Политический режим : понятие , виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования – в работе достигаются следующие цели:
- изучение типологии различных видов государств;
- определение их структурных частей и выявление закономерных связей между структурным устройством государства, его политическим режимом и формой правления;
Гипотеза исследования. Полагаем, что при разных формах государственного устройства закономерно будет существование определенных форм политического устройства и форм правления.

Содержание работы

Введение
2
1.
Понятие формы государства . Форма правления
2
1.1
Форма государства : понятие , причины многообразия
4
1.2
Монархия : понятие, виды.
8
1.3
Республика : понятие , виды.
11
2.
Форма государственного устройства : понятие , особенности .
15
2.1
Унитарное государство : понятие , признаки
16
2.2
Федерация : понятие , особенности
18
2.3
Конфедерация : понятие, признаки
20
3.
Политический режим : понятие , виды
21
3.1
Демократический режимы
22
3.2
Антидемократические режимы.
23

Заключение
27

Практическое задание
29

Список литературы
35

Файлы: 1 файл

Теория гос.и права - Форма государства.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Конфедерация : понятие , признаки

Конфедерация  представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или перерастет в федерацию (США, Швейцария) или распадется (Австро-Венгрия). Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ). В качестве конфедерации многие рассматривают Европейский союз.

Конфедерация  в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение.

Конфедеративное объединение предполагает создание высших органов. Принятые ими решения  не носят обязательного характера  для субъектов федерации, последние  могут отменить действия актов органов конфедерации на своей территории (право нулификации). Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей Конституции, единой денежной системы, единого гражданства. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

 

 

3 . Политический режим: понятие , виды.

Понятие "политический режим" обозначает систему приемов, методов, форм, способов осуществления  власть-отношений в социально-политической системе, в роли субъектов которой  выступают государство, общество, отдельные индивиды.

Как и другие составные части формы государства – форма правления и форма государственного устройства, государственный режим имеет непосредственную связь с властью. Однако от них он не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования высших местных органов государственной власти или организацией верховной власти в государстве, как это имеет место в случае с формой правления, ни с внутренним строением государства, административно-территориальной и национально-государственной организацией власти, как это проявляется в форме государственного устройства. Государственный режим выступает как реальное проявление организационно-оформленной власти, как процесс ее функционирования.

Истории известны два основных вида государственного режима: демократический и антидемократический: тоталитарный и авторитарный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Демократические  режимы

Демократический политико-государственный режим  – это совокупность способов осуществления  государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства. Характерными признаками демократического режима являются:

1) основным источником  власти в государстве являются  граждане;

2) в государстве  отсутствует единая, обязательная  для всех государственная идеология; 

3) существование  и свободное развитие гражданского общества, представляющего собой социально-политический орган относительно независимый от государства;

4) наличие у  индивида комплекса неотъемлемых "абсолютных" прав и свобод, которые государство не имеет  права изъять или ограничить  ни при каких обстоятельствах;

5) в демократическом,  правовом государстве человек  должен подвергаться только ограничениям, какие установлены законом исключительно  с целью обеспечения должного  признания и уважения прав  и свобод других и удовлетворения  справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе;

6) наличие политических  свобод (гласность, свобода слова,  печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Антидемократические  режимы.

Антидемократический политико-государственный режим –это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства. В процессе характеристики антидемократических режимов обычно выделяют тоталитарный и авторитарные политические режимы.

Тоталитарный  режим является, как правило, порождением XX в., это фашистские государства, социалистические государства периодов "культа личности". Сам термин появился в конце 20-х  годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.

Тоталитарный  режим характеризуется следующими отличительными чертами:

1) в условиях  тоталитарного режима государство  полностью подчиняет себе общество; права и свободы отодвигаются  на второй план по отношению  к государственным интересам; 

2) государственную  власть осуществляется от имени  части общества (класса, сословия, иногда от имени конкретной личности);

3) в основе  тоталитарного режима лежит единая  государственная идеология, насильственно  навязываемая всему обществу;

4) управление  экономикой осуществляется при  помощи административно-командной системы, предполагается практически полная монополия государства в вопросах планирования и руководства процессом экономического развития;

5) государственная  деятельность имеет ярко выраженный  принудительный характер; правомерным  поведение субъекта считается лишь тогда, когда последний приносит обществу пользу;

6) государство  – орган, творящий право; понятия  право и закон тождественны;

7) в качестве  методов государственного управления  используются административный  и судебный произвол, а в ряде  случаев – открытый государственный террор;

8) тоталитарное  государство не учитывает особенностей  религиозных убеждений населения; 

9) тоталитаризм  характеризуется всеохватывающей  милитаризацией общественной жизни,  развитым военно-промышленным комплексом, довлеющим над мирной экономикой.

