаркин, В. Н. Жуков, Ю. С. Завьялов и др. ; под общ. ред. О. В. Мартышина История политических и правовых учений : учебник для вузов. Издательство "Норма". - 2010
4 Зарубин В.Г.Основы политических наук: Учебное пособие для вузов.- СПб - Чита: Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999
5 История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997
6Буйчик А.Г., Зайнагабдинова Э.Ч., Сорокина Е.В.. История социума и демократии. 2007
7 Карнишина Н.Г. История политических и правовых учений: Методические указания. Издательство Пензенского государственного университета. Пенза. 2005
8 История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред Лазарева В.В. - М. : Высшее образование. - 2008
9 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для вузов.– М.: Издательство Норма. - М, 2005
10Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. - СПб.: Издательство РХГА, 2006
11 Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, М.С. Вершинин. - М., 2000
12История политических и правовых учений. Учебник для вузов под редакцией И. Ю. Козлихина, А. В. Полякова – М.: СПбГУ, 2007
13Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. - СПб.: Издательство РХГА, 2006
14 История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Юридическая литература. - 1997
15 Пол Стретерн. Философы за 90 минут. Просто о сложном. М.: Астрель; АСТ. - 2004
16 Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. - СПб.: Издательство РХГА, 2006
17 История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997
18 Буйчик А.Г., Зайнагабдинова Э.Ч., Сорокина Е.В.. История социума и демократии. 2007