Политический конфликт в Российской Федерации на примере: «Конституционного кризиса 1993 года».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить причины конфликта, изучить общую динамику, этапы развития, и подвести итоги конституционного кризиса 1993 года в РФ.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить политический конфликт в РФ: 21 сентября — 4 октября 1993 года.
2. Рассмотреть обстановку на этапе развития конфликта
3. Выявить специфические особенности данного конфликта, рассмотреть причины и цели данного конфликта.
4. Изучить хронологию и выявить общую динамику конфликта.
5. Доказать что конфликт 21 сентября — 4 октября 1993 года привёл к позитивным изменениям в государственном управлении нашего государства.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Политический конфликт в РФ 21 сентября - 4 октября 1993 года____7
1.1 Виды политических конфликтов в сфере государственного управления__7
1.2 Стороны конфликта 1993 года__________________________________8
1.3 Предпосылки зарождения конституционного кризиса 1993 года_______10
Глава 2. Динамика конфликта в сфере государственного управления______13
2.1 Развитие и экскалация конфликта________________________________14
2.2 Послеконфликтная стадия_______________________________________25
Заключение______________________________________________________27
Библиография____________________________________________________30

Файлы: 1 файл

курсовая_конфликтология_окт93.docx

— 70.47 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение_________________________________________________________3

Глава 1. Политический конфликт в РФ 21 сентября - 4 октября 1993 года____7

1.1 Виды политических конфликтов в сфере государственного управления__7

1.2 Стороны конфликта 1993 года__________________________________8

1.3 Предпосылки зарождения конституционного кризиса 1993 года_______10

Глава 2. Динамика конфликта в сфере государственного управления______13

2.1  Развитие и экскалация конфликта________________________________14

2.2 Послеконфликтная стадия_______________________________________25

Заключение______________________________________________________27

Библиография____________________________________________________30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время существует множество различных конфликтов,  которые несут как положительные, так и отрицательные  последствия.

 Одним из таких конфликтов является конфликты в сфере государственного управления, который представляет собой одну из самых многочисленных разновидностей социально – политических конфликтов, которые возникают из–за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти. Одним из конфликтов в сфере государственного управления является конституционный кризис 1993 года.

Конституционный кризис явился следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны- президента РФ Бориса Николаевича Ельцина,  подконтрольного ему исполнительной власти и его сторонников, а с другой стороны- вице-президента Александра Руцкого,  Верховного Совета РФ во главе с Русланом Хасбулатовым, Съездом народных депутатов РФ, и их сторонников.

Политические действия 1993 года являются одним из самых актуальных проблем, так как он дал толчок к образованию нового государства, в котором мы сейчас живем.

Анализ литературы:

За основу своей курсовой работы я взял книгу Б.Н. Ельцина: «Записки президента»1. Эта книга была написана действующим президентом, в которой он рассказывал о событиях 1990—93 гг, таких как выборы президента, августовский путч (ГКЧП), распад СССР, начало экономических реформ, конституционный кризис 1992—93, события 21 сентября — 4 октября 1993 года (роспуск Верховного Совета). В этой книге можно найти объяснение, личное мнение главного учавствовавшего в октябрьском конфликте лица. Б.Н. Ельцин, проводит анализ каждого  дня в октябрьский период, ищет причины, и пытается найти последствия событий исследуемого конфликта.

Так же проанализировав и обобщив различные варианты особенностей  конфликта в трудах исследователей Г.И. Козырева: «Политическая конфликтология», Э.А. Пронина: «Политология. Конспект лекций», А.В. Клюева: «Человек в политическом измерении», В.П. Пугачёва: «Политология: справочник студента», можно выделить несколько (частично совпадающих) точек зрения. Я выделю главные:

  1. Публичность и открытый характер проявления противоборства сторон.

  2. Всеобщая значимость. Конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоёв, классов, общества в целом.

  3 . Обусловленность властью (властными отношениями).

  4. Идеологический характер мотивации конфликта. Конфликт в сфере государственного управления, как правило, имеет определённые идеологические основания, политическая идеология, как правило воплощается в программу непосредственной политической борьбы со своими специфическими целями, задачами и способами захвата власти.

