Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:15, реферат
С точки зрения определения понятия, политический менеджмент - это один из способов осуществления управленческих функций в политике. А разница между такими институтами, как политический менеджмент и политическое управление, состоит в следующем: методы политического менеджмента, в отличие от государственного, не предполагают использования средств государственного принуждения. Таким образом, субъект менеджмента не может опираться на право легитимного принуждения и не имеет возможности создавать нормы, носящие общеобязательный характер. Политической целью субъекта управления является изменение политической ситуации в стране.
Политический менеджмент
С точки зрения определения понятия, политический менеджмент - это один из способов осуществления управленческих функций в политике. А разница между такими институтами, как политический менеджмент и политическое управление, состоит в следующем: методы политического менеджмента, в отличие от государственного, не предполагают использования средств государственного принуждения. Таким образом, субъект менеджмента не может опираться на право легитимного принуждения и не имеет возможности создавать нормы, носящие общеобязательный характер. Политической целью субъекта управления является изменение политической ситуации в стране.
Функции политического менеджмента:
При этом объект, на который
направлено воздействие, является полностью
свободным в своем
Виды политического менеджмента
1. Имиджмейкинг, то есть создание определенного образа политического субъекта, работа над положительным имиджем. Имиджмейкинг может быть как индивидуальным, так и коллективным. В первом случае речь идет о том, чтобы создать положительный имиджа конкретного лица. В качестве примера имиджмейкинга в странах постсоветского пространства можно привести стремление лидеров правых партий облачиться в национальные костюмы, сделать соответствующие прически и т.д. Хотя это только верхушка айсберга, поскольку создание имиджа включает в себя и распространение мнения о семейных и личных ценностях лидера и о многом-многом другом.
Коллективный или корпоративный имиджмейкинг, предполагает формирование позитивного образа партии в сознании масс. Использование данной методики можно проследить по предвыборным роликам политических партий: общий сюжет, использование общих для всех посылов, даже цветовое решение оформления каждой сцены.
2. Электоральные технологии
– системные методы
3. Технология политического
союза – объединение
4. Технология разрешения
политического конфликта
5. Лоббизм – работа, которая
направлена на оказание
Таким образом, можно прийти
к выводу, что методика реализации
функций политического
Яндекс.ДиректВсе объявления
Политика – это,
прежде всего, целенаправленная деятельность,
смысл которой состоит в
Политический менеджмент – это целерациональная деятельность по подготовке, принятию и реализации политических решений, направленных на удовлетворение запросов, интересов и требований различных социальных групп.
Существует несколько основных подходов к принятию политических решений.
1) Структурно-функциональный подход (М. Вебер, Т. Парсонс) классифицирует решения по соотношению их с целями, ценностями, традициями или аффектом.
В соответствии со степенью осознанности политических действий выделяются политические решения, в основе которых лежат: аффективность, традиционность, целерациональность и ценностная ориентированность.
Основными элементами политичес
2) Концепция двух шкал. Создаются 2 шкалы. На одной шкале располагается любое состояние мира, любой выбор человека, государства, которые оцениваются по принципу пользы (вреда) для субъекта в зависимости от совпадения с его интересами. На другую шкалу наносятся варианты развития событий в зависимости от степени вероятности их наступления.
Субъект заинтересован в наступлении определенных ситуаций, соответствующих его интересам, однако он должен соизмерять свои желания с возможностями своего влияния на ход событий. Согласно данному подходу, процесс принятия решений представляется соотнесением целей и издержек (затрат на их осуществление).
3) Концепция сценарного анализа акцентирует внимание на роли стратегических целей в процессе принятия решений. Однако здесь порой слабо учитывается изменчивость условий реализации этих целей, заставившая прибегать к корреляции (правке, видоизменению) самих целей.
4) Нормативная концепция исходит из рациональной роли принятия решения, из важного значения правил, процедур, институтов в деле принятия и осуществления принятых решений. Однако принятие решения никогда не является однозначно рациональным актом: на него налагают отпечаток личные качества правящей группы, субъективные представления и предпочтения, межличностные связи, опыт и интуиция управленцев.
5) Бихевиористская концепция учитывает объективные и многочисленные субъективные факторы принятия решений, стремится смоделировать этот процесс.
Перевод политических интересов в политические решения и их последующая реализация осуществляются в 3 стадии (этапа).
Первый этап – подготовительный. На нём осуществляются выявление требований и проблем, требующих вмешательства государственных органов, определение социальной значимости этих проблем, их классификация по показателям сложности, возможность оперативного решения, затрат, последствий.
