Политический конфликт в Российской Федерации на примере: «Конституционного кризиса 1993 года».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить причины конфликта, изучить общую динамику, этапы развития, и подвести итоги конституционного кризиса 1993 года в РФ.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить политический конфликт в РФ: 21 сентября — 4 октября 1993 года.
2. Рассмотреть обстановку на этапе развития конфликта
3. Выявить специфические особенности данного конфликта, рассмотреть причины и цели данного конфликта.
4. Изучить хронологию и выявить общую динамику конфликта.
5. Доказать что конфликт 21 сентября — 4 октября 1993 года привёл к позитивным изменениям в государственном управлении нашего государства.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Политический конфликт в РФ 21 сентября - 4 октября 1993 года____7
1.1 Виды политических конфликтов в сфере государственного управления__7
1.2 Стороны конфликта 1993 года__________________________________8
1.3 Предпосылки зарождения конституционного кризиса 1993 года_______10
Глава 2. Динамика конфликта в сфере государственного управления______13
2.1 Развитие и экскалация конфликта________________________________14
2.2 Послеконфликтная стадия_______________________________________25
Заключение______________________________________________________27
Библиография____________________________________________________30

Файлы: 1 файл

курсовая_конфликтология_окт93.docx

— 70.47 Кб (Скачать файл)

Что бы выявить причины  случившегося конфликта, мы можем описать предысторию конституционного кризиса:

— Введение поста Президента при сохранении практически неограниченных полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации породило в России проблему двоевластия, которая осложнилась расколом общества на сторонников, которые объединились вокруг президента Бориса Ельцина, и консерваторов, объединившихся вокруг Верховного Совета, председателем которого после избрания Ельцина президентом стал Руслан Хасбулатов.

— Противостояние двух органов власти приняло весьма тяжелые формы. Во время демонстрации произошло столкновение с ОМОНом, несколько человек погибло.

— Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил, что только что подписал указ о введении "особого порядка управления". Конституционный Суд РФ, еще не имея подписанного указа президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел наличие оснований для отрешения президента от должности. Однако, как выяснилось чуть позже, в действительности неконституционный указ не был подписан.

— После неудачного отрешения от должности, Съезд назначил референдум. Позиции президента и Верховного Совета кардинально расходились по всем этим вопросам. Противоречивые результаты референдума были истолкованы президентом и его окружением в свою пользу.

— Б. Ельцин временно, "в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений"11, отстранил от исполнения обязанностей вице-президента А. В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жесткой критикой президента и правительства.

Действовавшая Конституция  и законодательство нормы о возможности  отстранении вице-президента президентом  не содержали. Верховный Совет принял решение направить в Конституционный  Суд ходатайство с просьбой проверить  соответствие Основному Закону положений  указа президента РФ от 1 сентября в  части, касающейся временного отстранения  от исполнения обязанностей вице-президента Александра Руцкого. По мнению парламентариев, издав этот указ, Борис Ельцин вторгся  в сферу полномочий судебных органов  государственной власти. До разрешения дела в Конституционном Суде действие указа приостанавливается12.

Итак мы смогли выявить что причиной возникновения конфликта в сфере государственного управления являются: различие интересов, соперничество и борьба государственных структур по поводу перераспределения и захвата политико-государственной власти, овладения ведущими позициями в сфере политической власти и государственного управления.

Конфликт в сфере государственного управления   21 сентября — 4 октября 1993 года стал следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны — президента Российской Федерации Бориса Ельцина, правительства, возглавлявшего Виктором Черномырдиным, мэра Москвы Юрия Лужкова и небольшой части депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации — сторонников президента, а с другой стороны — противников социально-экономической политики президента и правительства: вице-президента Александра Руцкого, основной части депутатов, съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации во главе с Русланом Хасбулатовым, большинство в котором составлял блок «Российское единство», в который входили представители КПРФ, фракции «Отчизна» (радикальные коммунисты, отставные военные и депутаты социалистической ориентации), «Аграрный союз», депутатской группы «Россия», руководимой инициатором объединения коммунистических и националистических партий Сергеем Бабуриным.13

Одной из причин конфликта  стал вопрос об изменении действовавшей  Конституции. Ельцин  Б.Н. настаивал  на изменении формы правления  в России, передаче полномочий Съезда народных депутатов президенту. Сторонники Верховного Совета настаивали на сохранении верховной власти за представительными  органами, хотя Съезд время от времени  принимал поправки, расширяющие полномочия президента.14

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 Конфликт произошел в связи разногласия: с одной стороны президента Ельцина, а с другой стороны вице-президента Александра Руцкого, Верховного Совета РФ во главе с Русланом Хасбулатовым, Съездом народных депутатов РФ, с действовавшей конституцией. Что привело  к   насильственному прекращению действия в России существовавшей с 1917 года советской модели власти, и привело к массовым столкновениям на улицах Москвы повлекшим за собой множество смертей.

