Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 01:50, доклад
Логика политических властных отношений в обществе все больше перетекает в плоскость такого воздействия на личность, когда та, находясь под внешним влиянием, не испытывает при этом гнетущего ощущения принуждения, насилия. Речь не идет о предложении сегодня же предоставить самостоятельный статус этой отрасли знания, а лишь о том, что высокая значимость подобного типа политического управления для общества должна привести к объединению усилий ученых, исследующих этот объект социальной реальности.
Теоретическую модель трудно понять неподготовленному человеку, для этого необходимы соответствующие знания, владение категориальным аппаратом. Приведенная модель дана исключительно в качестве иллюстрации, мы не будем здесь разбирать ее содержание. Пока нам важно уяснить лишь то, что теоретическая модель - необходимый шаг в познании ситуации, если мы хотим, чтобы это познание было глубоким, всесторонним и одновременно направленным, ориентированным на решение конкретных проблем.
Операционализация — это следующий шаг, который необходимо сделать после выбора теоретической модели. Операционализацией называют перевод теоретико-аналитических схем в русло эмпирической интерпретации, т.е. теоретическую модель на этом этапе надо представить в виде явлений, которые можно наблюдать, фиксировать, измерять. В ходе операционализации абстрактные понятия «раскладываются» на показатели, характеристики, легко эмпирически выявляемые как в процессе непосредственного наблюдения, так и в ходе специальных измерительных процедур. Так, понятие «образ-знание» в приведенной выше теоретической модели в процессе операционализации может быть «разложено» на следующие составляющие:
— осведомленность населения о
существовании политического
— осведомленность о его деятельн
— представления о личных и деловых качествах ТУ;
— знание о скандалах, в которых замешан АГ, и т.п.
Итак, операционализация позволяет осуществить переход от теоретической схемы к получению конкретного знания об участниках политического процесса и условиях, в которых он разворачивается, без чего невозможна выработка практических рекомендаций по повышению эффективности политического управления. Кроме того, операционализация позволяет не только конкретизировать поиск новой информации, но и решать следующую задачу — отбирать из уже накопленной информации ту, которая действительно необходима для аналитического конструирования ситуации, отделять существенное от второстепенного.
Сбор информации в аналитическом конструировании ситуации осуществляется с помощью различных эмпирических методов, о которых мы говорили выше. На этом этапе происходит анкетирование населения, идет работа с фокус-группами, осуществляется контент-анализ, используются другие процедуры получения информации.
Анализ данных. Конструирование ситуации. На этом этапе осуществляется математическая и иная обработка полученных данных, устанавливаются зависимости между различными факторами, определяются ведущие тенденции и модальные значения, анализируются все полученные материалы.
В ходе анализа теоретическая модель наполняется конкретным содержанием, и теперь она позволяет видеть, если вновь обратиться к нашему примеру проведения политической кампании с целью формирования имиджа политического деятеля, как в сознании людей отражается личность политика Л7, что они знают о его деятельности, какие по этому поводу возникают у них суждения, чувства, оценки, что люди ожидают от ТУ и как эти ожидания влияют на их восприятие, мотивацию, поведение.
Как показывает исследовательская практика, глубина анализа, его качество, быстрота обработки информации зависят от успешности решения предшествующих исследовательских задач — от ясности теоретической модели, от четкости операционализации, от продуманности методологического инструментария, от добросовестности лиц, отвечающих за сбор эмпирического материала.
Аналитическое конструирование ситуации в политическом менеджменте - не самоцель, а необходимое условие для принятия управленческих решений. Только зная реальные настроения людей, их установки, ценностные ориентации, стереотипы, поведенческие интенции, можно влиять на мировосприятие, мотивацию и поведение этих людей. У политических менеджеров нет возможности принуждать, заставлять массы следовать поставленным ими политическим целям, их главным оружием становится знание об объективном мире, в котором живут люди, и о процессах, происходящих в сознании этих людей.
Понимая значимость и необходимость аналитического конструировании ситуации при принятии любого управленческого решения, будь то такие важные, как утверждение стратегии избирательной кампании, или менее значительные - выпуск рекламного буклета, следует вместе с тем отдавать себе отчет в том, что реальная ситуация и ее аналитическая конструкция - не одно и то же. Между ними всегда есть различия.
