Политический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 01:50, доклад

Описание работы

Логика политических властных отношений в обществе все больше перетекает в плоскость такого воздействия на личность, когда та, находясь под внешним влиянием, не испытывает при этом гнетущего ощущения принуждения, насилия. Речь не идет о предложении сегодня же предоставить самостоятельный статус этой отрасли знания, а лишь о том, что высокая значимость подобного типа политического управления для общества должна привести к объединению усилий ученых, исследующих этот объект социальной реальности.

Файлы: 1 файл

Модели Политиечского Менеджмента.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Однако человек обычно находится  под воздействием не одной, а нескольких структур, так как он одновременно принадлежит к нескольким статусным группам и должен ориентироваться на различные нормы. Для описания сложности, как говорит французский социолог П. Бурдье, «структурного давления» в современной науке используется топологический метод (от греч. topos — место), когда политика рассматривается в категориях политического пространства или политического поля. Предполагается, что каждый человек, обладая определенными статусами, ресурсами, занимает соответствующую нишу в многомерном политическом или социальном пространстве.

 

Люди, обладающие похожими, одинаковыми  ресурсами (уровень образования, материальное положение, статус в политической иерархии и т.п.), будут занимать в социальном и политическом пространствах близкие  позиции, они будут тяготеть друг к другу. В результате в обществе будут складываться группы, объективно отличающиеся друг от друга, причем характер этих отличий будет многомерным. Занимаемая в политическом пространстве ниша будет в значительное мере влиять и на индивидуальное поведение человека, определять его образ жизни, стремления, политические предпочтения.

 Мы будем обращаться к  методологии структурализма и  топологического анализа в главе  VIII.

 

Функционализм в отличие от структуралистского подхода акцентирует внимание на выявлении зависимостей между объективными социальными образованиями (структурами). В рамках классического функционализма функция рассматривается как объективное требование, предъявляемое целым к своим частям, как возникающая между ними позитивная связь, зависимость. Например, в русле функциональной традиции появление политического менеджмента можно объяснить вызреванием в обществе, в политической системе соответствующей социальной потребности. Задача исследователя будет заключаться в том, чтобы «правильно» сформулировать такую потребность в виде функций. Другой пример: в ходе избирательной кампании ее инициаторы неизбежно обращаются к политической рекламе. Определение функций политической рекламы, их анализ является прерогативой функционализма.

 

Системный анализ в современном своем виде складывается в социальных науках во второй половине XX века. Он ориентирует исследователей на рассмотрение изучаемого социального объекта как открытой системы, взаимодействующей с окружающей средой и находящейся в постоянном развитии. В социальных науках системный анализ синтезировал общеметодологические принципы общей теории систем, кибернетики, синергетики, а. также структурализма и функционализма. С помощью системного анализа можно описывать политическое управленческое взаимодействие как сложную целостность, обладающую внутренними механизмами самовоспроизводства. Методология системного анализа позволяет политическому менеджеру вырабатывать целостный подход к политической кампании, более продуманно подходить к разработке ее стратегии и тактики.

 

Вторая  группа теоретических методов ориентирует  политического менеджера на познание мотивации людей, вовлеченных в  управленческий процесс. Поскольку  проблемы мотивации исследуются  различными научными дисциплинами, то и методы, используемые политическими менеджерами для того, чтобы понять и спрогнозировать поведение людей в политической кампании, могут принадлежать разным методологическим школам. Более подробно об этих методах мы будем говорить в главе IV, а сейчас только перечислим наиболее значимые из них: теории рационального выбора, психодинамические, научающе-бихевиоральные, когнитивные теории и т.д. .

 

Каждый  теоретический метод имеет свои достоинства и ограничения. К  достижениям метода относятся создаваемые  им возможности описать, объяснить, проанализировать тот или иной аспект политического менеджмента. Например, выделить и рассмотреть структуры, объединяющие субъекта и объект политического управления (структурализм), установить между ними связи-зависимости (функционализм), описать процессы выбора индивидом той или иной модели политического поведения (психодинамическая, когнитивная и другие теории мотивации).

 

Но любой  теоретический метод не обладает универсальными возможностями описания всего многообразия, всей сложности  управленческих процессов в политике. Вот почему политический менедг жер должен обладать навыками использования различных теоретических методов при решении управленческих задач, а при необходимости и синтезировать различные методологические направления.

