Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 16:55, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть политический режим в России.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие политического режима;
- изучить демократические и недемократические политические режимы;
- исследовать демократические и недемократические тенденции в политическом режиме современной России;
- проанализировать будущее политического режима в современной России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и типология политических режимов 5
1.1. Политический режим: понятие, свойства, принципы 5
1.2. Демократические политические режимы 6
1.3. Недемократические политические режимы 12
2. Особенности политического режима в современной России 20
2.1. Демократические тенденции в политическом режиме 20
2.2. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России 22
2.3. Будущее политического режима в современной России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Общественно-политическая система, которая функционирует в нашей стране в основном не соответствует общеустановленным критериям демократии, главные среди которых - репрезентативность власти и ее ответственность перед обществом, наличие эффективного контроля за властью со стороны общества. Ученые обозначают эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», обосновывая ее формирование слабостью государственной властью и неразвитостью гражданского общества.
Специфической чертой развития России на современном этапе является установление режима, для которого интересы государства и общества расходятся. Это означает отсутствие у общественной власти на данной ступени действенной политической структуры. Обозначенный режим политологи называют гибридным или переходным. Данный режим обладает определенными признаками демократии, но еще не является демократическим в принятом смысле этого слова.
Объектом исследования в данной работе является политический режим в России.
Предмет исследования – характерные черты, перспективы политического режима в России.
Цель работы – рассмотреть политический режим в России.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие
- изучить демократические и
недемократические
- исследовать демократические и недемократические тенденции в политическом режиме современной России;
- проанализировать будущее
Теоретической основой работы послужили монографии и статьи из публицистических изданий, посвященные данной теме.
Методологическую основу работы образуют общенаучные методы познания. В исследовании использовались принципы и методы предметно-логического и структурно-функционального анализа.
Структурно данная работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка использованной литературы.
Для написания работы мною использовалась специальная и учебная литература, соответствующая теме работы.
Для того чтобы лучше понять основное содержание политического режима необходимо, в первую очередь, установить место и значение самого этого понятия в науке.
В широком смысле слова политический режим характеризует действительное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В этом смысле он – есть конкретный способ функционирования политической системы общества, позволяющий отличать одно государство от другого. Политический режим складывается в результате взаимодействия всех «винтиков» механизма политической системы (политических институтов, политических отношений, политических норм и политической культуры)1.
В узком смысле слова политический режим определяется как «сумма» способов и методов реализации государственной власти (демократические и недемократические политические режимы). На основании широкого (способ функционирования политической системы) и узкого толкования категории «политический режим» в политической науке нередко делается различие между понятиями «государственный режим» (более узкое понятие) и «политический режим» (более широкое понятие) 2.
В современной политологии выделяют различные типы политических режимов. В качестве критериев классификации политических режимов чаще всего используются такие признаки, как:
- наличие или отсутствие
- степень и реальное выражение плюрализма интересов;
- методы властвования;
- принципы взаимоотношений
- уровень политических свобод;
- наличие оппозиции;
- тип политической культуры и другие.
Исходя из этого, выделяют три основных типа политических режимов:
- демократический, для которого характерны: свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма;
- авторитарный, характеризующийся
существенным ограничением
- тоталитарный, который отличается
отсутствием политического
Безусловно, в реальной политической жизни указанные типы политических режимов в чистом виде встречаются редко. Их классификация необходима для сравнительной характеристики методов и способов осуществления власти. Каждый из них имеет свои разновидности.
Таким образом, данные о конкретном
политическом режиме в той или иной стране
позволяют ответить на вопрос: каким образом,
какими органами осуществляется власть
в данной стране.
1.2. Демократические политические режимы
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа» (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): « демократия - правление народа, избранное народом и для народа». Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).
Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как «правление всех». Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия «все» и «народ» не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была «первобытная демократия», где решения принимали все взрослые члены рода или племени.
В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами, имеющие право участвовать в управлении и осуществлении правосудия, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась только на несколько тысяч человек. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие, принимая форму тирании «большинства». Так, афинская демократия приговорила к смерти Сократа, а также могла предать любого непопулярного гражданина остракизму (изгнанию из города сроком на 10 лет). Известно, что из Афин был изгнан полководец и политик Фемистокл со словами: «Ты - лучше нас, а нам не нужно лучших». Этой участи едва избежал и известный сторонник афинской демократии Перикл. Наконец, отметим, что демократия древности существовала за счет института рабовладения. Столь же суженной была категория граждан-народа в средневековых муниципальных демократиях - в феодальных городах-республиках.
Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической тенденции, явились Английская революция (1688 год), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 годы) и Французская революция (1789 год). В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791 год) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.
Более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ века, когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отмечу, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.
Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин «демократическая». Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия «демократия» и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия - это «понятие, решительно не поддающееся определению». Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.
Что же представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.
Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.
1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам3.
2. Периодическая выборность
3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа «один гражданин - один голос» раскрывает смысл политического равенства.
4. Гарантия основных прав
5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и другое.
6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.
7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 год). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ4.