Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить причины конфликта, изучить общую динамику, этапы развития, и подвести итоги конституционного кризиса 1993 года в РФ.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить политический конфликт в РФ: 21 сентября — 4 октября 1993 года.
2. Рассмотреть обстановку на этапе развития конфликта
3. Выявить специфические особенности данного конфликта, рассмотреть причины и цели данного конфликта.
4. Изучить хронологию и выявить общую динамику конфликта.
5. Доказать что конфликт 21 сентября — 4 октября 1993 года привёл к позитивным изменениям в государственном управлении нашего государства.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Политический конфликт в РФ 21 сентября - 4 октября 1993 года____7
1.1 Виды политических конфликтов в сфере государственного управления__7
1.2 Стороны конфликта 1993 года__________________________________8
1.3 Предпосылки зарождения конституционного кризиса 1993 года_______10
Глава 2. Динамика конфликта в сфере государственного управления______13
2.1 Развитие и экскалация конфликта________________________________14
2.2 Послеконфликтная стадия_______________________________________25
Заключение______________________________________________________27
Библиография____________________________________________________30
Оглавление
Введение______________________
Глава 1. Политический конфликт в РФ 21 сентября - 4 октября 1993 года____7
1.1 Виды политических конфликтов в сфере государственного управления__7
1.2 Стороны
конфликта 1993 года__________________________
1.3 Предпосылки зарождения конституционного кризиса 1993 года_______10
Глава 2. Динамика конфликта в сфере государственного управления______13
2.1
Развитие и экскалация конфликта_____________________
2.2 Послеконфликтная
стадия________________________
Заключение____________________
Библиография__________________
Введение
В настоящее время существует
множество различных
Одним из таких конфликтов является конфликты в сфере государственного управления, который представляет собой одну из самых многочисленных разновидностей социально – политических конфликтов, которые возникают из–за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти. Одним из конфликтов в сфере государственного управления является конституционный кризис 1993 года.
Конституционный кризис явился следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны- президента РФ Бориса Николаевича Ельцина, подконтрольного ему исполнительной власти и его сторонников, а с другой стороны- вице-президента Александра Руцкого, Верховного Совета РФ во главе с Русланом Хасбулатовым, Съездом народных депутатов РФ, и их сторонников.
Политические действия 1993 года являются одним из самых актуальных проблем, так как он дал толчок к образованию нового государства, в котором мы сейчас живем.
Анализ литературы:
За основу своей курсовой работы я взял книгу Б.Н. Ельцина: «Записки президента»1. Эта книга была написана действующим президентом, в которой он рассказывал о событиях 1990—93 гг, таких как выборы президента, августовский путч (ГКЧП), распад СССР, начало экономических реформ, конституционный кризис 1992—93, события 21 сентября — 4 октября 1993 года (роспуск Верховного Совета). В этой книге можно найти объяснение, личное мнение главного учавствовавшего в октябрьском конфликте лица. Б.Н. Ельцин, проводит анализ каждого дня в октябрьский период, ищет причины, и пытается найти последствия событий исследуемого конфликта.
Так же проанализировав и обобщив различные варианты особенностей конфликта в трудах исследователей Г.И. Козырева: «Политическая конфликтология», Э.А. Пронина: «Политология. Конспект лекций», А.В. Клюева: «Человек в политическом измерении», В.П. Пугачёва: «Политология: справочник студента», можно выделить несколько (частично совпадающих) точек зрения. Я выделю главные:
1. Публичность и открытый характер проявления противоборства сторон.
2. Всеобщая значимость. Конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоёв, классов, общества в целом.
3 . Обусловленность властью (властными отношениями).
4. Идеологический характер мотивации конфликта. Конфликт в сфере государственного управления, как правило, имеет определённые идеологические основания, политическая идеология, как правило воплощается в программу непосредственной политической борьбы со своими специфическими целями, задачами и способами захвата власти.
5. Институциональная организованность субъектов конфликта .
6. Конфликт взаимных намерений сторон.
7. Наличие легитимных лидеров.
8. Правовые колизии политического конфликта
9 . Одностороннее «законность насилия»
10. Национальные и социокультурные особенности конфликта
11. Возможность трагических последствий.
По мнению Л.Н. Тимофеевой2, конфликт таится в самой природе политической власти призванной согласовывать, координировать различные интересы людей. Она выделяет следующие источники возникновения конфликта: 1) Общественные отношения – отношения неравенства, 2)расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах, 3)идентификация граждан (социальная, религиозная, политическая), 4)недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации, 5) Социально психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть.
Авторы книги « Политическая конфликтология»3 считают, что в основе конфликта лежат политические кризисы и выделяют их виды: 1).Кризис идентичности, наступающий с распадом идеалов и ценностей, доминирующих в политической культуре данного общества. 2).Кризис распределения материальных и культурных благ, состоящий в неспособности властных структур обеспечить устойчивый рост материального благосостояния граждан. 3).Кризис участия связанный с уровнем вовлечённости граждан в управление. 4).Кризис легитимности выражается в несоответствии осуществляемых целей режима и массовых представлений о нормах функционирования.