Так же мы выяснили что кроме непосредственно противоборствующих сторон в конфликте были задействованы косвенные стороны (участники), которые так или иначе поддерживают определённую конфликтующую строну и способствуют её успеху в конфликте.

Глава 2. Динамика конфликта в сфере государственного управления.

 

По проблемам динамики конфликта в сфере государственного управления существуют различные точки  зрения. Рассмотрим некоторые из них. Так В.Ф.Нэх15 считает что конфликт в своём развитии проходит следующие фазы:

1. Моментальная фаза

2. Спор

3. Этап насильственных действий

4. Преднасильственный этап

5. Этап боевых действий

На каждом этапе , по мнению В.Ф.Нэх конфликт можно вернуть на исходную позицию. В.П. Пугачёв в динамике конфликта выделяет следующие стадии:

    1.Кофликтная ситуация, или потенциальный конфликт 

2.Нарастание социальной  напряжённости 

3.Конфликтные действия 

3.Затухание конфликта 

С точки зрения В.П.Ратникова , общая схема динамики конфликта должна выглядеть следующим образом:

1. Предконфликтная ситуация (латентный период)

2.      Открытый конфликт :

• Инцидент (начало конфликта)

• Эскалация (развитие конфликта)

• Завершение конфликта

Авторы книги «Политическая  конфликтология» на основе анализа различных точек зрения приходит к выводу,что «конфликт в своём развитии проходит три обязательные стадии:

Первая – зарождение; вторая – применение силы; третья – урегулирование конфликта»

      Анализ  приведённых точек зрения на  динамику конфликта позволяет сделать вывод о том, что почти все исследователи называют на ряду с другими стадиями три основные:  

1. Зарождение и «созревание» конфликта

2. Развитие конфликта

3. Разрешение конфликта

4. Послеконфликтная стадия

Далее рассмотрим эти стадии динамики конфликта на примере конфликта 21 сентября — 4 октября 1993 года.

Первая стадия - формирование конфликтной ситуации: События начались с издания Президентом Ельциным указа № 1400 о роспуске Верховного Совета, чем была нарушена действовавшая тогда Конституция. Многие исследователи называют эту стадию конфликта маментной , ввиду того, что он не приобрёл ещё форму открытого противоборства.

 

2.1. Развитие и экскалация конфликта.

 

События 21 сентября

Руководство Верховного совета получило информацию из своих источников, о том что в 18 часов планируется выступление Бориса Ельцина по телевидению, в котором он заявит о роспуске Верховного Совета. Для обсуждения этого вопроса в 14.00 в Доме Советов состоялось чрезвычайное заседание руководства Верховного совета с участием генерального прокурора Валентина Степанкова, начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ Михаила Колесникова, а также генерала Валерия Ачалова. На 17.30 было назначено заседание президиума ВС РФ, а сотрудникам буфетов отдано распоряжение продолжать работу сегодня «до упора», в Белый дом доставлены диваны и постельное бельё.

В 17.30 на экстренном заседании  президиума ВС РФ, председатель ВС РФ Руслан Хасбулатов заявил, что в стране сложилась критическая ситуация и предупредил народных депутатов  и избирателей о том, что «возможны  любые события». Он призвал всех парламентариев быть в ближайшее  время начеку, связаться со своими избирателями и в случае необходимости  «встать на пути антиконституционного переворота».

Депутаты Верховного Совета — сторонники президента («коалиции  реформ») провели пресс-конференцию, на которой сообщили о намерении  в ближайшее время поставить  на голосование вопрос об отставке Руслана Хасбулатова с поста  председателя Верховного Совета.

21 сентября в 20:00 президент  Российской Федерации Б. Н.  Ельцин выступил по телевидению  с обращением, сообщив, что издал  указ № 1400 «О поэтапной конституционной  реформе в Российской Федерации», которым предписывал Съезду народных  депутатов и Верховному Совету  Российской Федерации прекратить  свою деятельность. Одновременно  в Доме Советов были отключены  связь, электричество, водоснабжение  и канализация, силы МВД начали  оцепление Дома Советов России. Верховный Совет и его сторонники  объявили о совершении Ельциным  «государственного переворота».

Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.1993: Конституционный Суд Российской Федерации, собравшийся в ночь с 21 на 22 сентября, объявил действия Ельцина  неконституционными, а указ № 1400 —  основой для отрешения президента от должности. Верховный Совет, по представлению  Конституционного суда, объявил о  прекращении полномочий президента согласно ст. 121-6 Конституции Российской Федерации и закону «О Президенте РСФСР», и временном переходе президентских  полномочий к вице-президенту А. В. Руцкому. Ст. 121-6 действовавшей Конституции  Российской Федерации и ст. 6 закона «О Президенте РСФСР» гласили: Статья 121-6. Полномочия Президента Российской Федерации (РСФСР) не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации (РСФСР), роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов  государственной власти, в противном  случае они прекращаются немедленно.

Через несколько часов  после подписания Указа № 1400 к  зданию Верховного Совета — Белому дому начали приходить граждане: москвичи, жители Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода  и многих других городов и областей России и иностранных государств, в частности непризнанной ПМР. Вокруг стихийно образовался бессрочный митинг. Среди участников митинга было много  лиц из различных организаций  и общественных объединений (в том  числе, представители возрождённого  Казачества, чернобыльцы, шахтёры, общественные организации инвалидов, «Союз офицеров», Союз социально-правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей  «Щит», ряда организаций националистической, коммунистической и социалистической направленности и многие другие).

События 22 сентября

22 сентября по данным  заключения комиссии Госдумы  РФ (председатель — Татьяна Астраханкина, фракция КПРФ): "После отказа министра связи Российской Федерации В.Б. Булгака восстановить отключенную связь в здании Верховного Совета, с целью восстановления связи на закрытый объект №18 Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации прибыла группа сторонников Верховного Совета, имевших при себе оружие. Сила при проникновении на объект не применялась. Поняв, что объект как узел связи использовать нельзя, сторонники Верховного Совета покинули его. Эти действия сторонников Верховного Совета были целенаправленно истолкованы руководством “правительственной стороны” как “прямая вооружённая провокация”."

События 23 сентября. Нападение на штаб СНГ

23 сентября Ельцин издал  Указ Президента РФ от 23.09.93 №  1435 «О социальных гарантиях для  народных депутатов РФ созыва 1990—1995 годов», обещавший депутатам  материальные льготы и крупное  единовременное вознаграждение (многими  депутатами это было воспринято  как попытка «подкупа»). Также  Ельцин подписал Указ Президента  РФ от 23.09.93 № 1434 «О досрочных  выборах Президента Российской  Федерации» о назначении досрочных  выборов президента РФ на 12 июня 1994 года (впоследствии этот указ  был отменён) и передаче имущества  Верховного Совета администрации  президента «Об имуществе Верховного  Совета Российской Федерации».

23 сентября неизвестные  совершили попытку напасть на  здание объединённого командования  Вооружённых Сил СНГ (бывш. Минобороны СССР) на Ленинградском проспекте, 37. Им удалось частично разоружить охрану, но та открыла огонь, и нападавшие скрылись с места происшествия. В результате стрельбы погибли два человека — милиционер и мирная жительница, наблюдавшая за происшествием из окна. Многие СМИ обвинили в происшествии депутатов Верховного Совета. Сами депутаты свою причастность отрицали, считая происшествие провокацией с целью создать повод для полной блокады Дома Советов, и последующей расправы. Между тем, лидер Трудовой России Виктор Анпилов в 19:00 с трибуны здания Дома Советов объявил о том, что боевая группа Станислава Терехова, только что назначенного помощником министра обороны (избранного Верховным советом) Вячеслава Ачалова направилась на штурм здания армии СНГ и просит помощи, о чём сам Анпилов признается в своих мемуарах.

По заключению комиссии Госдумы  РФ:

"Среди сторонников  Верховного Совета находились  отдельные лица, которых условия  блокады, слухи о готовящемся  штурме и растущий психологический  стресс могли подтолкнуть к  совершению неадекватных, самовольных  действий. 23 сентября 1993 года группой  таких лиц под руководством  лидера “Союза офицеров” С.Н.Терехова, имевших при себе оружие, по собственной инициативе было совершено нападение на штаб Объединенных вооружённых сил СНГ. Во время нападения был убит один из нападавших и находившаяся в своей квартире пенсионерка. Этот инцидент был использован “правительственной стороной” для усиления блокады и давления на сторонников Верховного Совета под предлогом защиты жителей города Москвы от “незаконных вооружённых формирований”. Ответственность за нападение и гибель капитана милиции В.В.Свириденко была возложена на руководство и сторонников Верховного Совета"

Информация о работе Политический конфликт в Российской Федерации на примере: «Конституционного кризиса 1993 года».