  5.  Институциональная организованность субъектов конфликта .

  6. Конфликт взаимных намерений сторон.

  7. Наличие легитимных лидеров.

  8. Правовые колизии политического конфликта

  9 . Одностороннее «законность насилия»

  10. Национальные и социокультурные особенности конфликта

  11. Возможность трагических последствий.

По мнению Л.Н. Тимофеевой2, конфликт таится в самой природе политической власти  призванной согласовывать, координировать  различные интересы людей. Она выделяет следующие источники возникновения конфликта: 1) Общественные отношения – отношения неравенства, 2)расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах, 3)идентификация граждан (социальная, религиозная, политическая), 4)недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации, 5) Социально психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть.

Авторы книги « Политическая конфликтология»3 считают, что в основе конфликта лежат политические кризисы и выделяют их виды: 1).Кризис идентичности, наступающий с распадом идеалов и ценностей, доминирующих в политической культуре данного общества. 2).Кризис распределения материальных и культурных благ, состоящий в неспособности властных структур обеспечить устойчивый рост материального благосостояния граждан. 3).Кризис участия связанный с уровнем вовлечённости граждан в управление. 4).Кризис легитимности выражается в несоответствии осуществляемых целей режима и массовых представлений о нормах функционирования.

Проблемы динамики конфликта  в своих работах исследуют  В.Ф.Нэх4, В.П. Пугачев5, Г.И. Козырев6. Если провести анализ приведённых точек зрения на динамику конфликта, это позволит нам сделать вывод о том , что почти все исследователи называют на ряду с другими стадиями четыре основные: 1).Зарождение и «созревание» конфликта, 2).Развитие конфликта, 3).Разрешение конфликта, 4).Послеконфликтная стадия.

 

 

Объектом исследования моей курсовой работы станет: Политический конфликт в Российской Федерации  21 сентября — 4 октября 1993 года (также известный как «Расстрел Белого дома», «Октябрьское восстание 1993-го», «Октябрьский путч»).

Предмет исследования: История зарождения, рассмотрение причин конфликта, характеристика, этапы, динамика, последствия политического конфликта 1993 года.

Цель исследования: выявить причины конфликта, изучить общую динамику, этапы развития, и подвести итоги конституционного кризиса 1993 года в РФ.

 

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

   1. Изучить политический конфликт в РФ: 21 сентября — 4 октября 1993 года.

   2. Рассмотреть обстановку на этапе развития  конфликта

   3. Выявить специфические особенности данного конфликта, рассмотреть причины и цели данного конфликта.

   4. Изучить хронологию и выявить общую динамику конфликта.

   5. Доказать что конфликт 21 сентября — 4 октября 1993 года привёл к позитивным изменениям в государственном управлении нашего государства.

 

 

Глава 1. Политический конфликт 21 сентября — 4 октября 1993 года.

Разгон Верховного Совета Российской Федерации (также известный как «Расстрел Белого дома», «Расстрел Дома Советов», «Октябрьское восстание 1993-го», «Указ 1400», «Октябрьский путч») —конфликт в сфере государственного управления  в Российской Федерации 21 сентября — 4 октября 1993 года. Произошел вследствие конституционного кризиса, развивавшегося с 1992 года. Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России существовавшей с 1917 года советской модели власти, сопровождавшееся вооружёнными столкновениями на улицах Москвы и последующими несогласованными действиями войск, в ходе которых погибло не менее 157 человек и 384 были ранены (только 3 и 4 октября — погибло 124 человека и 348 ранено).7

 

1.1. Виды  конфликтов в сфере государственного  управления.

1. Конфликты между институтами (ветвями) власти (законодательной, исполнительной,  судебной)

2. Конфликты между государством (или его отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности)

3. Конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить.

4. Конфликты между государством и отдельным институтом (например, государством и политической партией)

5. Конфликты между государством и личностью    (проблемы соблюдения  прав человека)

6. Конфликты между различными звеньями управленческого аппарата.

