Политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Понятие "процесс" широко используется во всех общественных науках: в экономической теории, истории, философии, психологии, в правовых науках и т.д. Это объяснимо, поскольку общественные процессы в своей совокупности составляют ФОРМУ существования и функционирования общества. Например, в экономической сфере широкомасштабными и постоянными процессами являются производство товаров и услуг их распределение, обмен и потребление. Многочисленные и разнообразные общественные процессы постоянно протекают в социальной, культурной, во всех других сферах общества. Конечно, политическая сфера общества не исключение. Более того, политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует, развивается и совершенствуется.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………2
2. Понятие политического процесса……………………………………..….4
3. Структура и факторы политического процесса……………………..….6
4. Особенности политического процесса………………………………..…10
5. Типы политического процесса………………………………..…………12
6. Политические изменения и их типы………………………………..……17
7. Заключение……………………………………………………….…..……21
8. Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Политол рефер.docx

— 42.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………………2

2. Понятие политического процесса……………………………………..….4

3. Структура и факторы политического процесса……………………..….6

4. Особенности политического процесса………………………………..…10

5. Типы политического процесса………………………………..…………12

6. Политические изменения и их типы………………………………..……17

7. Заключение……………………………………………………….…..……21

8. Список использованной литературы……………………………..……..23

 

 

1. Введение

 

Слово "процесс" (от лат. prossesus – продолжение) означает:

1) динамическое, развивающееся состояние какого-либо  объекта (в данном случае понятие  "объект" по своему содержанию  бесконечно, как бесконечна сама  вселенная);

2) совокупность  последовательных действий для  достижения определенного результата. Таким образом, это понятие  имеет универсальный характер, поскольку  отражает реальное и постоянное  состояние природы и общества.

Понятие "процесс" широко используется во всех общественных науках: в экономической  теории, истории, философии, психологии, в правовых науках и т.д. Это объяснимо, поскольку общественные процессы в  своей совокупности составляют ФОРМУ  существования и функционирования общества. Например, в экономической  сфере широкомасштабными и постоянными  процессами являются производство товаров  и услуг их распределение, обмен  и потребление. Многочисленные и  разнообразные общественные процессы постоянно протекают в социальной, культурной, во всех других сферах общества. Конечно, политическая сфера общества не исключение. Более того, политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует, развивается и совершенствуется. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества. Политическая жизнь общества заявляет о себе в политических процессах.

В самом  широком смысле политические процессы есть форма политической активности общества. Исключительное многообразие этой активности и тот факт, что  каждый ее отдельный случай имеет  свою причину и свою цель, разную степень предсказуемости результата и многие другие различия, весьма затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам.

Можно без  преувеличения сказать, что если провести конкурс на самый высокий  уровень дискуссионности рассматриваемых  политологией проблем, то тема, посвященная  политическим процессам, займет первое место.

И, тем  не менее, степень научной разработанности  политологических проблем в целом  и политических процессов в частности  позволяет достаточно четко увидеть  разновидности политических процессов, провести их классификацию.

 

 

2. Понятие политического процесса

 

Характеристика  политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов  по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим  масштабам политический процесс  совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют  его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов.

Все эти  подходы так или иначе характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса. Однако их наиболее существенные отличия от иных основополагающих трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлении Ориентируясь на рассмотренные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнен ими ролей и функционировании институтов, а также во всех ин элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Иными словами, категория «политический процесс» фиксирует и раскрывает ту реальную с состояний политических объектов, которая складывается как в соответствии с сознательными намерениями субъектов, так и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и делает акцент на практических видоизменениях явлений. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.

В силу такой  интерпретации политического процесса его центральной характеристикой  выступает изменение, которое означает любые модификации структуры  и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений  Изменения означают как трансформацию  свойств, которые не затрагивают  основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры, правительства, отдельные институты, но ведущие  ценности, нормы, способы отправления  власти сохраняются в прежнем качестве), так и модификацию несущих, базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния.

