Политический режим.Понятие.Виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования контрольной работы является сравнительный анализ форм политических режимов, изучение темы с точки зрения отечественных и зарубежных исследований.
Объектом исследования выступают формы политических режимов, их влияние на политическую и общественную жизнь государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Политический режим.Понятие.Виды……………………………….6
1.1.Понятие политического режима……………………………………………..6
1.2.Типы и особенности политических режимов……………………………….7
1.2.1.Тоталитарный политический режим………………………………………8
1.2.2.Авторитарный политический режим………………………………………9
1.2.3.Демократический политический режим………………………………….11
Глава 2.Сравнительная характеристика основных типов политического режима…………………………………………………………………………...14
2.1.Критерии сравнения политических режимов……………………………...14
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованных источников и литературы………………………23

Файлы: 1 файл

политология я.docx

— 59.34 Кб (Скачать файл)

Авторитарный режим не старается осуществить глобальный контроль над всеми сферами жизни, сохраняет независимость личности и общества в сферах, не касающихся политики.3

Таким образом, современные авторитарные режимы могут иметь ряд черт переходного режима – занимать промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Они имеют больше шансов, нежели тоталитаризм, для перехода к демократии.

Авторитаризм может существовать в самых разнообразных формах. В зависимости от того, на поддержку каких социальных групп и институтов опирается власть, можно обозначить следующие формы авторитарного режима:

- военные диктатуры, опирающиеся на армию. В условиях неразвитого гражданского общества и слабых демократических традиций военные являются наиболее организованной силой, обладающей средствами для захвата власти. Подобные режимы – достаточно частое явление в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке;

- теократическая, предполагающая опору на духовенство и религию. Как пример можно привести современный Иран, где с середины 90-х гг. появилась тенденция к либерализации режима;

- олигархическая, при которой властью обладают определенные корпоративные кланы;

- вождистская (режим личной власти), которая опирается на авторитет сильного лидера. Сам режим может обладать поддержкой народа. Основанием для возникновения подобных режимов может являться ощущение внешней опасности для страны;

- смешанные, сочетающие в  себе элементы разных режимов. Так, режим, установленный С. Хуссейном в Ираке, обладает свойствами военного, вождистского и частично теократического режимов одновременно.4

1.2.3.Демократический  политический режим.

Самый сложный и многогранный по формам осуществления власти вид политического режима – демократия.

М. Вебер в своей плебисцитарно-вождистской теории демократии писал, что демократия являет собой «средство» властвования, полностью обесценивающее все понятия «народного суверенитета», общей «воли народа» и т.п.

По мнению Даля Р.А., основная характеристика демократии – это беспрестанная способность правительства реагировать на предпочтения своих граждан, которые в политическом отношении рассматриваются как равные.(4;6)

Демократия как конкретная система власти по сути представляет собой форму организации политической жизни, отображающую беспрепятственный и конкурентный выбор населением того или иного варианта развития общества. За счет совместного участия во власти практически всех слоев населения демократия открыта одновременно всем альтернативам социального выбора. Как подчеркивает X. Линц, «демократия... это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, свободу слова и другие главные политические права личности; свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех политических институтов; обеспечение условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их политических предпочтений... Демократия не требует обязательной смены правящих партий, но возможность такой смены должна существовать, поскольку сам факт таких перемен является основным свидетельством демократического характера режима».(1;167)

Демократия – это такой тип действия политической системы, организации жизни общества, который основан на определении народа на роль источника власти, на его праве принимать участие в решении дел, касающихся государственной и общественной сфер, и наделении граждан довольно широким кругом прав и свобод.5

Чертами, характеризующими демократический политический режим, являются:

- избирание представительных  органов государственной власти  и местного самоуправления посредством всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании;

- присутствие у парламента  исключительного права издавать  общегосударственные законы;

- разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, наличие системы сдерживания  и противовесов в отношениях  между ними;