Второй этап – принятие решения. На этом этапе формулируются политические цели, избираются средства их решения, с учетом динамики внешней среды, типа политической системы, уровня жизни населения, степени однородности культурной среды и т. д. При выборе средств реализации политических решений нецелесообразно действовать методом «проб и ошибок» (издержки превысят полезность действия); правильнее полагаться на научное исследование, здравый смысл и интуицию. Одним из оптимальных вариантов является рационально-универсальный метод – решение проблемы на основе изучения и учета всесторонней информации, разумного поведения групп, отсутствия внешних помех (на практике этот метод осложняется вследствие противоречий природы самого человека, мобильности его интересов). Более прагматичен метод ветвей, исходящий из поэтапного решения проблемы, «пилотирования» на маршруте к цели, допускающий отступления и возвраты для решения возникающих «по ходу», не менее важных, задач. «Метод ветвей» позволяет просчитывать эффективность затрат, вносить коррективы в стратегию движения к цели.
Третий этап – реализация решения. Здесь важно добиться социальной поддержки принятому решению и методам его осуществления путем умелого пропагандистского обеспечения, доказательства достоинств и преимуществ избранного варианта решения проблемы. Для поддержки своих действий власть должна опираться на устойчивые стереотипы поведения большинства членов общества, на существующие ценности и представления большей части населения.
Совокупность стандартных
По формам и методам принятия политических решений выделяют авторитарный и демократический стили.
Традиционно демократический тип связан с принципом культурной однородности. В таких странах, как США, Англия, Австалрия, Новая Зеландия (англосаксонский мир) отношение населения к политическим институтам формируется на основе рациональных ценностей (свобода выбора, автономия личности, верховенство права).
Г. Алмонд на основе характера политической культуры и ролевой структуры выделил два типа демократий – англо-американский и евро-континентальный.
Англо-американские политические системы отличаются однородной политической культурой и высокоспециализированной ролевой структурой.
Евроконтинентальным политическим системам присущи раздробленность политической культуры и сложная ролевая структура, в которой субкультуры задают политические роли и формируют подсистемы распределения ролей.
Поэтому в англосаксонском мире и евроконтинентальном сообществе приняты разные политические стили.
Так, в США развит стиль «полиархии» (Г. Даль): деятельность политических элит контролируют «не-элиты» (автономные организации, выражающие интересы наёмных работников, предпринимателей, фермеров). «Не-элиты», обладающие ресурсами, играют важную роль в решении общественных дел. Для достижения социального согласия правительство постоянно консультируется с автономными ассоциациями.
В евроконтинентальных странах существуют два стиля – реагирующий стиль (сотрудничество правительства с заинтересованными группами на основе переговоров, опросов общественного мнения) и активный интервенционистский стиль (навязывание правительством различным группам долгосрочных программ, где частные интересы подчинены общенациональным интересам.
Вопреки концепции Г. Алмонда, голландский политолог А. Лейпхарт разработал теорию сообщественной демократии для евроконтинентальных обществ, основанных на множестве субкультур.
Сообщественная демократия – это способ принятия решений в результате взаимодействия этнических, религиозных, культурных общностей, при котором ни одна из них не может быть изолирована.
Сообщественная демократия может принимать формы «большой коалиции» в парламентской системе, «большого совета» с участием президента и высших должностных лиц – в президентской системе.
Реальный механизм принятия решений в сообщественной демократии включает в себя:
- взаимное вето (правило «совпадающего большинства»): решение принимается только том случае, когда все участники согласны с ним (что позволяет защищать интересы меньшинства);
- пропорциональность как главный принцип политического представительства, распределения постов в государственном аппарате и средств государственного бюджета;
- высокая степень автономности к
В современной России процесс принятия политических решений характеризуется преобладанием авторитарного стиля. В условиях высокой степени неоднородности (экономической, политической, социальной, культурной) и действия политических сил с расходящимися интересами исполнительная власть навязывает обществу свои политические решения. Применяется также активный интервенционистский стиль: решения принимаются келейно, а затем навязываются обществу. Власть нередко запоздало реагирует на уже свершившиеся события. Многие социальные группы российского общества не интегрированы в структуру современных общественных отношений и отчуждены от принятия политических решений. Гражданское общество России незрело, неразвито. Все эти факторы препятствуют формированию в России оптимального для неё режима консолидированной демократии, основанного на учете социальных интересов большинства социальных групп российского общества
Термин «менеджмент»
(от англ. Management - управление, управление)
в литературе рассматривается как процесс
управления материальными и человеческими
ресурсами в интересах их эффективного
использования для достижения целей управления
обществом, политической, экономической
или социальной структурой, отдельными
сообществами и т.п.. Иначе говоря, менеджмент
- это совокупность влияния на определенных
лиц и определенные органы с помощью особых
инструментов и методов для достижения
целей организации.
Современный менеджмент специалисты рассматривают
как процесс непрерывных взаимосвязанных
действий. Такие действия - планирование,
организация, мотивация и контроль - получили
название управленческих функций. Планирование
состоит в формулировании целей объекта
управления и способов их достижения.
