Политический режим в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть политический режим в России.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие политического режима;
- изучить демократические и недемократические политические режимы;
- исследовать демократические и недемократические тенденции в политическом режиме современной России;
- проанализировать будущее политического режима в современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и типология политических режимов 5
1.1. Политический режим: понятие, свойства, принципы 5
1.2. Демократические политические режимы 6
1.3. Недемократические политические режимы 12
2. Особенности политического режима в современной России 20
2.1. Демократические тенденции в политическом режиме 20
2.2. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России 22
2.3. Будущее политического режима в современной России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

современная государственная демократическая политика в РФ .docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

С позиции социально-политического подхода корни тоталитаризма видятся в активности «массового человека», в расширении форм его политического участия. Этот ракурс исследования восходит к работам испанского мыслителя Х.Ортеги-и-Гассета («Восстание масс») и немецкой исследовательницы Х.Арендт («Происхождение тоталитаризма»), Н.Бердяева. Массовое общество формируется как результат модернизации (переход от аграрного к индустриальному типу производства, урбанизация, рост массовых коммуникаций и другое) конца ХIХ - начала ХХ века. Массовое общество стало удобным объектом манипулирования со стороны вождей. Модернизация, особенно в ее ускоренном варианте, характерном для Германии и России, а позже и для азиатского региона, привела к резкому размыванию традиционных структур (деревенский общины, семьи), к эрозии традиционных культурных ценностей и вызвала подъем социально-политической активности массового человека. Эту ситуацию усугубили катаклизмы, с которыми столкнулся мир в первой половине ХХ в.: революции, мировые и гражданские войны, затяжные экономические кризисы. Распад устоявшегося уклада жизни, кризис моральных ценностей привел к массовой маргинализацией населения, то есть к появлению огромной массы людей, «выбитых» из своих социальных групп (классовых, профессиональных, семейных).

Таким образом, общий недостаток недемократических политических режимов (и авторитаризма и тоталитаризма) состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому необходимо обуздать власть, гарантировать защиту прав граждан от государственного произвола.

 

 

2. Особенности  политического режима в современной  России

 

2.1. Демократические  тенденции в политическом режиме современной России

 

В современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.

В последние годы приняты законы, которые способствуют повышению значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную Думу теперь проходят только по пропорциональной системе, а в законодательные органы субъектов федерации – по смешанной, причем не менее половины депутатов избираются по спискам политических партий; политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта федерации; с 2006 года начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов общества10.

Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования.

Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью.

В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов - от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество». Инициированные Президентом России национальные проекты в области образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса и строительства доступного жилья призваны стабилизировать общественно-политическую ситуацию и оказать помощь гражданам в получении жизненно важных услуг.

Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

Для России является актуальным предупреждение, прозвучавшее от аргентинского политолога Гильермо О`Доннелла, относительно гибели демократии. Исследователь выделяет два вида такой гибели: внезапная и медленная. «Внезапная смерть происходит вследствие гражданской войны, государственного переворота или какого-либо еще заметного события, которое сразу же привлекает внимание и указывает на точную дату гибели демократии. Но враги демократии действуют и более тонкими и безопасными методами, позволяющими покончить с ней медленно. Постепенно и незаметно происходит эрозия демократических свобод, гарантий и процессов. При этом нельзя указать точную дату, когда демократию следует объявить усопшей. Можно лишь заметить задним числом период постепенного удушения, когда при каждом затягивании петли демократические деятели как внутри страны, так и за рубежом раз за разом упускали шанс дать отпор, поскольку каждый шаг сам по себе не казался достаточно серьезным для полной мобилизации сил. Медленная смерть коварна: насилие и репрессии, сопровождающие ее, могут быть столь же крупными, как и в случае внезапной смерти, но при этом умирающая демократия способна прикрыться претензиями на сохраняющуюся внутреннюю и международную легитимность, из-за чего оказывается затруднительным предпринять соответствующие и своевременные внутренние и международные меры» 11.

Могу заключить, что Россия встала на путь построения демократии – но до демократии как таковой нам еще очень далеко.

 

2.2. Недемократические  тенденции в политическом режиме  современной России

 

Обеспокоенность значительной части политологического сообщества авторитарными тенденциями в формировании политического режима в современной России вполне очевидна. Некоторые из этих тенденций субъективны, а некоторые кроются в российском политическом менталитете и в недавней советской политической практике.

В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий12.

Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается в том, что для ее осуществления необходимо значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы, для чего нужны обширные капиталовложения. В то же время для повышения эффективности экономики также необходимы значительные дополнительные инвестиции. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без больших иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система мобилизации наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной оплату труда.

