Политический режим в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть политический режим в России.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие политического режима;
- изучить демократические и недемократические политические режимы;
- исследовать демократические и недемократические тенденции в политическом режиме современной России;
- проанализировать будущее политического режима в современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и типология политических режимов 5
1.1. Политический режим: понятие, свойства, принципы 5
1.2. Демократические политические режимы 6
1.3. Недемократические политические режимы 12
2. Особенности политического режима в современной России 20
2.1. Демократические тенденции в политическом режиме 20
2.2. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России 22
2.3. Будущее политического режима в современной России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

современная государственная демократическая политика в РФ .docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывает на актуализацию в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии.

Отмечу, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократической общественностью как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.  

Демократическая практика последних десятилетий характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации в какой-либо форме, а также право на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992 год) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и другое. 

Конституция - документ, закрепляющий права и свободы граждан, обязательства государства по защите этих прав и предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством. 

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти. 

Наличие развитой системы представительства (парламентаризма). 

Политический плюрализм дает возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.  

Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и другое. 

Принцип большинства предполагает принятие решений большинством голосов при одновременном признании права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы, создавать свои объединения.  

Разрешение конфликтов мирным путем.

 Из вышесказанного в данной  подглаве можно сделать следующий  вывод: демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

 

1.3. Недемократические политические режимы

 

 

Недемократические политические режимы бывают двух видов: тоталитарные и авторитарные.

В переводе с позднелатинского «тоталитарный» означает «относящийся к целому». В политический лексикон этот термин был введен идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле, который призвал к тотальному подчинению человека государству и растворению индивида в политической истории. В дальнейшем оппоненты фашизма используют этот термин в негативном смысле - как противоположность демократии.

При определении признаков тоталитаризма у ученых наибольшей популярностью пользуется модель, предложенная американскими политологами К. Фридрихом и З. Бжезинским, включающая в себя шесть базовых характеристик:

- централизованное руководство  и управление экономикой;

- всеобщий контроль над поведением  индивида в социальной сфере;

- признание руководящей роли  одной партии в политической  сфере и осуществление ею своей  диктатуры (государственные и партийные  структуры сливаются и формируется  феномен «партия-государство»);

- господство официальной идеологии;

- сосредоточение в руках государства  и партии всех средств массовых  коммуникаций;

- концентрация в руках партии  и государства всех средств  вооруженного насилия5.

Таким образом, государство осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества в целом и отдельного индивида в том числе. Среди политологов утвердилось и более краткое определение тоталитаризма - это закрытая система, в которой все - от воспитания детей до выпуска продукции - контролируется из единого центра.

Тоталитарные режимы традиционно разделяют на «левые» и «правые» формы. Они различаются характером идеологий, в том числе целями и задачами, которые ставят перед массами партии-гегемоны: «народный капитализм» и завоевание мирового господства (фашистская Италия и Германия); построение коммунистического общества и мировая революция (коммунистические режимы в СССР, странах Восточной Европы и Азии, на Кубе). Есть и другое отличие: левый тоталитаризм был более «достроен»,  то есть партия обладала монополией не только на политическую, но и на экономическую власть (государственная собственность, планирование в экономике). В фашистских режимах существовала свобода предпринимательства, что не исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу, подчинения ее задачам военного производства.

Авторитаризм (от лат auctor - зачинатель, основатель, творец и auctoritas - мнение, решение, право) определяют как режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Иногда тоталитаризм рассматривается как крайняя форма авторитарного режима. Но наличие ряда общих черт (произвол лидеров, значительный репрессивный аппарат, ограничение прав человека, использование силы при разрешении конфликтных ситуаций) не дает оснований для их отождествления. Остановимся на отличиях двух режимов.

1. При тоталитаризме партия-гегемон  запрещает все элементы общественно-политического  плюрализма, оппозиционные партии  и движения. Хотя существуют такие  объединения, как профсоюзы, женские  и молодежные движения, они выступают  «приводными ремнями» партии. Гражданская  инициатива поощряется только  в рамках этих «патронируемых»  сверху структур. При авторитаризме имеет место ограниченный политический плюрализм, то есть инакомыслие и подконтрольная оппозиция допускаются в определенных пределах; отсутствует реальное разделение властей, а выборы в законодательные органы носят формально свободный характер, альтернативность выбора практически исключена.

2. При тоталитаризме ядром политической  системы выступает партия-гегемон, монополизировавшая государственную  власть, при авторитаризме - само  государство (в некоторых случаях  правящая элита создает под  себя «партию власти») 6.

3. При тоталитаризме особая роль  отводится идеологии. Она выполняет  две важные функции: легитимация  этого режима и мобилизация  масс на выполнение поставленных  режимом задач. Для объединения  народа вокруг власти в сознание  масс через газеты, радио, телевидение, искусство внедряются полезные  для господствующей партии стереотипы. Мощнейшая пропагандистская машина  рисует утопические цели, «великое  будущее» - коммунистический или  расовый рай. Одновременно создается  «образ врага», в качестве которых  выступают «реакционные классы»  или «низшие народы», сторонники  других идеологий. Все это призвано  оправдать жесткие методы управления, ограничение свободы личности, массовые  репрессии. Психологический террор  является дополнением полицейского  террора (преследование инакомыслящих, суды над «врагами народа», партийные  чистки и прочее). Что касается  авторитаризма, то здесь может  отсутствовать какая-либо четко  определенная идеологическая доктрина. Инструментом консолидации общества  выступает религия, национализм  или «идеология развития», объясняющая  цели экономической и социальной  модернизации общества.

