Политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Понятие "процесс" широко используется во всех общественных науках: в экономической теории, истории, философии, психологии, в правовых науках и т.д. Это объяснимо, поскольку общественные процессы в своей совокупности составляют ФОРМУ существования и функционирования общества. Например, в экономической сфере широкомасштабными и постоянными процессами являются производство товаров и услуг их распределение, обмен и потребление. Многочисленные и разнообразные общественные процессы постоянно протекают в социальной, культурной, во всех других сферах общества. Конечно, политическая сфера общества не исключение. Более того, политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует, развивается и совершенствуется.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………2
2. Понятие политического процесса……………………………………..….4
3. Структура и факторы политического процесса……………………..….6
4. Особенности политического процесса………………………………..…10
5. Типы политического процесса………………………………..…………12
6. Политические изменения и их типы………………………………..……17
7. Заключение……………………………………………………….…..……21
8. Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Политол рефер.docx

— 42.14 Кб (Скачать файл)

1. Артикуляция  индивидуальных и групповых интересов.

2. Агрегирование  этих интересов (их объединение  в единой позиции).

3. Выработка  политического курса.

4. Реализация  принятых решений.

5. Контроль за исполнением этих решений.

Необходимо  отметить, что данная модель отражает лишь один из типов политического  процесса и не может рассматриваться  как универсальная.

 

4. Особенности политических процессов

 

Совпадая  по своим масштабам со всем политическим пространством, политический процесс  распространяется не только на конвенциональные (договорные, нормативные) изменения, которые  характеризуют поведенческие акции, отношения и механизмы конкуренции  за государственную власть, отвечающие принятым в обществе нормам и правилам политической игры. Наряду с этим политические процессы захватывают и те изменения, которые свидетельствуют о нарушении  субъектами их ролевых функций, зафиксированных  в нормативной базе, превышение ими  своих полномочий, выход за пределы  своих политических ниш. Тем самым  в содержание политического процесса попадают и изменения, которые имеют  место в деятельности субъектов, не разделяющих общепринятые стандарты в отношениях с государственной властью, например, деятельность партий, находящихся на нелегальном положении, терроризм, криминальные деяния политиков в сфере власти и т.п.

Отражая реально сложившиеся, а не только планируемые изменения, политические процессы обладают ярко выраженным ненормативным  характером, что объясняется наличием в политическом пространстве разнообразных  типов движения (волнового, циклического, линейного, инверсионного, т.е. возвратного, и др.), обладающих собственными формами  и способами трансформации политических явлений, сочетание которых лишает последние строгой определенности и устойчивости.

С этой точки  зрения политический процесс представляет собой совокупность относительно самостоятельных, локальных трансформаций политической деятельности субъектов (отношений, институтов), которые возникают на пересечении  самых разнообразных факторов и  параметры которых не могут быть точно определены, а тем более  спрогнозированы. При этом политический процесс характеризует дискретность изменений или возможность модификации  одних параметров явления и одновременно сохранения в неизменном виде других его черт и характеристик (например, изменение состава правительства  может сочетаться с сохранением  прежнего политического курса). Уникальность и дискретность изменений исключает  возможность экстраполяции (перенесения  значений современных фактов на будущее) тех или иных оценок политического  процесса, затрудняет политическое прогнозирование, ставит пределы предвидению политических перспектив.

В то же время каждый тип политических изменений  обладает собственной ритмикой (цикличностью, повторяемостью), сочетанием стадий и  взаимодействий субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс  формируется в связи с избирательными циклами, поэтому политическая активность населения развивается в соответствии с фазами выдвижения кандидатов в  законодательные или исполнительные органы власти, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Собственный ритм политическим процессам могут задавать решения правящих партий. В периоды же качественной реформации общественных отношений решающее влияние на характер функционирования государственных учреждений и способы политического участия населения оказывают не решения высших органов управления, а отдельные политические события, изменяющие расстановку и соотношение политических сил. Такой «рваный» ритм способны задать политическому процессу военные перевороты, международные кризисы, стихийные бедствия и т.д.