Авторитарный  политический режим он рассматривается  в качестве своеобразной промежуточной  формы между демократическим  и тоталитарным режимом. При этом возможен переход как в сторону  демократии, так и в сторону  тоталитаризма. Основным признаками авторитарной формы политического режима выделяются:

1) сосредоточение  всех властных полномочий в  руках ограниченного круга лиц  (властной элиты);

2) бессрочность  исполнения властных полномочий, передача власти по воле самой  власти;

3) юридическая безответственность властных структур за принимаемые решения;

4) внедрение  в регулятивно-управленческий механизм  двух систем воздействия: корпоративной  и нормативно-правовой; первая регулирует  взаимоотношения среди представителей  властной элиты, вторая – обеспечивает регуляцию общественных отношений среди подвластных;

5) допущение  относительной свободы в сфере  экономических отношений (разрешение  частной собственности, частного  предпринимательства, иностранных  концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.);

6) определение  и юридическое закрепление экономического  статуса и государственных гарантий  в отношении гражданского общества;

7) жесткий государственный  диктат в идейно-политической  сфере; 

8) активное применение противоправных (нарушающих субъективные права и свободы граждан) методов (административный и судебный произвол, политический террор).

Политический (государственный) режим как свойство формы государства  обладает достаточно высокой степенью самостоятельности. Через него правящие силы всегда имеют возможность, не затрагивая формальных устоев правления и устройства, приспособить форму государства к меняющейся политической обстановке в стране.

Доминирующую  роль политического (государственного) режима среди элементов формы государства приводит некоторых ученых к выводу что государственный режим – это свойство сущности государства, а не его формы.

Специфическая закономерность, характеризующая политический (государственный) режим, может быть сформулирована так: всякое изменение государственного режима при известном соотношении общих или частных интересов в конечном счете вызывает изменение формы государства; и наоборот, перестройка формы государства влечет изменение политического режима.

Отсюда следует, что межу элементами формы государства существует известное соответствие. Так, монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия демократического политического режима, а при наличии двух - или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В литературе форма  государства рассматривается в  связи с его сущностью. Излюбленным  приемом западных политологов и  государствоведов является рассмотрение внешних форм институтов государственной  власти вне связи с существующей социальной структурой власти, реальным соотношением между формой государства и его сущностью.

Влияние сущности государства на его форму носит  сложный, опосредованный характер. Государственная  власть политических сил формируется  с учетом интересов из союзников, то есть сама государственная власть обладает в каждый данный период определенным содержанием, в которое входит учет этих интересов. В форме государства получает воплощение политическая власть экономически господствующих сил, обладающих этой властью. В этом – одна из главных причин того объективного факта, что при одном и том же типе государства его формы могут быть различны, причем не только в разных странах, но и в одной и той же стране. Таковы типичные изменения формы для каждого феодального государства на различных этапах его существования: ранние централизованные монархии, феодально-раздробленные, сословно-представительные, абсолютные. Более того, даже облик абсолютных монархий может быть различным в отдельные периоды, как это имело место в России: в XVII в. – боярская монархия, в XVIII – чиновничье-дворянская, а в начале XX в. – шаг в направлении к буржуазной монархии.

Таким образом, во-первых, изменения в форме государства  сами по себе не означают, что меняется его классовая сущность. Она развивается  вследствие изменений в данном экономическом базисе или в социально-классовой структуре общества. Во-вторых, форма государства неодинакова для различных типов государства – рабовладельческого, феодального и т.д. В-третьих, форма государства видоизменяется в пределах одного и того же типа государства в различных странах в различные исторические периоды. В-четвертых, основными факторами изменений в форме государства являются наряду с типом государства: состояние экономического базиса; изменения социально-классовой структуры общества; международная обстановка; исторические традиции; взаимовлияние государств одного и того же типа, существующих в разных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание

Бланкетная  норма - правовая норма, предоставляющая государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать нормы поведения, запреты и т.п. ; способ изложения норм права, предполагающий, что закрепленная в статье норма права содержит отсылку не к конкретному нормативному правовому предписанию — статье нормативного правового акта (как это характерно для отсылочного способа), а к другому нормативному правовому акту. Именно так сконструированы содержащиеся в Кодексе РФ об административных правонарушениях статьи 11.2. «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта», 11.5. «Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов», 11.7. «Нарушение правил плавания», 11.19. «нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа», и др. К слову сказать, Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит обилие такого рода норм: это нормы, определяющие ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6 Кодекса); за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8), в сфере промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9 Кодекса), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10) и др. Применение бланкетной нормы права предполагает, что состав правонарушения может быть определен исключительно на основе как нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях, так и тех Правил, которые были объектом противоправной деятельности правонарушителя.

Норма , в которой  содержится простая гипотеза- такая часть нормы, которая содержит указание на те условия (фактические обстоятельства), с наступлением которых действует данная норма. Гипотеза — неотъемлемый элемент нормы, ее точность и определенность есть условие реализации нормы. Отсутствие такой определенности затрудняет использование предусмотренных нормой возможностей ее адресатами — гражданами, и их объединениями. Если же норма закрепляет полномочия государственного органа, то неопределенность перечисленных в ее гипотезе обстоятельств наделяет властные структуры дискреционной властью, то есть легальной (узаконенной) возможностью поступать по своему усмотрению.

Информация о работе Политический режим : понятие , виды