Политический менеджмент
Реальная ситуация всегда сложнее, противоречивее, красочнее. И даже самая совершенная система научных методов не позволяет охватить всего многообразия социальной реальности. Вот, к примеру, как выглядят прогностические заявки некоторых российских социологических служб в сопоставлении с реальными окончательными результатами, объявленными Центризбиркомом (в процентах; с округлением до целых чисел)*: Реальный результат ВЦИОМ ФОМ РОМИР КПРФ 24 27 28 23 «Медведь» 23 24 20 14 ОВР 13 13 16 10 СПС 9 8 10 8 «Яблоко» 6 9,5 7 9 ЛДПР 6 4 9 5 Кроме того, следует помнить, что в отличие от аналитической конструкции реальная ситуация подвижна, изменчива, что людям, которые являются объектом исследования, свойственно менять свои взгляды и убеждения. Вот почему кропотливая работа по сбору информации всегда отражает прошлое, пусть недалекое, но прошлое. И хорошо, если к этому не добавится еще некомпетентность и недобросовестность исследователя.
Надо ли, зная, что аналитическая конструкция ситуации является весьма лишь посредственной копией реальной ситуации, уделять описанному выше процессу исследования столь пристальное внимание? Безусловно. Во-первых, всегда лучше иметь хоть какое-то знание, чем действовать наугад. Во-вторых, не следует преувеличивать значение вышеназванного различия. Сила теоретической концепции заключается в том, что она позволяет выделять наиболее важное и существенное, то, что действительно может оказать воздействие на ход управленческого процесса.
Для контроля за изменениями реальной ситуации проводятся мониторинги, которые фиксируют по заданным параметрам эти изменения и подсказывают, где возникли проблемы, появились «темные пятна», куда направить дополнительные усилия по прояснению ситуации.
Подведем итог. Специфика политического управления вынуждает политических менеджеров уделять особенно пристальное внимание изучению ситуации, так как именно знание о ситуации является их главным управленческим ресурсом. Получение такого знания, его всесторонность, объемность зависят от того, насколько субъект управления владеет теоретическими методами и навыками аналитического конструирования ситуации.
Модели политического воздействия:
Любое взаимодействие предполагает активность обеих его сторон, которая может выражаться в действиях, а может происходить на уровне мыслительных, эмоциональных процессов. Эти действия и процессы являются основой взаимодействия, знание которой может помочь субъекту управления с успехом достигать поставленных целей.
Модель политического взаимодей
люди, вступающие во взаимодействие в роли субъекта и объекта, должны быть определенным образом мотивированы, т.е. потенциально расположены к реагированию на действия контрагента;
при взаимодействии, т.е. при обмене информацией, происходит своеобразный коммуникативный процесс. Невозможно побудить или принудить человека к политическому действию без передачи ему определенной информации;
взаимодействующие в социуме люди стремятся к структурированию своих отношений, к их большей определенности, предсказуемости.
Исходя из этих признаков модель взаимодействия можно в самом общем виде представить в виде следующих трех процессов, связывающих его участников.
Процессы мотивации. Внутриличностные, психические процессы ведут к появлению мотивов, которые инициируют человека участвовать в политико-управленческом процессе, занимая в нем позиции ведущего или ведомого.
Процессы коммуникации — это обмен информацией между сторонами взаимодействия. Нарушение коммуникации приводит к неадекватной реакции его участников, что снижает результативность управленческого процесса.
Процессы структуризации — это образование относительно стабильных, поддающихся прогнозированию взаимоотношений между субъектом и объектом управления. Структуризация в политическом процессе выражается в добровольном принятии его участниками обязательств, связанных с реализацией конкретных социальных ролей. Это проявляется в появлении электората, постоянно голосующего за конкретную партию, в организации групп активных сторонников того или иного политического деятеля и т.д.
Процессы мотивации активизируются под влиянием процессов коммуникации, когда входящая информация, будучи воспринятой, формирует представление человека о том или ином обстоятельстве и определяет мотивы его поведения, а также под воздействием процессов структуризации, когда индивид берет на себя конкретные роли и исполняет их.
Процессы коммуникации активизируются за счет мотивов, инициирующих человека вырабатывать, принимать и передавать те или иные информационные данные, и при наличии структур, связывающих людей и формирующих стабильные каналы передачи информации.
Процессы
структуризации развиваются при
наличии в мотивационной
ВЫВОД. Специфика политического управления вынуждает политических менеджеров уделять особенно пристальное внимание изучению ситуации, так как именно знание о ситуации является их главным управленческим ресурсом. Получение такого знания, его всесторонность, объемность зависят от того, насколько субъект управления владеет теоретическими методами и навыками аналитического конструирования ситуации.