Оно дает возможность получить представление
о существующем положении, направления
необходимого и возможного развития, а
также о наиболее эффективных способах
достижения определенных целей.
Организация - это все, что касается организационного
построения объекта управления, его внутренней
структурной иерархии, конкретных задач,
полномочий и ответственности подразделений
или отдельных сотрудников.
Мотивацию используют для создания соответствующих
материальных и моральных стимулов для
обеспечения выполнения работниками своих
обязанностей относительно объекта управления
и общества в целом.
Контроль заключается в тщательной проверке
выполнения определенных планов, соответствия
их структуры целям организации и т. д.
Результаты контроля используются для
выработки новых управленческих решений
и корректировки ранее одобренных организационных
мероприятий.
Общие принципы делового (бизнес) менеджмента
можно и нужно применять в политической
деятельности с учетом ее специфики, от
объектов и субъектов политики начиная
и процессами принятия политических решений
и определения последствий их реализации
заканчивая. Политический менеджмент
- это система управления политическими
процессами; наука и искусство анализа
тенденций политического развития, предвидение
его последствий, выработка рекомендаций
для политического руководства и обеспечение
их реализации в политической практике.
Применение понятия политического менеджмента
позволяет рассматривать на теоретико-концептуальном
уровне процессы функционирования современной
политики, управленческих систем, политических
режимов, политических партий, политического
сознания, предпринимать попытки по совершенствованию
управления политико-экономическими процессами,
направляя движение общества к цивилизованному
политическому рынка; проектировать новый
тип политики и управления, которому был
бы присущ конструктивизм, компетентность,
профессионализм, установка на гуманистические
ценности.
Переход к рыночным отношениям в политической
сфере требует подготовки высококвалифицированных
политических и управленческих кадров
для работы в центральных и местных органах
власти, в политических партиях, общественных
организациях и коммерческих структурах
в качестве специалистов по политической
имиджелогии, политических коммуникаций,
политического лоббирования и т.п.. Специалисты
этого профиля должны осуществлять экспертно-аналитическое
и прогностическое обоснование организационно-политических
и административно-управленческих решений,
разрабатывать «сценарии» и применять
политические технологии проведения различных
политических акций и кампаний (выборы
в центральные и местные органы власти,
референдумы, массово-мобилизационные
мероприятия) , осмысливать состояние
политического развития общества.
Политический менеджмент как система
управления политическими процессами
включает: маркетинговый анализ конъюнктуры
политического рынка и формирование соответствующего
имиджа «политического товара» - организации,
лидера, кандидата, политической платформы;
политическое обеспечение бизнеса, изучение
политических и социокультурных факторов,
влияющих на деловую активность; связь
с общественностью и профессиональное
политическое лоббирование; овладения
искусством работы с людьми и организациями,
опираясь на моральные, этические, эстетические
ценности данного общества.
Политический менеджмент тесно связан
с процедурой принятия политического
решения. Политическое решение в процессе
формирования проходит следующие основные
этапы: 1) анализ конкретной ситуации, требующей
принятия решения, 2) разработка решения
(проекта, программы), 3) утверждение результата
разработки и принятия его к исполнению;
4) осуществление принятого решения, 5)
изучение реальных последствий осуществления
решения и возможности усиления его положительных
последствий.
Необходимыми условиями принятия правильного
политического решения является компетентность,
информированность, знания общественного
мнения. Содержание самого решения зависит
от субъектов власти, средств массовой
информации. Структура политического
решения включает субъектов власти, экспертов,
средства массовой информации.
Процедура принятия политического решения
во многом зависит от характера политического
режима. Авторитарные и тоталитарные режимы
имеют особые правила принятия политических
решений. Для них характерны авторитарно-бюрократическая
технология и закрытый характер: решение
принимает ограниченный круг лиц, без
всестороннего анализа различной информации,
кулуарно, без обсуждения с политической
оппозицией (которая часто просто официально
не существует), без учета общественного
мнения.
Как свидетельствует исторический опыт,
административно-командные методы управления
могут быть достаточно эффективными при
чрезвычайных условиях в экономике, производстве,
во время острых экономических кризисов,
войн, преодоление последствий природных
и антропогенных катастроф и т.п.. Однако
доминирование таких методов управления
в обществе неизбежно порождает отождествление
принудительной власти с властью политической;
подавление творческого потенциала личности,
коллектива, социальных групп; ограничение
свободы выбора решений и деятельности;
идеологизации всей общественной жизни,
стремление подчинить посредством планирования
все экономические и социальные процессы
"единственно правильному »учению;
тотальную зависимость личности от государства
и т.д..
В отличие от тоталитарных и авторитарных
режимов, демократические политические
режимы имеют четко определенные процедурные
правила принятия политических решений
- зафиксированные в законах и нормах,
по установившейся традиции публичных
дебатов, согласования между различными
группами, с учетом общественного мнения.
