Политический менеджмент и политические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:04, реферат

Описание работы

Под политическими технологиями понимается совокупность приемов, способов действия, используемых политическими субъектами для достижения политических целей и решения политических задач. Главным объектом здесь всегда являются люди. Т.е. политические технологии это воздействие на людей с целью изменения их поведения. Воздействовать на людей можно: Применяя насилие и принуждение.
Изменяя существующие законы.
Внося в массовое сознание новое представление и духовные ценности, формируя новые убеждения.
Манипуляцией.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие политических технологий 4
2. Структура политических технологий 5
3. Типы политических технологий 7
4. Формирование политических технологий 11
5. Определение политического менеджмента 13
6. Зарождение политического менеджмента 15
7. Виды политического менеджмента 17
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Политические менеджмент и технологии.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Принимая во внимание разнообразие условий деятельности, динамических изменений, свойств и способностей субъектов, можно выделить жесткие и мягкие технологии. Первые свидетельствуют о неизменности основных применяемых субъектами приемов и способов деятельности. Очень часто такие технологии обеспечивают правовой и процедурный порядок согласования интересов между ведомствами и институтами власти. Противоположные же технологии демонстрируют те способы и приемы, которые позволяют осуществлять гибкую адаптацию целей и ресурсов, имеющихся в распоряжении субъекта, к изменяющимся условиям.

С точки зрения степени  и характера регламентации деятельности различают нормативные и девиантные технологии. Нормативные технологии – это способы деятельности, жестко обусловленные существующими в обществе законами, нормами, традициями или обычаями. Девиантные технологии – отклоняющиеся от такого рода требований и стандартов способы деятельности. К их числу относится, например, целый спектр противоречащих закону или нормам общественной морали «серых» и «черных» политических технологий. Как показала практика, в критических точках политического процесса, а именно во время выборов в органы высшей государственной власти, внешне- и внутриполитических кризисов, наблюдается небывалый расцвет подобного рода технологий. Субъекты влияния и власти нередко переходят к «сливу компромата», шантажу, утечкам информации, клевете, а в ряде случаев даже к террору, организации заговоров, путчей и т.д. Очень часто такие формы деятельности становятся источниками не только скандалов, но и кризисов, меняющих течение политического процесса, расстановку сил в обществе, влияющих на соблюдение странами международных обязательств и т.д.

Близки к рассматриваемым  типам технологий также явные  и теневые способы достижения властно-политических и государственно-административных целей. Первый из этих типов, выраженный, к примеру, в формах диалога власти с общественностью, олицетворяя публичный характер власти, по сути дела играет роль своеобразной визитной карточки политического режима и сложившейся системы управления государством. Однако такого рода техники управления и власти зачастую имеют сугубо демонстрационный характер. При этом практическая связь с реальным процессом выработки государственных решений у них может быть очень слабой, а то и отсутствовать вовсе.

Теневые технологии управления и власти, будучи с практической точки зрения подчас важнейшими и определяющими процесс применения власти и распределения государственных ресурсов, вместе с тем отличаются очень слабым уровнем технологичности, представляя собой скорее уникальные (спонтанные, ситуационные), нежели стандартизированные и алгоритмизированные способы и приемы деятельности.

4. Формирование  политических технологий

Существуют два способа  формирования технологий – субъективный и аналитический. Первый основан на преимущественно субъективном подходе, опирающийся на стандарты здравого смысла, практический опыт субъекта и его интуицию, симпатии, культурные стереотипы, привычки и прочие индивидуальные особенности его мировосприятия. Собственно без таких компонентов практически никогда не дается оценка целей, не определяются пути формирования ресурсов для их достижения. Однако в данном случае эти компоненты не столько сами преобладают, сколько блокируют и ограничивают применение других, в частности, более строгих аналитических подходов. И хотя в целом они нередко бывают оправданы и даже дают положительный результат, однако этот метод можно расценить как ограниченный и не обеспечивающий решения задач, стоящих перед политическими технологиями.

Второй, аналитический, способ формирования технологий связан с использованием специальных аналитических методов и процедур, определяющих основные параметры и условия достижения целей. В этом случае субъект получает возможность рационализировать видение ситуации, благодаря пониманию неизбежных ограничений, накладываемых на его деятельность рядом факторов краткосрочного и долгосрочного действия, и точнее осознать последствия предпринимаемых им действий в рамках существующего социального (политического) порядка.

С содержательной точки зрения аналитический  тип формирования технологий предполагает оценку и характеристику:

  • Конкретных политических деятелей, характера их функционально-ролевых и межличностных взаимоотношений.
  • Расстановки политических сил («разведение» политических деятелей по идеологическим позициям или блокам в зависимости от понимания и решения ими разных политических вопросов).
  • Параметров пространственного и временного характера деятельности.
  • Специфики окружающей среды.
  • Ресурсов и потенциала действующих лиц.

При решении этих задач  используется все богатство методов, способных максимально точно описать реальные отношения политических деятелей и сформулировать соответствующие рекомендации.

