Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:04, реферат
Понятие "процесс" широко используется во всех общественных науках: в экономической теории, истории, философии, психологии, в правовых науках и т.д. Это объяснимо, поскольку общественные процессы в своей совокупности составляют ФОРМУ существования и функционирования общества. Например, в экономической сфере широкомасштабными и постоянными процессами являются производство товаров и услуг их распределение, обмен и потребление. Многочисленные и разнообразные общественные процессы постоянно протекают в социальной, культурной, во всех других сферах общества. Конечно, политическая сфера общества не исключение. Более того, политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует, развивается и совершенствуется.
1. Введение……………………………………………………………………2
2. Понятие политического процесса……………………………………..….4
3. Структура и факторы политического процесса……………………..….6
4. Особенности политического процесса………………………………..…10
5. Типы политического процесса………………………………..…………12
6. Политические изменения и их типы………………………………..……17
7. Заключение……………………………………………………….…..……21
8. Список использованной литературы…………………
1. Артикуляция
индивидуальных и групповых
2. Агрегирование
этих интересов (их
3. Выработка политического курса.
4. Реализация принятых решений.
5. Контроль за исполнением этих решений.
Необходимо отметить, что данная модель отражает лишь один из типов политического процесса и не может рассматриваться как универсальная.
4. Особенности политических процессов
Совпадая
по своим масштабам со всем политическим
пространством, политический процесс
распространяется не только на конвенциональные
(договорные, нормативные) изменения, которые
характеризуют поведенческие
Отражая
реально сложившиеся, а не только
планируемые изменения, политические
процессы обладают ярко выраженным ненормативным
характером, что объясняется наличием
в политическом пространстве разнообразных
типов движения (волнового, циклического,
линейного, инверсионного, т.е. возвратного,
и др.), обладающих собственными формами
и способами трансформации
С этой точки
зрения политический процесс представляет
собой совокупность относительно самостоятельных,
локальных трансформаций
В то же
время каждый тип политических изменений
обладает собственной ритмикой (цикличностью,
повторяемостью), сочетанием стадий и
взаимодействий субъектов, структур, институтов.
Например, электоральный процесс
формируется в связи с
Отражая
реальные, практически сложившиеся
изменения в политических явлениях,
политический процесс непременно включает
в свое содержание и соответствующие
технологии и процедуры действий.
Иными словами, политический процесс
демонстрирует тот характер изменений,
который связан с деятельностью
конкретного субъекта, применяющего
в то или иное время и в том
или ином месте привычные для
него способы и приемы деятельности.
Поэтому применение разных технологий
решения даже однородных задач предполагает
различные по характеру изменения.
Таким образом, без этого технократического
звена политические изменения приобретают
абстрактный характер, теряя свою
специфичность и конкретно-
5. Типология политических процессов
Проявление
указанных особенностей политического
процесса в различных временных
и прочих условиях предопределяет и
возникновение его
С точки зрения значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют те разнообразные изменения в различных областях политической жизни, которые касаются модификации ее базовых, системных свойств. К ним можно отнести, например, политическое участие, характеризующее способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.п. В таком же смысле можно говорить и о процессе государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.), определяющем основные направления целенаправленного использования материальной силы государства. В то же время периферийные политические процессы выражают изменения в не столь значимых для общества областях. Например, они раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, других связей и отношений в политической системе, не оказывающих принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.
Политические
процессы могут отражать изменения,
протекающие в явной или
Политические процессы разделяются также на открытые и закрытые. Последние означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой — позитивный или негативный для субъекта — характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна. Например, при развитии международных кризисов или реформировании переходных общественных отношений нередко в принципе невозможно понять, несут ли субъекту выгоду совершаемые им действия, как вообще оценить складывающуюся обстановку, какие в связи с этим предпочесть альтернативы и т.д. Иначе говоря, такой тип процессов характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность как свершаемых, так и планируемых действий.
Важным является и подразделение политических процессов на стабильные и переходные. Стабильные политические процессы выражают ярко очерченную направленность изменений, преобладание определенного типа властных отношений, форм организации власти, предполагающих устойчивое воспроизведение политических отношений даже при сопротивлении тех или иных сил и тенденций. Внешне они могут характеризоваться отсутствием войн, массовых протестов и других конфликтных ситуаций, грозящих свержением или изменением правящего режима. В нестабильных же процессах отсутствует четкое преобладание тех или иных базовых свойств организации власти, исключающих возможность качественной идентификации изменений. В этом смысле отправление власти осуществляется в условиях как неравновесности влияния основных (экономических, социальных, ценностных, правовых) предпосылок, так и несбалансированности политической активности основных субъектов в политическом пространстве.
В науке представлены и попытки типологизировать политические процессы на цивилизационной основе. Так, Л. Пай выделял «незападный» тип политического процесса, относя к его особенностям склонность политических партий претендовать на выражение мировоззрения и представление образа жизни; большую свободу политических руководителей в определении стратегии и тактики структур и институтов, наличие резких различий в политических ориентациях поколений; интенсивность политических дискуссий, слабо связанных с принятием решений, и т.д.
Л. Пай разграничил политические процессы западного и незападного типа. В статье «Незападный политический процесс» он формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах.
1. В незападных обществах нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений.
2. Политические
партии склонны претендовать
на выражение мировоззрения и
представительство образа
3. В политическом процессе преобладают клики.
4. Характер
политических ориентации
5. Оппозиционные
партии и стремящиеся к власти
элиты часто выступают в
6. Политический
процесс характеризуется
7. Политический
процесс отличается
8. Для
политического процесса
9. Незападные общества отличаются незначительностью консенсуса в отношении узаконенных целей и средств политического действия.
10. Интенсивность
и широта политической
11. Отличительной
чертой политического процесса
является высокая степень
12. В политическом
процессе слабо влияние
13. Национальное
руководство вынуждено
14. Неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.
15. Эмоциональные
и символические аспекты
16. Велика роль харизматических лидеров.
17. Политический
процесс обходится в основном
без участия «политических
6. Политические изменения и их типы
Политические изменения представляют собой специфический тип социальных изменений, связанный, прежде всего с переменами в механизме властной регуляции общества. Политическая система под воздействием качественных изменений в социальной среде постоянно находится в движении и развитии. Фактически не существует двух идентичных друг другу состояний одной и той же политической системы. Следовательно, политические изменения представляют собой трансформации институциональных структур, процессов и целей, затрагивающие распределение и отправление властных полномочий по управлению развивающимся обществом. Политические изменения могут происходить либо путем приспособления системы к новым требованиям социальной среды, либо путем смены одной системы, неспособной сохранить себя, другой. В рамках одного общества политические изменения, оказывающие широкое и устойчивое воздействие на общество, можно определить как революцию. Революция представляет собой радикальный тип политических изменений, в результате которых прерывается прежняя политическая традиция и воспроизводится новая политическая система. В XX веке политический процесс России неоднократно менялся под воздействием революций. В 1905 г., дважды в 1917 г. и в 1991 г. произошли революционные изменения в политической системе общества, в результате которых трансформировались государственные и политические структуры, процессы и цели, затрагивающие распределение и отправление властных полномочий по управлению российским обществом.
Революцию
как тип политических изменений
следует отличать от государственного
переворота. Последний есть внезапная
и неконституционная смена
Сознательные,
системные изменения, оказывающие
широкое и устойчивое воздействие
на общество, но воспроизводящие прежнюю
политическую систему, можно определить
как реформу. Реформы приводят к
изменению состояния