- многопартийность, существование в партийной системе политических партий, как поддерживающих существующий строй, так и отрицающих его, но действующих в рамках Конституции;

- принятие политических  решений большинством при соблюдении  интересов и прав меньшинства;

- отсутствие у политических партий прямых публично-властных отношений.(1;168)

К основным характеристикам демократии следует отнести следующие:

- принятие участия населения  в формировании и реализации  государственной власти при помощи  прямой и представительной демократии;

- развитое гражданское  общество;

- существование правового  государства;

- выборность и сменяемость  центральных и местных органов  государственной власти, их ответственность перед избирателями;

- признание государственной  власти;

- демократический контроль  общества над силовыми структурами;

- преобладание методов  убеждения, согласования, уступок над  методами принуждения и насилия;

- объявление и действительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

- принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

- гласность, отсутствие цензуры в СМИ.(3;97)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Сравнительная характеристика основных типов политического режима.

2.1.Критерии сравнения  политических режимов.

Политический режим складывается спонтанно, в результате совместных действий многих субъектов и политического процесса и не может быть определен конституциями или другими законами.

Для того, чтобы определить тип политического режима, необходимо соотнесение конституционных и правовых норм с действительной политической жизнью, объявленных целей - с реальной политикой, осуществляемой в государстве.6

При анализе политических режимов учитывают следующие категории:

1.Способ организации структуры правления.

В странах с тоталитарным режимом правления само государство осуществляет контроль над всеми сферами жизни общества. Властвует одна партия, являющаяся государственным аппаратом. Для такой партии характерна строгая иерархия. Тоталитарный режим обычно опирается на харизматического лидера.

При авторитаризме контроль над жизнью общества несколько слабее. Возможно наличие ограниченного плюрализма, однако при этом общество оказывает минимальное влияние на принятие решений. Существует одна или несколько политических партий, одна из которых занимает привилегированное положение, но, в сравнении с тоталитаризмом, не обладает такой силой и дисциплинированностью. Роль лидера высока, но обычно ему не присущи харизматические качества.

В странах с демократическим политическим режимом государственные органы контролируются выборными учреждениями и несут ответственность перед ними. Признаётся независимость народа, воля большинства выступает в роли источника власти. Лидеры избираются и отвечают за свою деятельность перед народом. Для демократии характерно наличие дву- или многопартийности. Демократический политический режим предполагает конкуренцию интересов и мнений;

2.Ограничение функционирования правящих структур.

В странах с тоталитарным и авторитарным политическими режимами работа государственного аппарата и правящей партии не поддается контролю гражданами, они никоим образом не оказывают влияния на принятие политических решений и политическую жизнь государства.

 В демократических странах целью государства является соблюдение и защита интересов и прав граждан. В следствии того, что все органы являются выборными, граждане имеют возможность осуществлять контроль их работы посредством различных институтов (политические партии, разнообразные общественные организации, конституционные и правовые гарантии и т.д.);

3.Ответственность правящих  структур.

При тоталитарном и авторитарном политических режимах государственные лидеры и партийная элита принимают все решения самостоятельно и не отвечают за их последствия перед народом.

Так как при демократии присутствует эффективная система контроля и наблюдения за функционированием государственных органов, государство несет полную ответственность перед международным обществом, перед своими гражданами за осуществляемую деятельность.

4.Проникновение органов  власти в структуры общества.

При тоталитаризме власть старается контролировать все области жизнедеятельности общества: контролирование экономической жизни нужно для усиления собственной материальной базы, для беспрепятственного распоряжения сырьём и ресурсами; наличие официальной идеологии направлено на поддержание режима и привлечение масс; непосредственно контроль над политической сферой.

Авторитарное правление характеризуется не таким глобальным контролем над жизнью общества, допускается некая свобода общественных организаций.