Отражая реальные, практически сложившиеся  изменения в политических явлениях, политический процесс непременно включает в свое содержание и соответствующие  технологии и процедуры действий. Иными словами, политический процесс  демонстрирует тот характер изменений, который связан с деятельностью  конкретного субъекта, применяющего в то или иное время и в том  или ином месте привычные для  него способы и приемы деятельности. Поэтому применение разных технологий решения даже однородных задач предполагает различные по характеру изменения. Таким образом, без этого технократического  звена политические изменения приобретают  абстрактный характер, теряя свою специфичность и конкретно-историческую оформленность.

 

5. Типология политических процессов

 

Проявление  указанных особенностей политического  процесса в различных временных  и прочих условиях предопределяет и  возникновение его разнообразных  типов. Так, с содержательной точки  зрения выделяются внутриполитические и внешнеполитические (международные) процессы. Они различаются специфической  предметной сферой, особыми способами  взаимодействия субъектов, функционирования институтов, тенденциями и закономерностями развития.

С точки  зрения значимости для общества тех  или иных форм политического регулирования  социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют те разнообразные изменения в различных областях политической жизни, которые касаются модификации ее базовых, системных свойств. К ним можно отнести, например, политическое участие, характеризующее способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.п. В таком же смысле можно говорить и о процессе государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.), определяющем основные направления целенаправленного использования материальной силы государства. В то же время периферийные политические процессы выражают изменения в не столь значимых для общества областях. Например, они раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, других связей и отношений в политической системе, не оказывающих принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.

Политические  процессы могут отражать изменения, протекающие в явной или скрытой  форме. К примеру, явный политический процесс характеризуется тем, что  интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях  к государственной власти, которая  в свою очередь делает доступной  для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. В противоположность открытому скрытый, теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.

Политические  процессы разделяются также на открытые и закрытые. Последние означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой — позитивный или негативный для субъекта — характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна. Например, при развитии международных кризисов или реформировании переходных общественных отношений нередко в принципе невозможно понять, несут ли субъекту выгоду совершаемые им действия, как вообще оценить складывающуюся обстановку, какие в связи с этим предпочесть альтернативы и т.д. Иначе говоря, такой тип процессов характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность как свершаемых, так и планируемых действий.

Важным  является и подразделение политических процессов на стабильные и переходные. Стабильные политические процессы выражают ярко очерченную направленность изменений, преобладание определенного типа властных отношений, форм организации власти, предполагающих устойчивое воспроизведение политических отношений даже при сопротивлении тех или иных сил и тенденций. Внешне они могут характеризоваться отсутствием войн, массовых протестов и других конфликтных ситуаций, грозящих свержением или изменением правящего режима. В нестабильных же процессах отсутствует четкое преобладание тех или иных базовых свойств организации власти, исключающих возможность качественной идентификации изменений. В этом смысле отправление власти осуществляется в условиях как неравновесности влияния основных (экономических, социальных, ценностных, правовых) предпосылок, так и несбалансированности политической активности основных субъектов в политическом пространстве.

В науке  представлены и попытки типологизировать политические процессы на цивилизационной основе. Так, Л. Пай выделял «незападный» тип политического процесса, относя к его особенностям склонность политических партий претендовать на выражение мировоззрения и представление образа жизни; большую свободу политических руководителей в определении стратегии и тактики структур и институтов, наличие резких различий в политических ориентациях поколений; интенсивность политических дискуссий, слабо связанных с принятием решений, и т.д.

Л. Пай  разграничил политические процессы западного и незападного типа. В статье «Незападный политический процесс» он формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах.

1. В незападных обществах нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений.

2. Политические  партии склонны претендовать  на выражение мировоззрения и  представительство образа жизни.

3. В политическом  процессе преобладают клики.