В науке  сложилось множество представлений  об источниках, механизмах и формах изменений. Например, Маркс видел  основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией  элит, Вебер — с деятельностью  харизматического лидера, Парсонс — с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт.

Конфликт  — один из возможных вариантов  взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность  людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, как правило, именно конфликт лежит в основе изменений поведения  групп и индивидов, трансформации  властных структур, развития политических процессов. Как источник политического  процесса конфликт представляет собой  разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

 

3. Структура и факторы политического процесса

 

Некоторые исследователи полагают, что политический процесс — стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее  от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров. Значимость случайных явлений и событий  особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а также институциональный и прочие контексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс в целом упорядоченным и осмысленным. Поэтому политический процесс представляет собой логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между факторами.

Таким образом, политический процесс — целостное  явление, поддающееся структурированию и научному анализу. Непредсказуемость  и кажущуюся необъяснимость тех  или иных событий следует рассматривать  в основном как следствие несовершенства научного аппарата и инструмента.

Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа  взаимодействия между различными политическими  факторами, а также посредством  выявления динамики (основных фаз  политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое  значение имеет также выяснение  факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического  процесса можно определить как совокупность взаимодействий между факторами, а  также их логической последовательности («сюжета» политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную  структуру и, соответственно, свой собственный  «сюжет». Факторы, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс - параметры политического процесса.

Основными факторами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское  общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический  институт — воспроизводимая с  течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере  политической жизни.

Основным  властным институтом, одним из основных факторов политического процесса, выступает  государство. Другим важнымф актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические факторы формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, — государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование своеобразной антитезы государства — гражданского общества.

Менее масштабными  факторами политического процесса являются партии, группы интересов, а  также индивиды и группы людей.

Индивиды  и группы могут участвовать в  политике не только в институциональной  форме, например голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди  отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей  части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают самое активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых целей индивиды могут  создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью институциализации — от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

При анализе  политического процесса следует  учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно  отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического  процесса и факторов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между  факторами, в частности между  гражданином и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями  партийного развития, местом партии в политический системе, социально-психологическими особенностями развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и факторов, чаще всего характер взаимодействия между факторами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.

Можно выделить две группы факторов политического  процесса: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относятся среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но «внешние» для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, «внешние» политические события и т.п. К «внутренним» можно отнести такие параметры, как характеристика факторов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и «сюжетика» политического процесса.

Важным  параметром политического процесса является его членение на этапы. Политические процессы различного рода дают пример сочетания разных этапов. Разнохарактерность и равномерность процессов приводит к тому, что выделить какие-либо этапы, общие для всех типов процессов, достаточно сложно. Различными будут  этапы функционирования политической системы, электорального процесса или  процесса создания и функционирования политической партии. Поэтому выделение  конкретных этапов целесообразно, применительно  к определенным типам политических процессов.

Большинство взаимодействий политических факторов касаются осуществления публичной  власти. В силу этого обстоятельства особенно велика значимость процесса принятия и реализации политических решений. Анализ этого процесса является одной из наиболее популярных тем  зарубежной политической науки. Среди  исследователей нет единого мнения относительно количества и содержания его этапов. Обобщая различные  подходы, можно выделить следующие  основные фазы:

- постановка  проблемы (сбор необходимой информации  о существующих проблемах, общественных  запросах и возможных путях  решения, определение первостепенных  и второстепенных проблем);

- формулирование  альтернативных решений;

- сравнительный  анализ и выбор наиболее эффективного  решения;

- формулирование  государственного решения и его  легитимация (путем принятия законов,  голосования и проч.);

- реализация  принятых решений;

- контроль за реализацией и осуществление «обратной связи».

Если  обратиться к процессу функционирования всей политической системы, то набор  этапов будет существенно отличаться, так как будет учитываться  взаимодействие системы со средой. Вместе с тем известные в науки  попытки выделения основных этапов этого процесса также сконцентрированы на принятии и реализации управленческих решений. «Классическим набором» фаз  является выделение основных этапов Г. Алмондом и Г. Пауэлом:

Информация о работе Политический процесс