Политический конфликт в Российской Федерации на примере: «Конституционного кризиса 1993 года».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить причины конфликта, изучить общую динамику, этапы развития, и подвести итоги конституционного кризиса 1993 года в РФ.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить политический конфликт в РФ: 21 сентября — 4 октября 1993 года.
2. Рассмотреть обстановку на этапе развития конфликта
3. Выявить специфические особенности данного конфликта, рассмотреть причины и цели данного конфликта.
4. Изучить хронологию и выявить общую динамику конфликта.
5. Доказать что конфликт 21 сентября — 4 октября 1993 года привёл к позитивным изменениям в государственном управлении нашего государства.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Политический конфликт в РФ 21 сентября - 4 октября 1993 года____7
1.1 Виды политических конфликтов в сфере государственного управления__7
1.2 Стороны конфликта 1993 года__________________________________8
1.3 Предпосылки зарождения конституционного кризиса 1993 года_______10
Глава 2. Динамика конфликта в сфере государственного управления______13
2.1 Развитие и экскалация конфликта________________________________14
2.2 Послеконфликтная стадия_______________________________________25
Заключение______________________________________________________27
Библиография____________________________________________________30

Файлы: 1 файл

курсовая_конфликтология_окт93.docx

— 70.47 Кб (Скачать файл)

Около 16:00 в здание прошёл человек в камуфляжной форме, представивший бойцом группы «А» («Альфа») и предложил всем желающим выйти  из здания в его сопровождении, пообещав что на улице их никто не будет бить и что им дадут возможность проследовать до метро. Около 100 человек вышли с ним через 14-й подъезд.

После 17:00, по договорённости со руководством страны, начался массовый выход оборонявшихся из Верховного Совета в сопровождении бойцов группы «А». Белый дом покинуло около 700 человек, которые шли держа руки за головами между двумя рядами солдат и садились в подогнанные со стороны Краснопресненской набережной автобусы. Некоторых из них препровождали в «фильтрационный пункт», размещенный в одном из окрестных подвалов, где они находились под присмотром ОМОН. В 17:30 Александр Руцкой, Альберт Макашов и Руслан Хасбулатов потребовали, чтобы послы западноевропейских стран обеспечили им гарантию безопасности, и около 18:00 они были арестованы, после чего на автобусе в сопровождении десантников и офицеров службы безопасности президента России доставлены в следственный изолятор в Лефортово.

 

2.2. Послеконфликтная стадия.

Руководители защиты Белого дома, некоторые участники, а также  множество лиц, не участвовавших  в противостоянии, были арестованы.

За день, по официальным  данным, были убиты 74 человека. 26 из них  — военные и работники МВД, ранены 172. В результате пожара практически  полностью уничтожены с 12-го по 20-й  этаж здания, разрушено порядка 30 % общей  площади Дома Советов.

В России была ликвидирована  вся структура Советской власти, существовавшей с 1917 года, «двоевластие», выражавшееся в конфронтации президента, с одной стороны и вице-президента и законодателей, с другой, закончилось. На переходный период в России установился  авторитарный режим Б. Н. Ельцина. Деятельность Конституционного суда была приостановлена. Был ликвидирован пост вице-президента. Ельцин своими указами отменял нормы  действующей Конституции, законодательства. В связи с этим, многие известные  юристы, государственные деятели, политологи, политики, журналисты, а также историки выражали обеспокоенность судьбой  демократии в России, в частности  генеральный прокурор РФ Алексей  Казанник, бывший активный сторонник  Б.Ельцина, отправленный им в отставку, отмечал в 1994 году, что в стране возможно установление диктатуры

12 декабря 1993 года было  проведено всенародное голосование  по принятию новой Конституции  в соответствии с «Положением  о всенародном голосовании», утвержденным  указом Президента. В тот же  день были проведены выборы  депутатов в Государственную  думу и Совет Федерации —  палаты нового парламента, который  должен был возникнуть в случае  одновременного принятия конституции,  в заключительных положениях  которой и оговаривались сами  эти выборы.

Проведение данного голосования  прямо противоречило Закону РСФСР  от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме  РСФСР», в котором говорилось, что  право принятия решения о проведении всероссийского референдума — всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики, принадлежит Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами — Верховному Совету РСФСР (ст. 9). Решение о проведении референдума могло быть принято либо Съездом народных депутатов РСФСР, либо Верховным Советом РСФСР по их собственной инициативе, а также по требованию: не менее чем одного миллиона граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР (ст. 10). Данный закон был отменён лишь 16 октября 1995 года Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

 

Вывод:

Мы рассмотрели три  стадии конфликта:

1. Зарождение и «созревание» конфликта, на почве политических разногласий;

2. Развитие конфликта сопровождалось применением силы, обстрелом Белого дома, захватом Останкинского телецентра и разрушением Дома советов, что привело к массовым жертвам;

3. Разрешение конфликта привело к следующему:

1). Была ликвидирована вся структура Советской власти, двоевластие закончилось.