4. Характер  политических ориентации предполагает, что руководству политических  группировок принадлежит значительная  свобода в определении стратегии  и тактики.

5. Оппозиционные  партии и стремящиеся к власти  элиты часто выступают в качестве  революционных движений.

6. Политический  процесс характеризуется отсутствием  интеграции среди участников, что  является следствием отсутствия  в. обществе единой коммуникационной  системы.

7. Политический  процесс отличается значительными  масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей.

8. Для  политического процесса типично  резкое различие в политических  ориентациях поколений.

9. Незападные общества отличаются незначительностью консенсуса в отношении узаконенных целей и средств политического действия.

10. Интенсивность  и широта политической дискуссии  мало связаны с принятием политических  решений.

11. Отличительной  чертой политического процесса  является высокая степень совмещения  и взаимозаменяемости ролей.

12. В политическом  процессе слабо влияние организованных  групп интересов, играющих функционально  специализированные роли.

13. Национальное  руководство вынуждено апеллировать  к народу как к единому целому, не различая в нем социальные  группы.

14. Неконструктивный  характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.

15. Эмоциональные  и символические аспекты политики  оттесняют на второй план поиски  решений конкретных вопросов  и общих проблем.

16. Велика  роль харизматических лидеров.

17. Политический  процесс обходится в основном  без участия «политических брокеров».

 

6. Политические изменения и их типы

 

Политические  изменения представляют собой специфический  тип социальных изменений, связанный, прежде всего с переменами в механизме  властной регуляции общества. Политическая система под воздействием качественных изменений в социальной среде  постоянно находится в движении и развитии. Фактически не существует двух идентичных друг другу состояний  одной и той же политической системы. Следовательно, политические изменения  представляют собой трансформации  институциональных структур, процессов и целей, затрагивающие распределение и отправление властных полномочий по управлению развивающимся обществом. Политические изменения могут происходить либо путем приспособления системы к новым требованиям социальной среды, либо путем смены одной системы, неспособной сохранить себя, другой. В рамках одного общества политические изменения, оказывающие широкое и устойчивое воздействие на общество, можно определить как революцию. Революция представляет собой радикальный тип политических изменений, в результате которых прерывается прежняя политическая традиция и воспроизводится новая политическая система. В XX веке политический процесс России неоднократно менялся под воздействием революций. В 1905 г., дважды в 1917 г. и в 1991 г. произошли революционные изменения в политической системе общества, в результате которых трансформировались государственные и политические структуры, процессы и цели, затрагивающие распределение и отправление властных полномочий по управлению российским обществом.

Революцию как тип политических изменений  следует отличать от государственного переворота. Последний есть внезапная  и неконституционная смена правящих элит, которая сама но себе не сопряжена с какими-либо глубокими переменами в общественных отношениях. Революции и государственные перевороты не представляют собой наиболее распространенный тип политических изменений, хотя и всегда вызывают постоянный общественный интерес. Наиболее распространенным типом изменений является приспособление системы к новым требованиям или переменам в социальной среде. Такого рода изменения происходят постоянно в любой нормально функционирующей политической системе. Они могут быть связаны с перераспределением политического влияния в рамках данного общества, с внесением конституционных изменений в структуру властных отношений в пределах одной и той же политической системы и т.д.

Сознательные, системные изменения, оказывающие  широкое и устойчивое воздействие  на общество, но воспроизводящие прежнюю  политическую систему, можно определить как реформу. Реформы приводят к  изменению состояния общественных и политических отношений в рамках сложившейся политической системы. Поэтому важнейшей характеристикой  политического процесса является способ или режим осуществления политической власти (воспроизводства политической системы). Реформа политических отношений, изменяющая конституционно-правовые методы и способы осуществления политической власти в рамках одной политической системы, создает определенный политический режим. Следовательно, понятие политического  режима характеризует политический процесс с точки зрения функционирования и самовоспроизводства определенной политической системы данного общества.

Информация о работе Политический процесс