Не помешает, однако, напомнить, что, как
показывает исторический опыт, абсолютизация
любого метода, попытки использовать его
всегда и во всех сферах жизни обречена
на поражение. Одной из важнейших составляющих
искусства политического руководства
обществом является умение правильно
выбирать подходящее конкретному историческому
моменту соотношение, оптимальное сочетание
различных методов, поскольку любая управленческая
система предусматривает использование
и тех, и тех элементов регулирования.
Эффективность политического решения
во многом зависит от теоретических основополагающих
принципов. Исходным всегда должен быть
принцип приоритетности политики в отношении
экономики и духовной жизни общества.
Вместе с тем политика как концентрированное
выражение всех связей в обществе не только
не исключает, а предполагает наличие
причинно-следственной зависимости от
экономики и духовной сферы жизни общества.
Эта зависимость проявляется в принципе
«основного звена», который помогает субъекту
политического управления различать управленческие
задачи согласно их значимости, последовательности
решения, роли в достижении цели, способов
и времени реализации. Если же субъект
не способен отличить существенное от
несущественного, выделить звено первостепенное
значение, тогда ему придется действовать
наиболее сложным способом - искать правильного
управленческого решения методом проб
и ошибок.
Проследить механизм влияния основного
звена на все остальные связи и процессы
можно только за пользование засадным
принципу обратной связи. Для принятия
научно обоснованного управленческого
решения всегда нужна подробная информация
о состоянии субъекта политики и о среде,
в котором он функционирует. На основании
такой информации субъект управления
и принимает управленческое решение. Принцип
обратной связи указывает на нужное направление
деятельности субъекта управления, поскольку
основная идея обратной связи заключается
в том, чтобы выяснить степень отклонения
субъекта политики от желаемого состояния
и исправить ситуацию с помощью соответствующего
управленческого воздействия.
Поскольку процесс управления состоит
из определенной совокупности действий,
его субъект начинает с выбора целей деятельности
и этапов ее достижения, то он руководствуется
принципом сочетания конечной цели развития
с текущими задачами, когда в решении текущих
задач видят средство для достижения конечных
результатов. Этот принцип предусматривает
как гибкость в выборе средств достижения
конечной цели, так и четкое определение
такой цели. Соблюдение его позволяет,
с одной стороны, предотвратить неоправданной
погоне за успехом промежуточных результатов
потери главного - конечной перспективы.
А с другой - исключает «перескок» через
те или иные необходимые промежуточные
звенья, что сводит на нет усилия многих
людей и препятствует тем самым достижению
поставленной цели.
В процессе движения к цели субъект управления
должен руководствоваться также принципом
преемственности. С позиций этого принципа
социальный прогресс - это ряд последовательных
этапов, где каждый последующий опирается
на достижения предыдущего, становится
основой для высшего, совершенного. Этот
основополагающий принцип не только вытекает
из закономерной связи между старым и
новым, но и отражает характер связи между
ними. Становление нового происходит не
из-за разрушения, полное отрицание предыдущего,
а через его использования. Чтобы политическое
управление было действительно эффективным,
субъект должен рассматривать старое
и новое в их диалектическом единстве.
Еще одним основополагающий принцип научного
управления является надлежащее использование
различных методов управления. Поскольку
они обусловлены потребностями людей,
первым шагом субъекта в определении целей
развития становится познание этих методов.
Итак, выбор направлений практической
деятельности зависит не от личных замыслов
политиков, а от человеческих потребностей.
Потребности играют роль связующего звена
между законами развития общества и деятельностью
людей. Без осознания этого принципа человек
не может быть настоящим политиком.
Использование этих основополагающих
принципов позволяет повышения эффективности
политической деятельности, обеспечение
стабильности политических процессов.
Кроме того, важными являются принципы
консенсуса и компромисса. Они дают возможность
найти адекватные политические решения,
предотвратить конфликты, регулировать
их, обеспечить равновесие между стабильностью
и изменениями в политической системе.
Актуальной проблемой для современной
Украины является становление отечественного
парламентаризма, введение условиях парламентской
демократии (традиций дебатов, цивилизованной
оппозиции, разрешенного законами лоббизма,
политической культуры противостояния
и др.)., борьба с нарушениями политической
этики, коррупции, с пренебрежением законами
и нормами морали, а также четкое разграничение
полномочий различных ветвей власти как
необходимого первоосновы своевременного
и эффективного принятия имеющейся политической
властью назревших политических решений.
При политического соперничества, когда
предложения превышают спрос (количество
партий претендующих на власть, несколько
кандидатов - на один мандат депутата т.д.)
средством организации политической деятельности
и одновременно формой осуществления
политического управления становится
политический маркетинг.