2). Принятие конституции явилось единственным правильным выходом из сложившейся ситуации. Конституция РФ 1993 года подвела черту под прошлым и означала новый этап в истории России.

Согласно новой конституции  в России устанавливалась смешанная  республика с двухпалатным парламентом  при сохранении на посту Президента России Б. Н. Ельцина.

Б.Н. Ельцин в данном конфликте  является рационально-правовым лидером  и обладает харизматическими качествами. Проявив авторитарный стиль руководства  в принятии  указа № 1400 о роспуске Верховного Совета, и о силовом  разгоне Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов Б.Н. Ельцин принимает  решение о принятии новой Конституции, тем самым дав начало новому государству в котором мы сейчас живем.

Заключение

Итак, результатом конфликта 1993 года явилось то, что в России была ликвидирована вся структура Советской власти, двоевластие закончилось. Это был не только конституционный, но и политический кризис, в котором сошлись две политические силы, которые не могли решить дальнейшее развитие России. Развязка данного кризиса была достаточно трагической, так как было много жертв. По официальным данным, число погибших во время беспорядков составило 150 человек, число раненых 389, во круг здания  101 человек, из которых 74 человека составляло гражданских лиц и 24 военных и сотрудников МВД. В результате проведенного расследования Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания РФ по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в Москве 1993 года, действия Ельцина Б.Н. были признаны противоречащими Конституции РСФСР, действовавшая на тот момент.

Целью работы стало изучение конфликта в сфере государственного управления в Российской Федерации  21 сентября — 4 октября 1993 года. Проанализировав  приведённые определения конфликта  в сфере государственного управления можно выделить ключевые понятия, характеризующие  его сущность:

1. столкновение (противоборство) двух и более субъектов политики;

2. причиной столкновения  являются власть и властные отношения, т.е. отношения по поводу захвата, удержания государственной власти;

или использование её для достижения своих целей;

3. субъективным основанием  для начала противоборства являются осознание субъектами несовместимости существующих противоречий и невозможности их урегулирования другими способами;

4. противоборство предполагает действия, направленные друг против друга, т.е. реальную борьбу.

Изучив виды конфликтов в сфере государственного управления можно считать, что данный конфликт является конфликтом  между различными звеньями управленческого аппарата.

Он стал следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны  президента Р.Ф. Б.Н. Ельцина , а с другой Верховного Совета . Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции. Ельцин  Б.Н. настаивал на изменении формы правления в России, передаче полномочий Съезда народных депутатов президенту. Сторонники Верховного Совета настаивали на сохранении верховной власти за представительными органами, хотя Съезд время от времени принимал поправки, расширяющие полномочия президента.

Б.Н. Ельцин в данном конфликте  является рационально-правовым лидером  и обладает харизматическими качествами. Проявив авторитарный стиль руководства  в принятии  указа № 1400 о роспуске Верховного Совета, и о силовом  разгоне Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов Б.Н. Ельцин принимает  решение о принятии новой Конституции. Сильный лидер , как правило становится объектом повышенного внимания со стороны потенциальных и реальных противников, которые всячески стремятся найти слабые места в его личных и деловых качествах и по возможности дискредитировать в глазах окружающих.

Данный вариант структуры  конфликта в наибольшей степени  соответствует моему представлению о такой структуре, но с учётом некоторых дополнений. Дело в том , что кроме непосредственно противоборствующих сторон в конфликте могут быть задействованы косвенные стороны (участники), которые так или иначе поддерживают определённую конфликтующую строну и способствуют её успеху в конфликте . Для большинства политических конфликтов характерным так же является участие третьей стороны. Поэтому такие элементы конфликта, как «косвенные» стороны и «третья» сторона, должны быть включены в структуру конфликта. Каждый из названых элементов структуры конфликта в сфере государственного управления в свою очередь, представляет собой сложную систему , включающую множество составляющих. Решающую роль в данном конфликте сыграла «третья» сторона:

Гражданские лица из различных  организаций и общественных объединений (в том числе, представители возрождённого  Казачества, чернобыльцы, шахтёры, общественные организации инвалидов, «Союз офицеров», Союз социально-правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей «Щит», ряда организаций националистической, коммунистической и социалистической направленности и многие другие, которые в решающий момент поддержали президента Б.Н. Ельцина, участвовали в штурме Дома Советов . Рассмотрев  различные точки зрения  на динамику конфликта было отмечено, что конфликт проходит определённые этапы развития:

1. Зарождение и «созревание» конфликта

2. Развитие конфликта

3. Разрешение конфликта

4. Послеконфликтная стадия

А так же, на основе проведенного анализа, мы можем выявить семь основных причин возникновения конфликта:

 1. Заключается в незавершенном переходе к новой форме правления: от советской республики к подобию республики президентской.

2. Мировоззренческая,  определяющая конфликт между либеральными реформаторами прозападной ориентации и традиционалистами – патриотами.

3. Обострение разногласий между Федеральным Центром и регионами.

4. Крушение союза ССР.

5. Жестоко смущенное общественное сознание.

6. Параллельное осуществление радикально – экономических реформ

7. Заключается в слишком большой роли субъективного, личностного влияния на политику России людей, которые не проявили должного искусства в управлении великим континентом, каковым является Россия.

 

 

Библиография.

1. Козырев Г.И. «Политическая конфликтология». М., 2011.

2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.,1995.

3. Зеркин Д.П. Основы Политологии : курс лекций. Ростов н/Д,1996.

4. Бабосов Е.М. Конфиликтология. Минск, 2000.С.263

5. Калашников В.Л., Лугвин С.Б. Политология: учеб. Пособие для студентов высших и средних учебных заведений. М.,2004.С.282

6. Пугачёв В.П. Политология: справочник студента. М.,2001.С.527

7. Ковалёв Б.В., Пирогов А.И., Рыжов О.А. политическая конфликтология. М.,2002.С.80-82.

8.       Клюев А.В. Человек в политическом измерении .СПб.,2000 с.247

9.     Тимофеева Л.Н. «Политическая конфликтология». М.,1996

10.     Лебедева М.М.Политическая урегулирование конфликтов :подходы, решения, технологии .М.1997

11.     Нэх В.Ф. Политический Конфликт, технология иницинирования, регулирования, разрешения // Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки 1995 № 2.

12.      Октябрь 1993. Хроника переворота // Журнал Век XX и мир, 1994 г.  URL:http://http://old.russ.ru/antolog/vek/

13.      Ельцин, Б.Н. Записки президента – М., изд. «Огонек», 1994 г.

URL:http://www.yeltsin.ru/upload/iblock/fa7/zapiski_prezidenta.pdf

14.  www.vedomosti.ru – Ведомости

15.  forum-msk.org – Открытая Электронная Газета

16. Пронин Э.А.  «Политология. Конспект лекций» URL:http://studentam.net/content/view/42/9

17.       Интернет-источник:   URL:http://bolshoyforum.org/wiki/index.php

18. www.kasparov.ru – Интернет-газета Гарри Каспарова

1 Ельцин, Б.Н. Записки президента – М., изд. «Огонек», 1994 г.

2 Тимофеева Л.Н. Политическая конфликтология. М.,1996

3 Козырев Г.И. «Политическая конфликтология» М.И.Д. «Форум» 2011

4 Нэх В.Ф. Политический Конфликт, технология иницинирования, регулирования, разрешения // Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки 1995 № 2.

5 Пугачёв В.П. Политология: справочник студента. М.,2001

6 Козырев Г.И. Политическая Конфликтология М.,ИД «Форум»-Инфра-М2011

7 См. Свободная энциклопедия ru.wikipedia.org

8 Ельцин, Б.Н. Записки президента – М., изд. «Огонек», 1994 г.

9 Лебедева М.М.Политическая урегулирование конфликтов :подходы, решения, технологии .М.1997

10 Ельцин, Б.Н. Записки президента – М., изд. «Огонек», 1994 г.

11 См., www.vedomosti.ru - Ведомости

12 www.kasparov.ru – Интернет-газета Гарри Каспарова

13 Тимофеева Л.Н. «Политическая конфликтология». М.,1996.

14 Ельцин, Б.Н. Записки президента – М., изд. «Огонек», 1994 г.

15 Нэх В.Ф. Политический Конфликт, технология иницинирования, регулирования, разрешения // Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки 1995 № 2.

 

 


Информация о работе Политический конфликт в Российской Федерации на примере: «Конституционного кризиса 1993 года».