Неустойчивость сложившейся ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия для усиления в стране авторитаризма.

Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. По данным правительства в 2009 году разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в России составляла 14,1 раза, в 2010 году  – 14,8 раза. То есть наблюдается не сокращение, а увеличение разрыва, который становится опасным. В развитых государствах разрыв составляет 4-7 раз. Исследователи считают, что при разнице в доходах в 7 раз в социально-экономической сфере начинают происходить позитивные качественные изменения, свидетельствующие о необратимости перемен13.

Проблема демократии не особенно актуальна в бедной стране, где люди больше думают о выживании, чем о соблюдении прав человека. Люди, привыкшие все необходимое получать от государства, не знают, что делать со свободой, которую им обещают правые партии. Еще Г.П.Федотов, говоря о выборе России в октябре 1917 года, отмечал, что русский народ предпочел свободе государственную мощь. «Сознательно или бессознательно он сделал свой выбор между национальным могуществом и свободой. Поэтому он несет ответственность за свою судьбу»14.

Свобода, не подкрепленная материальной составляющей, которую должно обеспечить социальное государство, является обузой для человека. Для того, чтобы хорошо жить в условиях свободы, необходимо проявлять инициативу, повышать профессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а самому, по возможности, решать жизненные проблемы. Для этого необходима психологическая готовность личности, а также помощь со стороны государства, которое с помощью правовых норм должно обеспечить реализацию свободы гражданина в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Соответствующим образом должны работать политические институты и бюрократия, которая в российских условиях является главным препятствием на пути становления демократических свобод.

Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 году Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.

Озабоченность по поводу российского авторитаризма А.Яковлев высказал следующим образом: «В силу многолетних традиций авторитарность в нашей стране перенасыщена психологией нетерпимости и догматизмом, не приемлющими перемен. Отсюда и тоска по Ленину, Сталину, Андропову, и возврат старого гимна, и новая цензура, и активность льстецов, и предложение восстановить памятник Дзержинскому, и обманчивые надежды на военных, способных, якобы, «навести порядок». Видимо у новой правящей элиты явно не хватает времени заглянуть в реальную историю страны»15.

Таким образом, авторитарные и тоталитарные тенденции в политическом режиме нашей страны все еще очень сильны, и только от нас, ее граждан, зависит насколько быстро страна сможет их преодолеть.

 

 

2.3. Будущее  политического режима в  современной  России

 

При полной, казалось бы, ясности в отношении ключевых тенденций сегодняшнего политического процесса, по-прежнему без ответа остаются принципиальные вопросы. Состоялся ли переход в принципе? И если «да», то в пользу какого политического устройства? Если же трансформация не завершилась, что собой представляет продолжающееся переходное состояние? Режим остается «недоделанным», а значит, и в каком-то смысле неустойчивым - вероятность срыва в новый трансформационный процесс все еще существует. Она связана с отсутствием сколько-нибудь реалистического курса в отношении будущего. Ощущение силы не позволяет высшим эшелонам авторитарной иерархии даже усомниться в том, что при имеющихся возможностях разрешимы любые проблемы16.

Дело в том, что авторитарные режимы, допускающие проведение конкурентных выборов, вынуждены одновременно решать две несовместимые задачи. С одной стороны, необходимо сохранять монополию на власть, а с другой, стимулировать оппозиционную деятельность. Для сохранения монополии зачастую достаточно сильного лидера, стоящего во главе подчиняющейся ему политической силы и государства. Но иногда, если лидер по тем или иным причинам не может стабильно оставаться сильным, претензии на лидерство обнаруживают сразу несколько претендентов. Возникает опасность раскола, угрожающая сохранению монополии, и тогда встает вопрос об организационном оформлении сосуществования. Что касается оппозиции, то нужно либо дозировать применение кнута и пряника в отношении реальных оппозиционеров, чтобы они, не утратив стимулов к соревнованию, вместе с тем не почувствовали бы своей силы, либо создавать заведомо лояльную оппозицию, делегируя в нее собственных сторонников. Только в тех случаях, когда удается успешно преодолеть начальную стадию решения этих проблем, как это было в Мексике, Ботсване, Сингапуре, Индонезии, на Филиппинах, такие режимы живут долго. Но бывает и так, что назначенная оппозиция, неожиданно выиграв выборы, становится опасной, как это произошло в Бразилии в 1974 году. Или трижды проигрывавший оппозиционный кандидат в президенты в четвертый раз вдруг становится победителем, как в Южной Корее в 1997-м году.

Информация о работе Политический режим в России