 

 

 

 

Эмпирические методы:

 

 

 

Эмпирические  методы ориентированы в отличие  от теоретических на получение непосредственного  знания о вполне конкретном объекте. Эмпирия (от греч. empeiria — опыт) —  это очевидность, это реальные факты, конкретные действия людей.

 

Эмпирические  методы на первый взгляд имеют много общего с познанием простым человеком окружающего мира. Наблюдение, интервью, опросы — со всем этим мы сталкиваемся в своей повседневной жизни. Однако в науке методы получения эмпирических фактов — это сложные процедуры, использование которых требует соответствующих знаний, умений и навыков.

 

Эмпирические методы принято делить на количественные («жесткие») и качественные («мягкие»). К количественным относятся: наблюдение, анкетные опросы, контент-анализ. К качественным — case-study (изучение случая), глубинные интервью, работа с фокус-группами.

 

Метод наблюдения — это систематизированное, направленное восприятие какого-либо явления или процесса, черты и  свойства которого фиксируются наблюдателем. Например, наблюдение в ходе избирательной кампании за действиями соперников предполагает фиксацию их заявлений, участия в предвыборных мероприятиях, оценку подготовленной ими рекламы и т.п. Метод наблюдения имеет много общего с нашим повседневным восприятием, когда мы следим за интересующими нас политическими событиями. Однако научно организованное наблюдение, осуществляемое профессионалами, отличается широтой поля наблюдения, способностью улавливать более разнообразную гамму поступков действующих лиц на политической арене, выявлять степень повторяемости тех или иных событий, определять характер взаимодействий, реконструировать их последовательность.

 

 

 

 

Анкетный опрос в отличие  от наблюдения позволяет (при правильно  разработанной научной методике) узнать о процессах, происходящих в сознании личности, о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, каким лидерам и политическим партиям отдает предпочтение.

 

Эти процессы сознания могут до определенного  времени никак не проявляться  в политическом поведении людей, но подспудно готовить последних к каким-либо действиям. Для политического менеджмента значение анкетных опросов трудно переоценить, так как они позволяют выявить установки, ценностные ориентации, предпочтения населения, без

 

Политический менеджмент:

 

Знания которых невозможно всерьез  рассчитывать на успех в достижении поставленных целей. Опросы могут также  дать информацию о поступках, событиях, которые оказались в силу различных  причин за пределами научного наблюдения.

 

Контент-анализ — систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация форм и содержания информационного источника. Контент-анализ позволяет выявить, какая информация и в каком объеме содержится в предвыборных плакатах и программных заявлениях кандидата, отражают ли эти документы состояние общественного мнения, потребности и интересы масс. Контент-анализ особенно полезен в тех случаях, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необходима информация о приоритетных целях той или иной политической организации, государственного учреждения, политического лидера.

 

Case-study (изучение случая) предполагает  относительно длительное «погружение»  исследователя в изучаемый объект  и дает возможность «всесторонне  рассмотреть "случай" в единстве  его взаимосвязей и динамике  развития, изучить групповые нормы и ценности, структуру ролей или систему властных отношений» (2). Этот метод дает возможность получить информацию об одном объекте, но эта информация будет многосторонней. В политическом менеджменте с помощью case-study можно изучать отдельные политические движения, партии, а также отдельные личности, которые являются объектами управленческого воздействия.

 

Глубинное интервью — это опрос, в котором исследователь непосредственно  беседует с респондентом, предлагая  последнему самому формулировать ответы на заранее подготовленные вопросы, побуждая его к рассуждениям, к оценке различных событий. В ходе такой беседы-интервью удается выявить сложную гамму представлений респондента, понять его эмоциональные переживания, опасения, надежды. Политические менеджеры обычно прибегают к этому способу получения информации при подготовке масштабного анкетного опроса или в условиях, когда в силу каких-либо причин нет возможности подготовить и качественно провести анкетный опрос.

 

Метод «фокус-группы» или групповой дискуссии используется для выявления отношения различных слоев населения к тому или иному событию, явлению. Он представляет собой направляемое и регулируемое исследователем обсуждение выбранной темы, в котором участвуют подобранные на основе научно обоснованной выборки люди. Благодаря хорошо продуманной методике организации групповой дискуссии можно изучить реакцию населения на выступление политического лидера, на предвыборное заявление, на политическую рекламу и т.п.