Конфликт  21 сентября — 4 октября 1993 года, является конфликтом между различными звеньями управленческого аппарата. Борьба за власть и властные полномочия ведётся в рамках существующего режима, причиной возникновения конфликта является  издание президентом Б. Н. Ельциным указа № 1400 о роспуске Верховного Совета, чем была нарушена действовавшая тогда Конституция, и окончились силовым разгоном Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Существенную роль в трагической развязке сыграли личные амбиции председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова, выразившиеся в его нежелании заключать компромиссные соглашения с администрацией Бориса Ельцина в ходе конфликта, а также самого Бориса Ельцина, который после подписания указа № 1400 отказывался напрямую разговаривать с Хасбулатовым даже по телефону.8

 

1.2 Стороны конфликта.

В конфликтологической литературе существуют некоторые разногласия в определении таких понятий, как «субъект», «участник», «основной» и «косвенный субъект», «сторона конфликта», «третья сторона»…

Более определённая позиция  по поводу «участников» конфликта принадлежит М.М. Лебедевой. По её мнению, «конфликт возникает между двумя и более сторонами, которые являются основными , или прямыми , участниками (субъектами, сторонами) конфликта . ….. «Кроме основных , бывают косвенные участники в конфликте, которые не принимают активных действий в конфликте но поддерживают ту или иную сторону»9

 Необходимо так же  иметь в виду, что понятия «субъект»  и «участник» конфликта не  всегда тождественны. Субъект активен  по своей природе и целеустремлён  в своей деятельности. Он-активная  составляющая сторона конфликта,  способная создать конфликтную  ситуацию и влиять на динамику  конфликта в соответствии с  собственными интересами роль субъекта формирования стороны конфликта и самом конфликте является определяющей. Именно субъект привлекает на свою сторону союзников, участников, ресурсы, разрабатывает стратегию и тактику ведения борьбы.

Большинство современных  исследователей, политологов сходятся во мнении в том, что субъектом конфликта могут быть любые формальные и неформальные организации, сознающие свои политические интересы и способны их защищать в политическом противоборстве .

Рассмотрим конфликт в сфере государственного управления  21 сентября — 4 октября 1993 года.

Объектом данного конфликта  является борьба за власть между президентом  Р.Ф. Б.Н. Ельциным и Верховным советом.

 Б.Н. Ельцин настаивал  на изменении формы правления  в России, передаче полномочий  Съезда народных депутатов президенту. Сторонники Верховного Совета  настаивали на сохранении верховной  власти за представительными  органами. Участниками политического  конфликта являются непосредственно  депутаты Верховного Совета, политические  лидеры:

Б.Н. Ельцин, Виктор Черномырдин, Юрий Лужков; наибольшая часть депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов Р.Ф. которые стали сторонниками президента ,  а с другой стороны — противников социально-экономической политики президента и правительства: вице-президента Александра Руцкого, основной части депутатов Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации во главе с Русланом Хасбулатовым, большинство в котором составлял блок «Российское единство», в который входили представители КПРФ, фракции «Отчизна» (радикальные коммунисты, отставные военные и депутаты социалистической ориентации), «Аграрный союз», депутатской группы «Россия», руководимой инициатором объединения коммунистических и националистических партий Сергеем Бабуриным.

Третьей стороной конфликта  стали:

 Среди участников митинга  было много лиц из различных  организаций и общественных объединений  (в том числе, представители  возрождённого Казачества, чернобыльцы,  шахтёры, общественные организации  инвалидов, «Союз офицеров», Союз  социально-правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их  семей «Щит», ряда организаций  националистической, коммунистической  и социалистической направленности  и многие другие)

Посредником в данном конфликте  между противоборствующими сторонами  выступил Патриарх Всея Руси Алексий  Второй   ( был подписан Протокол №1 о поэтапном снятии блокады и изъятии «нештатного» оружия в Доме Советов.)

 

 

1.3. Предпосылки зарождения конституционного кризиса 1993 года.

Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и  либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд —  за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов. Сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую  Конституцию, согласно ст. 104 высшим органом государственной власти РФ являлся Съезд народных депутатов. По мнению же президента Ельцина, в том, что президент клялся соблюдать Конституцию, но при этом его права были Конституцией ограничены, заключалась «двусмысленность» Конституции10.

Информация о работе Политический конфликт в Российской Федерации на примере: «Конституционного кризиса 1993 года».