Коротко говоря, ситуативно-аналитический  способ представляет собой последовательное применение ряда критериев, которые  в совокупности дают наиболее адекватные представления о структуре и тенденциях развития ситуации, а тем самым способствуют оптимизации деятельности субъекта по достижению своих целей. Содержательное применение данного подхода предполагает дифференциацию целенаправленной деятельности, выделение ее наиболее важных фаз и этапов, а также параметров, характеризующих темп и цикличность ее осуществления  в масштабе реального времени. На его основе субъект осознает характер взаимоотношений политических деятелей, временных и пространственных показателей, факторов внешней среды, уточняет состояние и вероятные варианты развития данной ситуации и другие важнейшие показатели.

В то же время, учитывая своеобразие  каждого отдельно взятого политического  процесса, неизбежно отличающегося  разнообразными и уникальными внешними и внутренними аспектами, аналитическая разработка в ряде случаев представляет собой поисковое знание, которое не способно до конца раскрыть внутренние причины активности тех или иных политических деятелей, вычислить иные параметры ситуации. Так что в ряде случаев разработка политических технологий в известной степени способна девальвировать не только общетеоретические, но и аналитические выводы, отводя им вторичную, подчиненную роль по сравнению с опытным знанием.

Таким образом, аналитически выявленные картина ситуации и динамика ее развития могут существенно расходиться  с субъективной логикой составления  практического технологического сценария, т.е. предполагаемой последовательности действий как заказчиком, так и исполнителем. Вследствие этого аналитический образ ситуации нередко является лишь предпосылкой конструирования поведения субъекта, «монтажа» и поддержания им параметров своей деятельности в соответствии с поставленными целями. Вот почему при формировании очередности действий субъекта по решению проблемы целесообразно различать собственно аналитический и практически-технологический результаты описания ситуации.

Однако массив практического  опыта не может ограничиваться сведениями, почерпнутыми из локально ограниченной ситуации. Значение, а иногда и приоритет опытного знания в деле формирования политических технологий предполагает учет универсального передового отечественного и зарубежного опыта в решении аналогичных задач в соответствующих областях политической жизни.

 

5. Определение  политического менеджмента

Как уже было сказано, политические технологии – это совокупность приемов, способов действия, используемых политическими субъектами для достижения политических целей и решения политических задач, т.е. для управления.

Управление присуще  всем организованным системам: физическим, биологическим, социальным. С его  помощью достигается целостность  этих систем, сохраняется их качественная специфика, осуществляется воспроизводство и развитие. Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи.

На практике системное  управление выглядит в виде подчинения людей обществу, культуре, внешним и глубоко усвоенным личностью, нормам, правилам, ценностям. Этот тип управления называют еще самоорганизацией системы, подчеркивая тем самым наличие в каждой системе, в том числе и политической, внутренних механизмов, обеспечивающих ее воспроизводство.

Спецификой социальных систем – общества, институтов, организаций, групп – является наличие в  них второго типа управления, существующего  в виде осознанной направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных  создавать структуры, принимать решения и влиять друг на друга. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных. Он привносит субъективность в управленческие отношения, делает их более сложными, зависящими не только от системных требований, но и от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.

Можно выделить несколько  основных видов управления в политике. Во-первых, это управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами – с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент – государственно-административное управление, включающее в себя все многообразие управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти (правительством, министерствами, ведомствами и иными госучреждениями).

Главной особенностью государственного управления является то, что оно  опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

Вторым видом являются управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Их особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящие органы партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы.

Еще одним видом управления являются управленческие отношения, где  субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, и поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений и называется политическим менеджментом или политико-технологическим управлением.

Итак, политический менеджмент – это особый вид управления в  политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

 

6. Зарождение  политического менеджмента

Политический менеджмент существуют уже давно. Даже в ранних обществах правители вынуждены  были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния  на широкие слои населения, а конкурирующие  группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это связано с пятью важными процессами, получившими бурное развитие в XIX-ХХ вв.

Первый из них –  изменение роли масс в политической жизни общества. На смену обществам, где все решалось аристократическим меньшинством, где управляемость социумом обеспечивалась, прежде всего, за счет невмешательства широких масс в вопросы политической власти, пришли общества, где массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а, наоборот, отстраняют и вытесняют их. Для сдерживания разрушительных тенденций необходимо было переходить от прямого давления на массы к более скрытым способам воздействия.

Второй процесс –  утверждение в сознании многих людей  ценностей либерализма: свободы  личности, идеологического и политического  плюрализма, толерантности, равенства  всех перед законом, недопустимости вмешательства со стороны государства в частную жизнь и т.д. В этих условиях для достижения своих целей политической элите все чаще и чаще приходится прибегать к косвенному воздействию на людей, предпринимать попытки такого влияния на их мотивационную структуру, которое не противоречило бы их ценностным ориентациям и поддерживало бы у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий.

Информация о работе Политический менеджмент и политические технологии