 

Политический менеджмент как теория и как практика:

 

После краткой характеристики количественных и качественных методов, используемых в политическом менеджменте для  получения всесторонней информации о ситуации, суммируем их основные различия в таблице (3). Основные характеристики Количественные методы Качественные методы Теоретическая модель «Жесткая» теоретическая модель, переводимая на язык операций с числовыми данными «Гибкая» теоретическая модель, способная изменяться по мере получения новых данных Логика анализа Преимущественно дедуктивная Преимущественно индуктивная Эмпирические данные Представлены в виде статистических распределительных показателей, результатов измерения взаимосвязей Представлены в виде высказываний, фрагментов документов, наблюдений Процедуры Стандартизированы, предполагается их дублирование Процедуры дублируются редко Анализ данных Осуществляется статистическими методами Производится путем выделения тем или обобщения идей из собранных свидетельств; организация данных нацелена на получение целостной картины Специфика эмпирических методов заключается еще и в том, что они не могут быть использованы без теоретической проработки проблемы, без теоретических методов. Например, чтобы с помощью анкетирования получить данные о ценностных ориентациях избирателей в конкретном регионе, надо иметь теоретическую модель самого понятия «ценностные ориентации», понимать роль и значение ценностей в мотивационной структуре личности, а это возможно, только если исследователь опирается в своем поиске эмпирических фактов на определенную теоретико-методологическую парадигму.

 

Итак, владение методологическим инструментарием  позволяет политическому менеджеру, во-первых, постоянно расширять свои знания о политическом управленческом процессе, понимать особенности его  развития, учитывать специфику поведения его участников;

 

во-вторых, обладать навыками сбора  конкретного эмпирического материала, необходимого для адекватной оценки политической ситуации и принятия эффективных  политических решений.

 

Выбор (разработка) теоретической  концепции (модели). Теоретическое моделирование является необходимым шагом в анализе ситуации. С его помощью удается выявить и наглядно представить наиболее существенные стороны объекта, связать воедино составляющие

 

* Максимов A.A. «Чистые» и «грязные»  технологии выборов: российский опыт. М.: Дело, 1999. С. 12-13.

 

Политический менеджмент как теория и как практика 61

 

его элементы. И что не менее  важно, теоретическая модель задает направленность исследованию, не позволяет  «увязнуть» в несущественных деталях.

 

Теоретическая модель ситуации представляет собой абстрактную конструкцию, и ее создание требует хорошего знания методологии. Ее специфика заключается  в том, что она позволяет извлекать  такое знание о ситуации, которое  недоступно непосредственному наблюдению.

 

Для познания одной и той же ситуации могут быть сконструированы различные  теоретические модели, потому что, как  отмечалось в предыдущем параграфе, любой науке свойственна многопарадиг-мальность, т.е. существование различных теоретических  методов, объясняющих социальную реальность и поведение людей. Конструируя теоретическую модель, исследователь может руководствоваться методологией или системного, или научающе-бихевиорально-го, или когнитивного, или любого другого научного подхода либо попытаться синтезировать некоторые из них.

 

Приведем в качестве примера  теоретическую модель, предложенную работниками Центра политического  консультирования «Никколо М». Эта  модель, по мнению авторов, объясняет  логику формирования определенного  отношения населения к политическому лидеру, и поэтому она может быть положена в основу стратегии формирования имиджа политика.

 

Ключевым в этой модели является понятие «образ», под которым  понимается «субъективная картина  мира или его фрагментов,... ин-териоризированный  общественный опыт, закрепленный в языке» (4). При рассмотрении феномена образа выделяются три составляющих его элемента:

 

1. Образ-знание, выступающий в форме  зафиксированного знания, т.е. как  отраженная субъектом картина  существующей реальности.

 

2. Образ-значение, задающий для нас иерархию ценностных характеристик политического объекта (человека, группы, события и т.

д.), встраивая конкретный объект в  нашу оценочную систему.

 

3. Образ желаемого будущего. Человек  прогнозирует возможные изменения  и выделяет возможные события, которые могут быть значимыми для него.

 

Структурные составляющие модели «образ»  взаимосвязаны, соподчинены. Характер этого соподчинения следующий: «политическая  активность масс определяется в первую очередь образом-значением и образом  потребного будущего. Образ-знание в свою очередь концентрирует в себе переработанную и проинтерпретированную избирателем информацию. Он влияет на формирование образа-значения и образа потребного будущего, а через это — на политическую активность масс» (5).

Информация о работе Политический менеджмент