В странах с демократическим режимом влияние органов власти на жизнь общества значительно ограничено, при демократии развито гражданское общество – общество, в котором наличествует и постоянно увеличивается область беспрепятственного волеизъявления людей. Это комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов, которые как таковые непосредственно не зависят от самого государства и взаимоотношения которых регулируются гражданским правом.

5.Официальная идеология.

Тоталитарный политический режим основывается на официальной идеологии, представляющей некое совершенное будущее, способы его достижения, объясняющей место и роль лидера или правящей группы в создании нового уклада, ставящей своей целью признание установленного политического режима и его направления.

При авторитарном режиме отсутствует чётко сформулированная идеология, что приводит к отдалению от режима определённых социальных групп.

В странах с демократическим политическим режимом ни одна из идеологий не признается как официальная. Объявляется принцип плюрализма, способствующий наличию разнообразных политических сил с соревнованием между ними за представительство в органах государственной власти. Он подразумевает законное столкновение интересов, споры между приверженцами различных точек зрения. Обязательными условиями для существования политического плюрализма являются свобода слова, наличие политических партий.

6.Характер партийной системы.

При тоталитаризме существует лишь одна политическая партия, которая обладает монопольным правом на осуществление политической деятельности. Члены такой партии занимают все важнейшие должности в государстве. Партия определяет статус своей идеологии как официальной. При тоталитаризме не существует законной оппозиции, отсутствует приемлемость политического инакомыслия, жестко преследуется любое сопротивление и даже личные мнения и оправдываются, учитывая это, любые формы насилия.

В авторитарном государстве допускается наличие нескольких партий, но лишь одна из них занимает преимущественное положение, остальные существуют для создания видимости некоей свободы выбора и вряд ли когда-нибудь станут лидирующими. Присутствует ограничение или даже запрет противодействующих к режиму объединений граждан.

Неотделимой составляющей политической системы современного демократического общества являются политические партии. Они осуществляют выполнение следующих функций:

- представительство –  обозначение интересов определенных  групп населения;

- социализация – мобилизация части населения к числу своих членов и единомышленников;

- идеологическая – создание политической платформы, которая привлекала бы определенные части общества;

- участие в борьбе за  власть – подбор, продвижение политических кадров и создание условий для их успешной работы;

- участие в образовании политических систем, их принципов, составляющих, устройств.

Демократия предполагает конкуренцию политических партий, присутствие на законных основаниях политического противостояния.

7.Обеспечение прав и  свобод индивидов.

При тоталитаризме отсутствуют правовое государство и гражданское общество, права и свободы человека обладают чисто формальным характером, абсолютно отсутствуют гарантии их обеспечения. Личные цели и интересы ради общих целей режима подвергаются игнорированию. Для тоталитарного режима характерно наличие системы глобального полицейского контроля, предназначенной для всеобщего устрашения и угнетения населения. Для осуществления такого контроля государство использует специальные органы безопасности, милиции, полиции и т.д., обеспечивающие надзор за людьми и использующие насильственные методы физического и морального принуждения.

В странах с авторитарным режимом права и свободы человека и гражданина объявляются, но в действительности не реализуются, ограничены их юридические гарантии. Хотя власть и опирается на силу, для режима не характерны массовые репрессии. Возможно присутствие ограниченного плюрализма. Однако граждане оказывают минимальное влияние на политическую жизнь и принятие политических решений в частности. Авторитаризм не оспаривает права на независимое самовыражение различных групп общества.

В демократических странах объявляются и реализуются основные демократические права и свободы, равенство граждан перед законом, одинаковое право на участие в политическом процессе и управлении государством. Демократическое государство отличается законным существованием плюрализма во всех областях жизни общества, исключительным преобладанием правовых методов смены власти. Беспрепятственно функционируют политические и общественные организации, представляющие интересы различных социальных слоёв населения. При правлении большинства учитываются права меньшинства, которое располагает возможностью защищать свои интересы и обладает конституционными гарантиями защиты от ущемления. Провозглашается взаимная ответственность государства и личности.

Информация о работе Политический режим.Понятие.Виды