Проблемы динамики конфликта в своих работах исследуют В.Ф.Нэх4, В.П. Пугачев5, Г.И. Козырев6. Если провести анализ приведённых точек зрения на динамику конфликта, это позволит нам сделать вывод о том , что почти все исследователи называют на ряду с другими стадиями четыре основные: 1).Зарождение и «созревание» конфликта, 2).Развитие конфликта, 3).Разрешение конфликта, 4).Послеконфликтная стадия.
Объектом исследования моей курсовой работы станет: Политический конфликт в Российской Федерации 21 сентября — 4 октября 1993 года (также известный как «Расстрел Белого дома», «Октябрьское восстание 1993-го», «Октябрьский путч»).
Предмет исследования: История зарождения, рассмотрение причин конфликта, характеристика, этапы, динамика, последствия политического конфликта 1993 года.
Цель исследования: выявить причины конфликта, изучить общую динамику, этапы развития, и подвести итоги конституционного кризиса 1993 года в РФ.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить политический конфликт в РФ: 21 сентября — 4 октября 1993 года.
2. Рассмотреть обстановку на этапе развития конфликта
3. Выявить специфические особенности данного конфликта, рассмотреть причины и цели данного конфликта.
4. Изучить хронологию и выявить общую динамику конфликта.
5. Доказать что конфликт 21 сентября — 4 октября 1993 года привёл к позитивным изменениям в государственном управлении нашего государства.
Глава 1. Политический конфликт 21 сентября — 4 октября 1993 года.
Разгон Верховного Совета Российской Федерации (также известный как «Расстрел Белого дома», «Расстрел Дома Советов», «Октябрьское восстание 1993-го», «Указ 1400», «Октябрьский путч») —конфликт в сфере государственного управления в Российской Федерации 21 сентября — 4 октября 1993 года. Произошел вследствие конституционного кризиса, развивавшегося с 1992 года. Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России существовавшей с 1917 года советской модели власти, сопровождавшееся вооружёнными столкновениями на улицах Москвы и последующими несогласованными действиями войск, в ходе которых погибло не менее 157 человек и 384 были ранены (только 3 и 4 октября — погибло 124 человека и 348 ранено).7
1.1. Виды
конфликтов в сфере
1. Конфликты между институтами (ветвями) власти (законодательной, исполнительной, судебной)
2. Конфликты между государством (или его отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности)
3. Конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить.
4. Конфликты между государством и отдельным институтом (например, государством и политической партией)
5. Конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека)
6. Конфликты между различными звеньями управленческого аппарата.
Конфликт 21 сентября — 4 октября 1993 года, является конфликтом между различными звеньями управленческого аппарата. Борьба за власть и властные полномочия ведётся в рамках существующего режима, причиной возникновения конфликта является издание президентом Б. Н. Ельциным указа № 1400 о роспуске Верховного Совета, чем была нарушена действовавшая тогда Конституция, и окончились силовым разгоном Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Существенную роль в трагической развязке сыграли личные амбиции председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова, выразившиеся в его нежелании заключать компромиссные соглашения с администрацией Бориса Ельцина в ходе конфликта, а также самого Бориса Ельцина, который после подписания указа № 1400 отказывался напрямую разговаривать с Хасбулатовым даже по телефону.8
1.2 Стороны конфликта.
В конфликтологической литературе существуют некоторые разногласия в определении таких понятий, как «субъект», «участник», «основной» и «косвенный субъект», «сторона конфликта», «третья сторона»…
Более определённая позиция по поводу «участников» конфликта принадлежит М.М. Лебедевой. По её мнению, «конфликт возникает между двумя и более сторонами, которые являются основными , или прямыми , участниками (субъектами, сторонами) конфликта . ….. «Кроме основных , бывают косвенные участники в конфликте, которые не принимают активных действий в конфликте но поддерживают ту или иную сторону»9 …
Необходимо так же
иметь в виду, что понятия «субъект»
и «участник» конфликта не
всегда тождественны. Субъект активен
по своей природе и
Большинство современных исследователей, политологов сходятся во мнении в том, что субъектом конфликта могут быть любые формальные и неформальные организации, сознающие свои политические интересы и способны их защищать в политическом противоборстве .
Рассмотрим конфликт в сфере государственного управления 21 сентября — 4 октября 1993 года.
Объектом данного конфликта является борьба за власть между президентом Р.Ф. Б.Н. Ельциным и Верховным советом.
Б.Н. Ельцин настаивал
на изменении формы правления
в России, передаче полномочий
Съезда народных депутатов
Б.Н. Ельцин, Виктор Черномырдин, Юрий Лужков; наибольшая часть депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов Р.Ф. которые стали сторонниками президента , а с другой стороны — противников социально-экономической политики президента и правительства: вице-президента Александра Руцкого, основной части депутатов Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации во главе с Русланом Хасбулатовым, большинство в котором составлял блок «Российское единство», в который входили представители КПРФ, фракции «Отчизна» (радикальные коммунисты, отставные военные и депутаты социалистической ориентации), «Аграрный союз», депутатской группы «Россия», руководимой инициатором объединения коммунистических и националистических партий Сергеем Бабуриным.
Третьей стороной конфликта стали:
Среди участников митинга
было много лиц из различных
организаций и общественных
Посредником в данном конфликте
между противоборствующими
1.3. Предпосылки зарождения конституционного кризиса 1993 года.
Противостояние мотивировалось
различиями в представлениях сторон
конфликта о реформировании конституционного
устройства, о новой Конституции,
а также о путях социально-