4. Тоталитарная власть опирается  на широкую поддержку народа. Для такого режима характерен  культ вождя партии, который в  глазах народа обладает харизмой, ему приписываются сверхъестественные  свойства: непогрешимость, способность  думать за всех. Тоталитаризм  широко использует такие формы  мобилизации масс как выборы, митинги, манифестации, торжественные  собрания, «всенародные обсуждения», но все это делается под  партийно-полицейским контролем. При  авторитаризме может отсутствовать  широкая интенсивная мобилизация  народа в поддержку власти. Для  этого режима характерны деполитизация  масс, индифферентное, пассивное отношение  к власти. Не имея массовой  поддержки, авторитарная власть  опирается на бюрократию, армию, церковь, крупные предпринимательские  слои, пытается использовать исторические  традиции или националистические  идеи. В зависимости от этих  параметров политологи выделяют  разные виды авторитаризма: бюрократический, военный, теократический (религиозный), олигархический, вождистский режимы.

5. Авторитарные лидеры осуществляют  политическое руководство в нечетко  определенных, но предсказуемых  границах. Тоталитарные руководство  отличается высокой степенью  непредсказуемости, так как лидеры  действуют без оглядки на писаные  или неписаные нормы.

6. Отметим еще одно принципиальное  различие режимов. Авторитарный  режим не стремится к тотальному  контролю над всеми сферами  жизни, сохраняя автономность личности  в частной жизни и допуская, как правило, свободные рыночные  отношения в экономике, что позволило  некоторым странам достичь высоких  темпов экономического роста (современный  Китай, Сингапур, Южная Корея, Чили).

Таким образом, современные авторитарные режимы имеют ряд черт переходного режима, занимая промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом.

Авторитарный режим может выступать в форме диктатуры и быть более либеральным. Последние формы авторитаризма представляют собой своеобразный симбиоз автократических и демократических тенденций. Такие гибридные режимы получили различные наименования: «демократура» (есть элементы демократии, но нет либерализации, выборы гарантируют победу правящей партии), «диктабланда» (есть некоторая либерализация, но без демократизации, людям представлены определенные права, но нет развитого гражданского общества), «делегативная демократия» (избиратели делегируют президенту делать все, что он считает нужным).

В историческом прошлом авторитаризм выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий и в форме различных аристократических режимов.

Авторитарные режимы по сравнению с тоталитарными обладают большими шансами перехода к демократии, так как здесь уже проявляются независимые от государства экономические интересы, на базе которых могут сформироваться политические интересы, а следовательно, существует потенциал для политической самоорганизации гражданского общества7.

При переходе от тоталитаризма к демократии требуется не только политические реформы, но и комплексная экономическая реформа.

Рассмотрим предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов.

В отличие от авторитаризма, примеры которого можно найти в тиранических режимах прошлого, тоталитаризм появляется в ХХ веке, чему способствовало несколько причин. Отмечу, что вопрос о корнях тоталитаризма является сложным в изучаемой теме. Действительно, что способствует его возникновению в одних странах и почему его избежали другие? Есть ли в этом какие-то закономерности? Заканчивается ли XX веком эпоха тоталитаризма, или в будущем демократия отступит перед новой волной деспотизма? Где следует искать корни тоталитаризма: в экономике, в идеологии, или в самом сознании людей? Исследователи дают разные варианты ответов на эти вопросы. Ниже приведены наиболее типичные подходы, объясняющие феномен тоталитаризма.

Согласно первой версии потенциальная возможность тоталитаризма кроется в расширении функции государственного контроля и регулирования. Уже сам по себе госкапитализм, появившейся на рубеже ХIХ-ХХ вв., представлял собой авторитарную тенденцию. Если же процесс регулирования со стороны государства заходит достаточно далеко, то общество теряет способность к самоконтролю и обрекает себя на тоталитаризм. Подобного взгляда придерживался философ К.Поппер, который в своей работе «Открытое общество и его враги» рассматривал тоталитарное общество таким, где государство присваивает себе функции управления во всех сферах, насильственно регулирует их в духе господствующей, ориентированной на идеальное будущее идеологии. Среди других причин назовем концентрацию ресурсов в руках государства в период Первой мировой войны, что потенциально усилило возможности государства в управлении другими общественными процессами8.

В соответствии со второй версией тоталитаризм выводится из победы тоталитарных идеологий. Духовную предпосылку подобных идеологий ХХ века исследователи пытаются вывести из идей прошлого, в частности, из политической философии Платона, Т.Макиавелли, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Гегеля. Устанавливается генетическая связь тоталитаризма с социалистической теорией К.Маркса и В.И.Ленина. «Вина» возлагается и на философию Просвещения XYIII века, которая, борясь с религией, создала культ разума и мифологизирована саму рациональность. Просветители обвиняются в том, что способствовали возникновению социальных утопий, претендующих на переустройство мира на началах здравого смысла и гармонии. Наиболее последовательным воплощением культа рациональности рассматривается марксизм9.

Более распространен подход, выводящий тоталитаризм из объективных тенденций развития современной цивилизации, в частности, из ее технизации. Этот подход прослеживается в работах Н.Бердяева, который считал, что техническая эра, порожденная торжеством рационального мировоззрения, означала установление особого господства не только над природой, но и над человеком. По мысли философа, техника превращает целостного индивида в отдельную рабочую функцию, делает его поведение легко контролируемым и управляемым. Вслед за Н.Бердяевым ряд исследователей под техникой понимают не просто власть машин, а особый способ организации манипулирования людьми. Отмечу, что в 20-30-х годах появились и новые технические возможности для манипулирования людьми, связанные с развитием доступных средств массовой информации (массовые тиражи газет, радио). Рассматривая современную тенденцию повышения роли СМИ в жизни общества, ученые высказывают опасение, что переход к информационному обществу создаст новые, более тонкие формы контроля за сознанием и поведением людей.

Информация о работе Политический режим в России